15 мая 2018 году открыт
Кры́мский мост, также Керченский мост — транспортный переход через Керченский пролив, соединяющий Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу. Крымский мост состоит из двух параллельных мостов — автодорожного, являющегося частью дороги А-290 (Керчь — Новороссийск), и строящегося железнодорожного, который должен стать частью линии Багерово — Вышестеблиевская. Считается самым длинным мостом в Европе и России. Общая длина Крымского моста — 19 км.
Создание моста началось после не признанного международным сообществом присоединения Крыма к Российской Федерации и резкого ухудшения российско-украинских отношений, поставившего перед российскими властями вопрос о создании независимой от Украины сухопутной связи Крыма с материковой частью территории РФ[⇨]. Автодорожный мост был открыт в 2018 году[f]. Плановый срок сдачи железнодорожного мостаСтроительные работы
Летом 2014 года Росавтодор объявил предварительную смету проекта: 150 млрд рублей на строительство транспортного перехода, 86 млрд рублей на подготовительные работы и 51 млрд рублей на строительство подъездных дорог[50].
30 января 2015 года исполнителем работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив было назначено ООО «Стройгазмонтаж»[64], а также была ограничена стоимость проекта суммой в 212,5 млрд рублей в ценах 2015 года[65]. Срок начала движения в рабочем режиме по автодорожному мосту и «временной эксплуатации» железнодорожного моста распоряжением правительства РФ был назначен на декабрь 2018 года[66], однако последний срок позднее был перенесён на год — на декабрь 2019 года[67][68], поскольку «строительство железнодорожного моста занимает больше времени, чем автомобильного, и технически более сложно»[69]. По заказу ООО «Стройгазмонтаж» разработку проектной документации осуществило ЗАО «Гипростроймост — Санкт-Петербург»[59]; в апреле 2015 года началось возведение временных технических сооружений[70]. К февралю 2016 года проект прошёл экспертизы и получил разрешение на строительство[60][71]. Летом 2016 года ФКУ Упрдор «Тамань» утвердило общую смету проекта в размере 227,92 миллиарда рублей[72][73].
Крымский мост перед открытием его автодорожной части, 15 мая 2018
Президент России Владимир Путин на церемонии открытия автодорожной части моста, 15 мая 2018 года
В феврале 2016 года началось строительство самого моста[6]. В начале года начались работы по погружению свай в основание опор[74][75], а в апреле была сооружена первая опора[76]. В июне началась установка первых пролётных строений[77]. 16 августа 2017 года завершилась установка свай автодорожного моста[78], 29 августа закончилась операция по транспортировке и установке железнодорожной арки в центральный судоходный пролёт над Керчь-Еникальским каналом[79]. 12 октября 2017 года закончилась операция по транспортировке и установке автодорожной арки[80]. 4 декабря 2017 года было завершено возведение всех опор автодорожного моста и половины опор железнодорожного моста[81], 20 декабря — пролётных сооружений автодорожного моста[82]. 26 апреля 2018 года была завершена укладка асфальта на автодорожном мосту[83][84] и мост прошёл приёмочные обследования, что стало основанием для последующего введения его в эксплуатацию[42][85][86][87].
Начало эксплуатации автодорожного моста
15 мая 2018 года состоялась церемония «официального открытия» автодорожного моста через Керченский пролив с участием президента Путина[19][88], а 16 мая, в 5:30 по московскому времени, мост открыли для транспорта с максимальной разрешённой массой менее 3,5 т[89]; по официальным сообщениям, к вечеру этого дня суммарно в обе стороны по мосту проехали почти 14 тысяч транспортных средств, и тем самым был побит абсолютный рекорд Керченской паромной переправы[90][j]. К 16 июля по мосту проехало более миллиона автомобилей[91]. В полночь 1 октября мост был открыт и для автомобилей с максимальной разрешённой массой свыше 3,5 тонн[20][21]; ранее установленные запрещающие знаки были демонтированы[92]. Запрет на перевозку через мост опасных грузов (в том числе на проезд бензовозов[93]) был сохранён[94][95][96]. Всего за период с открытия моста 16 мая 2018 года по 30 ноября 2018 года по мосту проехало более 3,3 млн автомобилей и, по оценке Минтранса, таким образом потребители сэкономят более 11 млрд руб. в год, что делает вероятной полную окупаемость моста к 2035 году[97].
Строительство железнодорожного моста
Строительство железнодорожного моста тем временем продолжилось; к 4 июня 2018 года было завершено создание его свайных фундаментов[98][99], 25 июля началась укладка рельсовых путей[100], к первой половине ноября 2018 года было завершено формирование опор[101][102][103][104]. Завершение строительства железнодорожного моста ожидается к декабрю 2019 года[8][105], продажа билетов на поезда в Крым, по сообщению пресс-службы «Крымской железной дороги», должна начаться 9 декабря 2019 года[106]. 20 ноября 2018 года Росжелдор отменил тендер на электрификацию участка транспортного перехода через Керченский пролив до посёлка Багерово в Крыму (железнодорожного моста и подхода к нему) из-за переноса дороги, на пути которой оказался найденный археологами древний город[107].
14 марта 2019 года было объявлено, что строители железнодорожной части Крымского моста уложили 19 из 38 километров пути на обоих направлениях. Таким образом, по состоянию на середину марта 2019 года уложена половина из всего 38-километрового участка железнодорожного пути, предусмотренного проектом и необходимого для ввода в промышленную эксплуатацию участка Багерово — Вышестеблиевская[108][109][110]. К 24 марта была завершена сборка железнодорожных пролётов моста[111].
Реакция Украины и международного сообщества
Создание Крымского моста и открытие автодорожного сухопутного сообщения через Керченский пролив вызвали резко негативную реакцию Украины, рассматривающую строительство как незаконное (поскольку она, «как прибрежное государство в отношении Крымского полуострова», не давала на него своего согласия[112][113][k]) и включившую претензии по его строительству в свой иск против России о нарушении последней Конвенции ООН по морскому праву[115], а по факту строительства моста украинской прокуратурой было возбуждено уголовное дело[116]. CША и Европейский союз также выступили с осуждением строительства и открытия моста и ввели санкции в отношении участвующих в его создании организаций[117][118][119], в декабре 2018 года открытие моста через Керченский пролив осудила Генеральная Ассамблея ООН[120][121][122][123]. Сама Россия отвергает обвинения в нарушении конвенции (и её применимость к данному вопросу, так как Керченский пролив и Азовское море являются внутренними водами[124][l]), заявленный статус Украины как «прибрежного государства» в отношении Крыма[128] и, соответственно, не намерена «спрашивать разрешения на строительство транспортной инфраструктуры в интересах жителей российских регионов»[129].
Украинские власти также обвиняли Россию в нанесении вреда окружающей среде в Керченском проливе при строительстве моста, включив эти претензии в свой иск против России. Российские власти, в свою очередь, отвергают эти обвинения; по словам министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского «при проектировании моста приняты беспрецедентные меры для исключения воздействия на экосистему»[130].
Выбор названия
До присоединения Крыма к Российской Федерации и некоторое время после него мост не имел официального названия[74]; объект именовался по-разному: Крымский мост, Керченский мост или мост через Керченский пролив[131]. 23 декабря 2016 года, отвечая на соответствующий вопрос на ежегодной пресс-конференции, президент России Владимир Путин предложил провести опрос о названии моста[74]. Соответствующее официальное интернет-голосование по выбору названия моста началось 16 ноября 2017 года и продолжалось месяц. Самым популярным стал вариант «Крымский мост», набравший 64 % голосов[m], именно этот вариант и стал официальным названием перехода через пролив, которое будет отображено на картах и дорожных указателях[1][134].
Украинские власти считают официальное российское название «пропагандистским»[135] и называют транспортный переход Керченским мостом[135][136] или мостом через Керченский пролив[137].
Неофициальный талисман
Неофициальным талисманом моста во время его строительства стал кот Мостик, живший на КПП стройки. Рыжий котёнок появился на стройке в 2015 году благодаря первым охранникам, которые его заметили и подобрали[138][139][140]. Кот был назван Мостиком[141], а дату его рождения стали отмечать в День мостов — 29 ноября, так как настоящая дата рождения неизвестна[138].
Перед официальным открытием движения по Крымскому мосту Мостик первым «прошёл» по мосту[138].
Общие характеристики
Транспортный переход состоит из двух параллельных мостов — автодорожного и строящегося железнодорожного. Они начинаются на Таманском полуострове, проходят по Тузлинской косе и острову Тузла, пересекают фарватер, огибая мыс Ак-Бурун[59][n], и завершаются в Керчи[143]. Длина транспортного перехода в границах проектирования — 19 км, железнодорожного моста — 18 км[4], автодорожного — почти 17 км (без насыпей на керченском берегу)[4][144].
Wikimedia | © OpenStreetMap
Крымский мост. Синим обозначена административная граница Республики Крым/АРК, в пределах которой расположена бо́льшая часть Крымского моста
Иногда в СМИ Крымский мост называют крупнейшим в России[145][146][18], что отражает позицию России, которая фактически контролирует оба берега пролива и провела работы по проектированию и строительству моста. При этом бо́льшая часть моста находится в административных пределах Крыма, присоединение которого к России не получило международного признания, а участок моста, расположенный в пределах Краснодарского края, по сравнению с другими мостами России не является самым длинным[o]. В ряде СМИ[18][147] также высказывается мнение, что Крымский мост является самым длинным в Европе (что соответствует принятой в Америке[148] концепции проведения границы Европы и Азии по Большому Кавказу). В то же время, в европейской географической науке более общепринятой является концепция[149][150][151], согласно которой граница Европы и Азии проводится по Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю и Керченскому проливу, при этом Крымский мост соединяет две части света — Европу и Азию[152].
Мосты проходят длинными эстакадами. Длина пролётов в основном от 55 до 63 м[3][153][154], судоходные пролёты над Керчь-Еникальским каналом проходят по аркам автодорожного и железнодорожного мостов длиной 227 м[3] и высотой 45 м с подмостовым судоходным габаритом высотой 35 м и шириной 185 м[5][155][156], являющимся крупнейшими элементами транспортного перехода[157][158].
Заявляется, что Крымский мост не потребует ремонта как минимум в ближайшие 100 лет[159]. Проектная сейсмоустойчивость транспортного перехода должна обеспечить сохранность Крымского моста при землетрясениях до 9 баллов[160][161]. Сейсмоустойчивость автодорожного моста должны обеспечить шок-трансмиттеры, тогда как на железной дороге «антисейсмическое закрепление пролётов <…> предусмотрено за счёт выполнения неподвижных и линейно-подвижных опорных частей, так что при землетрясении сейсмические силы передаются на промежуточные опоры»[153].
Автодорожный мост представляет собой четырёхполосную скоростную дорогу (категория IБ). Расчётная скорость движения по мосту[p] составляет 120 км/ч, фактическая максимальная разрешённая скорость движения[q] — 90 км/ч[162]. Пропускная способность моста — 40 тысяч автомобилей в сутки[163][164]; действующий рекорд суточного трафика составляет 33 359 автомобилей (в том числе около 18 тысяч по направлению в Крым) и был установлен 12 августа 2018 года[165][166].
Железнодорожный мост должен стать бесстыковой двухпутной железной дорогой II категории. Он рассчитан на движение поездов массой до 7,1 тыс. тонн со скоростью до 120 (для пассажирских поездов) или 80 (для грузовых) км/ч[167]. Предусматривается создание воздушной контактной сети для электрификации железной дороги (переменный ток, ~25 кВ, 50 Гц[168]). Ожидаемая пропускная способность в первый год эксплуатации — 47 пар поездов в сутки[163].
Защита транспортного перехода
Позиция обзорной РЛС воздушной и морской обстановки ПВО и ВМФ РФ
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» В. Мураховский заявил, что вокруг Крымского моста формируется зона безопасности, напоминающая концепцию A2/AD, и подразумевающая отражение нападения от внешних вооружённых сил. По мнению члена Военно-промышленной комиссии России, в составе «зоны запрета доступа» будут находиться «автономные подводные аппараты» и собственная система ПВО из «Тор» и «Бук»[169][170].
Для обнаружения и уничтожения диверсантов-пловцов была сформирована морская бригада по охране Крымского моста в составе морских частей Росгвардии, получившая шесть противодиверсионных катеров проекта 21980 и два транспортно-десантных катера «БК-16»[171][172][173][174][175]. Также используется смонтированная в акватории сеть подводных гидрофонов «Амулет-П» для обнаружения террористов-пловцов; в случае их срабатывания в соответствующую зону направляется скоростной катер проекта 03160 «Хищник» c отрядом бойцов-аквалангистов до 20 человек[171][176][177].
Транспортные подходы
Специалисты Росавтодора в Едином центре управления дорожным движением по мосту
К автодорожному мосту в Краснодарском крае подходят 40 км[178] дороги, ответвляющейся от старого маршрута дороги А-290[179], а в Крыму — 8,6 км[180][181][182][183] дороги от развязки на трассе Симферополь — Керчь[179]. От крымского подхода также началось строительство автодороги Р-260 «Таврида» (Керчь — Симферополь — Севастополь), общей протяжённостью 250,7 км[178][182][184], первая очередь которой[r] открыта 31 декабря 2018 года[184]. Подходы к мосту и трасса «Таврида» (в её ожидаемом проектном исполнении) — четырёхполосные скоростные автодороги с расчётной скоростью движения 120 км/ч[185][186].
Железнодорожный мост должен стать частью новой линии железной дороги Багерово — Вышестеблиевская[187]. Со стороны Краснодарского края строится двухпутная железная дорога протяжённостью почти 40 километров[188] с ответвлением в сторону Крымского моста[189], одновременно с дорогой строится станция Тамань-Пассажирская[190]. Проектом крымского подхода предусматривается создание двухпутной 18-километровой железнодорожной линии и новой железнодорожной станции Керчь-Южная, реконструкция станции Багерово и создание ряда путепроводов и железнодорожного тоннеля[191]. Федеральная целевая программа предусматривает электрификацию и усиление железной дороги Джанкой — Феодосия — Керчь протяжённостью 207 км[192]. — декабрь 2019 года
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев