Предыдущая публикация
Первоначально оно назвалось село Ендова по названию посуды - ендова, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.
В документах ревизской сказки 1816 г. упомянуто село «Ендова, Чикаревка тож. Владения однодворцев». Они все перечислены по фамилиям, с указанием возраста и пола, всего 689 человек, домов - 72. Однодворцы -
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 63
(...) Еще историки прошлого века отмечали: «...население Тамбова и других здешних городов было весьма ненадежно: многие акты XVII в. открывают нам, что атаманы разных воровских шаек находили себе товарищей постоянно в Тамбове»; «...в этих местах в народе было большое сочувствие к восстанию; скоро вспыхивали бунты; ничего не стоило взять город, овладеть пушками...»
В период восстания С. Разина, когда Тамбов был осажден восставшими служилыми людьми Тамбовской округи, его тогдашний воевода Пашков жаловался царю на подчиненных ему полковых казаков: «…на тамбовцев в нынешнее смутное время надеяться не на кого, потому что у них на Дону братья, племянники и дети, а иные у Стеньки Разина…».
О культурном влиянии донского казачества на часть населения вновь заселяемых земель может отчасти свидетельствоват...ЕщёТамбовский край с плодородными черноземными землями, подобно Дону, стал прибежищем беглых. В этот сравнительно безлюдный район часто заходили донские казаки, селившиеся по Хопру и его притокам.
(...) Еще историки прошлого века отмечали: «...население Тамбова и других здешних городов было весьма ненадежно: многие акты XVII в. открывают нам, что атаманы разных воровских шаек находили себе товарищей постоянно в Тамбове»; «...в этих местах в народе было большое сочувствие к восстанию; скоро вспыхивали бунты; ничего не стоило взять город, овладеть пушками...»
В период восстания С. Разина, когда Тамбов был осажден восставшими служилыми людьми Тамбовской округи, его тогдашний воевода Пашков жаловался царю на подчиненных ему полковых казаков: «…на тамбовцев в нынешнее смутное время надеяться не на кого, потому что у них на Дону братья, племянники и дети, а иные у Стеньки Разина…».
О культурном влиянии донского казачества на часть населения вновь заселяемых земель может отчасти свидетельствовать сравнительный анализ разговорной речи. Некоторые архаизмы и диалектизмы абсолютно идентичны. Например, глаголы: «аскаляться», «ащеряться» (улыбаться, насмехаться), «пестаться» (няньчиться), «очунеть» (придти в себя, выздороветь), «кричать» (плакать, рыдать), «клечететь» (замерзнуть, окоченеть), «карябать» (царапать); существительные: «карга» (ворона, вредная старуха), «шилыжина» (гибкая лозиновая ветка, обычно для наказания), «анчутка» (бесенок), «калгата» и как производное от этого глагол «калгатиться» (хлопотливая суета, беспокоиться), «корец» (черпак), «кутёнок» (щенок), «окавалок» (кусок, ломоть), «обыдёнки» (в один день, одним днем). Фонетические особенности речи казаков, в частности аканье, т.е. замена безударного «о» на «а» (галова, карова, калодец); иканье (ни знаю, ни буду, глидеть) являются до сегодняшнего дня особенностью речи жителей селений, расположенных на бывшей оборонительной черте.
Имело место и привнесение новых черт в обустройство жилья, быт, повседневную жизнь вновь заселяемого люда. Так, в безлесные или остронуждающиеся в лесоматериалах южные районы губернии, именно со стороны Дона был завезен метод строительства жилья и хозяйственных построек из самана, необожженного кирпича из глины и рубленой соломы. Само слово «саман» заимствовано у северокавказских народов и означает оставшуюся после молотьбы ломаную солому. До сего дня в тамбовских селах низкий кувшин с широким горлом для кислого молока называют, как на Дону, «махотка», а не «крынка», как в северных и центральных областях». Также чаще в этих селах песни не «поют», а «играют».
Борьба с пьянством в Чикаревке началась задолго до Горбачева.
Царские власти направляли в восставшие села и деревни карательные отряды казаков. Они жестоко наказывали крестьян. Многие были запороты карателями д...ЕщёКрестьянские «беспорядки». Наиболее грозные события в 1905 – 1907 гг. развернулись в тамбовской деревне. У крестьян долгие годы накапливалась злоба на помещиков. Нужен был толчок, чтобы эта ненависть к «барам» вырвалась наружу. Смелость крестьянам придали волнения учащихся и рабочих в городах. В июне 1905 г. начались крестьянские «беспорядки» (так их называли власти) в Борисоглебском уезде. Здесь было разграблено и сожжено несколько помещичьих имений. Осенью крестьянские «бунты» охватили всю Тамбовскую губернию. Крестьяне жгли усадьбы помещиков, захватывали их земли, вырубали лес. Всего в период революции в губернии было разгромлено свыше 300 усадеб. Крестьяне не собирались убивать помещиков, они хотели только «выкурить» их из деревни. И все-таки дворяне с ужасом покидали свои владения, призывали власти защитить их от «новой пугачевщины».
Царские власти направляли в восставшие села и деревни карательные отряды казаков. Они жестоко наказывали крестьян. Многие были запороты карателями до смерти. Жестокость крестьянского бунта и жестокость войск, защищавших помещиков, привели к немалым человеческим жертвам. А добились крестьяне совсем немногого. Царское правительство отменило их выкупные платежи помещикам, которые были уже почти полностью выплачены, сделало другие небольшие послабления крестьянам. Но главное богатство – земельные владения – помещики сохранили. После событий 1905-1907 гг. многие люди стали понимать, что революция – это большая беда. Ведь во время нее гибли русские люди от рук таких же русских людей, уничтожались созданные тяжелым человеческим трудом хозяйства, запасы продовольствия, скот, здания, книги, картины. Плохо работали железные дороги, и люди не могли вовремя получать посылки, письма, газеты, ездить на работу. Часто закрывались магазины. Родители получали немало неприятностей от своих бастующих детей-учащихся. А самое главное – жизнь после революции не стала лучше. Но тем не менее через 12лет, все повторилось и закончилось крахом Российской империи. Потом, если вспомнить 1991год в мизерных масштабах еще раз повторилось и закончилось крахом СССР. Сейчас пытаются еще раз наступить на те же грабли. Россия не выдержит очередной революции! Так как в Чикаревке не было помещиков, вроде обошлось без бузы, а вот в Осиновке помещичий дом разгромили, в Серединовке крестьяне не стали громить помещичий дом, а после революции 17 года создали в нем школу. Это было кирпичное двухэтажное здание, ходили туда на экскурсию в классе 3 или четвертом. Серединовки уже нет.
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ,
МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРОЙ,
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ
ВСЕРОССИЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ,
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ,
и прочее, и прочее, и прочее.
Объявляем всем верным Нашим подданным:
Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования.
Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского Правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.
Вынужденные, в силу с...ЕщёМанифест от 20 июля (1 августа) 1914 г. объявлял подданным Российской империи о её вступлении в войну с Германией. Документ объяснял мотивы начавшейся войны: Россия заступилась за братский сербский народ и за это подверглась нападению врага.
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ,
МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРОЙ,
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ
ВСЕРОССИЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ,
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ,
и прочее, и прочее, и прочее.
Объявляем всем верным Нашим подданным:
Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования.
Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского Правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.
Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием Наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров.
Среди дружественных сношений, союзная Австрии Германия, вопреки Нашим надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению Нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены, и встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.
Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную, родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные.
В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом и да отразит Россия, поднявшаяся как один человек, дерзкий натиск врага.
С глубокою верою в правоту Нашего дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел Мы молитвенно призываем на Святую Русь и доблестные войска Наши Божие благословение.
Дан в Санкт-Петербурге, в двадцатый день июля в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот четырнадцатое, Царствования же Нашего в двадцатое.
НИКОЛАЙ
Вступил 20 июля 1914 года.
В итоге революция и Брест-Литовский (Брестский) мирный договор, подписанный 3 марта 1918 г. делегацией советского правительства и представителями Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии, ознаменовал поражение России и окончание для нашей страны Первой мировой войны. Россия проиграла эту войну проигравшей стороне. Уникальная ситуация в истории человечества. Мы проиграли проигравшей Германии, по сути, капитулировали перед ней, она через некоторое время сама капитулировала перед Антантой. Сейчас более менее открываются архивы того времени и можно найти информацию о жителях Чикаревки (относилась в то время к Бурнакской волости), участвовавших в этой войне. Согласно Федеральному закону РФ «О днях воинской славы и памятных датах России», 1 августа является Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 гг.
Божиею волею оказалась прихожанкой храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище в Москве. Занимаюсь историей нашего храма, бывшего Никольского единоверческого монастыря, восстановлением уничтоженных захоронений ; работаю в архивах. Приобрела небольшой опыт.
Меня интересует церковь, которая была в селе Чикаревка, я ее помню, но плохо. Я была маленькой, а церковь была очень большой. Было это более 55 лет назад. Я 1959 г.р. Получается, она была разрушена (разобрана) до 1970 г. Нет ли точной даты?
Я поняла, что на месте храма теперь мемориал. Мне бы хотелось с Вами пообщаться. Хочу Вас поблагтдарить за ценные сведения по номерам фондов, куда можно было бы обратиться за информацией. Храни Вас Господь и Божия Матерь.