Является ли идея бессмертия человеческой души той конструктивной идеей, которая действительно могла бы вдохновить человека стремиться к нравственному совершенствованию сильнее, чем к здоровью, красоте, богатству и прочим очевидным благам жизни, или можно обойтись без идеи бессмертия, доказав, что все жизненные блага более доступны людям нравственным, чем безнравственным?
Древние учения, которые не могли опираться на научное подтверждение своих доктрин, но и не были смущаемы возмущением науки по этому поводу, считали именно идею бессмертия основой нравственности:
«Воистину надлежит следовать древнему и священному учению, согласно которому душа наша бессмертна и, кроме того, после освобождения своего от тела подлежит суду и величайшей каре и воздаянию.
Поэтому надо считать, что гораздо меньшее зло — претерпевать великие обиды и несправедливости, чем их причинять.
Человек жадный и нищий духом не желает об этом слышать, а если и слышит, то полагает, что над этим можно смеяться; он повсюду, словно животное, бесстыдно грабит все, что только захочет; он думает лишь о том, чтобы пить и есть и тешиться до пресыщения низменными и мерзкими наслаждениями, которые мы неверно называем именем Афродиты, оставаясь слепым и не видя, что его захватничество тесно сопряжено с нечестием и что великое зло всегда сопутствует каждой несправедливости; совершивший ее неизбежно тащит зло за собой, живя на земле, а возвратившись под землю, обречен на позорное и во всех отношениях несчастное скитание» (Платон).
Нам представляется, что существует некоторый уровень нравственного развития человека, который заставляет его следовать нравственным законам не из страха божьей кары, а из отвращения к пороку и низости как таковым.
Воспитание же отвращения ко всему низкому, порочному, несправедливому должно строиться в том числе и на убежденности в существовании как Закона причин и следствий, так и Закона перевоплощения, т.е. на понимании неизбежности воздаяния в этой или будущей жизни в виде страданий за любое неправедное деяние.
Итак, главным направлением воспитания человека является воспитание и развитие высших душевных качеств, проявление которых может быть не сопряжено с непосредственной и быстроожидаемой самостно-материальной выгодой, но соответствует истинной сущности человека, для которого познать нравственные законы и стать их естественным носителем есть высшее благо.
Это и есть правильное направление устремлений человека, ведущих его вверх по Эволюционной Лестнице Сознания к развитию и проявлению интеллектуального Разума.
© Центр Социально-Философских Исследований
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев