(Отрывок из методического руководства)
В ходе нейропсихологической экспресс-диагностики по авторской методике, разработанной в Центре управления стрессом (СПб) обязательно учитываются и оцениваются все особенности работы мозга, что помогает составить ясный, четкий портрет каждого конкретного ребенка.
Данное методическое руководство разработано по результатам обследования свыше 300 детей как с некоторыми трудностями в развитии, так и достаточно здоровых. Благодаря данному руководству, вы можете узнать: к какому нейропсихологическому типу относится ваш ребенок (например, левополушарный левоухий мальчик или правополушарная праворукая девочка и т.д., всего 14 типов). В зависимости от организации работы мозга будут различны темперамент, характер, вид мышления, памяти, склонности, способности, таланты, профессиональные предпочтения и многое другое.
Естественно, квалифицированный специалист более профессионально проведет диагностику ребенка, использует все необходимые тесты и пробы, учтет все особенности ребенка и выдаст полностью обоснованное заключение.
Настоящее методическое пособие разработано специально для заинтересованных родителей и дает возможность в «домашних условиях» оценить своего ребенка, используя минимальное количество диагностических методик. После проведения тестов и определения ведущей руки, уха, глаза, ведущего полушария, степени праворукости, можно отнести ребенка к одному из 14 нейропсихологических типов и узнать максимально возможное количество информации о своем маленьком «хирурге, художнике или… президенте», ведь каждый тип дополнительно назван по основной профессии, которая наиболее ему соответствует. Обязательно учитывайте всю полученную информацию в воспитании, обучении ребенка и выборе для него наиболее подходящей школы и дальнейшего профессионального пути.
Итак, если вы хотите «в домашних условиях» узнать ведущее полушарие, то вам потребуется ненавязчиво и незаметно, не заостряя внимания ребенка на этом, попросить его выполнить следующие задания.
I. Определяем ведущую руку.
Для определения ведущей руки можно предложить ребенку: похлопать в ладоши (ведущая рука сверху), отвинтить пробку с бутылки, крышку с банки или гайку с болта (ведущая рука сверху), погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит), вдеть нитку в иголку (ведущая рука вдевает), раздавать карты (ведущая рука раздает), проделать движение игры «Сорока» — рисовать пальцем круги на ладони (ведущая рука рисует).
Конечно, для точной классификации важен еще ряд факторов, которые желательно учитывать. Например, интересна и показательна такая проба, как «Перекрест рук» («поза Наполеона»): попросить ребенка сложить руки на груди и отметить, какая рука будет сверху. Также важна проба «Перекрест пальцев»: попросить ребенка сложить руки в замок и отметить, какой палец будет сверху.
По результатам всех проб по наибольшему показателю определяем ведущую руку.
Дополнительно для определения ведущей руки можно провести следующий тест (как для ребенка, так и для взрослого). Необходимо ответить на следующие вопросы: Какой рукой пишет? Какой рисует? Какой бросает камень или мяч? Какой режет ножницами? Какой рукой бьет молотком? В какой руке держит зубную щетку? Какой рукой чистит обувь? В какой руке держит расческу? Какая рука при аплодировании находится сверху? Какой рукой раздает играль¬ные карты? Какой рукой вдевает нитку в иголку? В какой руке держит ложку?
Варианты ответов: «Только правой» (+ 2 балла), «чаще пра¬вой» (+ 1 балл), «только левой» (- 2 балла), «чаще левой» (- 1 балл).
Интерпретация результатов:
От +9 до +24 баллов – праворукий.
От — 8 до +8 баллов — амбидекстер, то есть почти одинаково уверено владеет обеими рука¬ми.
От — 9 до-24 баллов – левша.
Также проводим несколько проб для определения ведущего глаза, ведущего уха и ведущей ноги (см. ниже).
II. Определяем ведущий глаз.
Для определения ведущего глаза попросите ребенка: посмотреть через дырочку, проделанную в листе бумаги (смотрит ведущим), посмотреть в подзорную трубу (смотрит ведущим), попросить быстро зажмурить один глаз (зажмуривается не ведущий), оценить наклон головы при записи имени, рисовании (глаз, противоположный стороне наклона, оценивается как ведущий).
III. Определяем ведущее ухо.
Для определения ведущего уха попросите ребенка: приложить ухо к дверям и послушать; поднести к уху часики и послушать, как они тикают; приложить ухо к маминой груди и послушать, как бьется сердце (слушает ведущим ухом); попросить показать, как он разговаривает по телефону; отмечайте, каким ухом ребенок поворачивается к вам, когда вы тихо говорите; отмечайте, каким ухом ребенок поворачивается в сторону неожиданного или интересного звука.
IV. Определяем ведущую ногу.
Для определения ведущей ноги попросите ребенка: попрыгать на одной ножке (прыгает на ведущей ноге), ударить по мячу (бьет ведущая нога), сидя на стуле, положить ногу на ногу (сверху – ведущая нога).
Ведущая нога при этом имеет минимальное значение в определении ведущего полушария. Только если для уточнения низкой (если ведущая левая нога) или высокой (если ведущая правая нога в дополнение ко всем другим «правым» показателям) степени праворукости.
Таких проб надо делать несколько для каждой проверяемой части тела, чтобы не ошибиться и быть точно уверенным. Тот глаз (ухо или нога), который наберет большее количество баллов, и будет ведущим.
Даже если ребенок послушно пишет правой рукой, это еще не факт, что он – правша. Для истинных «правшей» ведущими должны быть также и правый глаз, ухо и нога, а для «чистых» левшей соответственно левый глаз, ухо и нога.
V. Определяем скрытое левшество.
Есть еще такое понятие, как скрытое левшество, которое может свидетельствовать о том, что ребенок – возможно, переученный левша, или в его роду были левши, или не завершился процесс межполушарной дифференциации. Так или иначе, степень праворукости при этом снижается.
Для определения скрытого левшества, попросите ребенка: не отрывая карандаша от бумаги, ведущей рукой (т.е., обычно, правой) нарисовать на одном месте много-много кружков, размешать сахар в стакане. стоя, покружиться в удобную сторону.
Если ребенок выполняет эти действия против часовой стрелки, значит, данный признак присутствует и может свидетельствовать о низкой степени праворукости и возможном скрытом левшестве.
VI. Определяем ведущий канал восприятия ребенка.
Ведущий канал восприятия уже дается в типологическом описании. Поэтому самостоятельное его определение не обязательно, но выводы, сделанные на основе наблюдений за ребенком могут быть полезны для принятия окончательного решения в отношении выбора правильного нейропсихологического типа.
Итак, понаблюдайте за ребенком, причем наблюдение возможно даже за ребенком до 1 года (* отмечены особенности, проявляющиеся после года) и сравните с приведенными ниже описаниями.
Визуал. Во время кормления грудью ребенок рассматривает лицо матери, а не закатывает глаза. Использует жесты, а не звуки, когда хочет что-то выразить. Рано начал тянуться за предметами. Любит обследовать руками маленькие предметы. Часто играет тихо. Молчалив, поздно начинает лепетать. Любит подвешенные игрушки, яркие цвета, движение вокруг. Нравятся игры «Ладушки» и «Прятки». С удовольствием смотрит, когда ему строят рожицы. Рано начинает и очень любит рассматривать книжки с картинками. Может подолгу играть с конструктором, пирамидкой, игрушками с рычажками и кнопками. Любит смотреть на себя в зеркало, корчить рожицы. Во время игры любит наблюдать за своими руками. Успокаивается при виде знакомого лица или игрушки. Легко отвлекается сменой обстановки. Незнакомые лица или предметы вызывают беспокойство. Слушает неохотно и недолго. Мало двигается всем телом. Быстро запоминает цвет, форму, размеры. С удовольствием рисует. Любит вырезать*. Играет в видеоигры*. Любит смотреть мультфильмы*.
Аудиал Начал рано лепетать, вообще любит «поговорить». Легко следует инструкциям. Издавая звуки, использует различные интонации. Пытается подражать звукам речи. Вспыльчив. Ему нравятся погремушки и шумные игры. Любит кукольные представления, стихи, песни, сказки, колыбельные. Всегда прислушивается к разговорам окружающих. Старается извлечь из игрушки какие-нибудь звуки. Поздно научился сидеть, но при этом много лепетал. Больше любит «поговорить», чем подвигаться. Предпочитает шумящие и поющие звуки. Успокаивается, заслышав знакомый голос или музыку. Его можно отвлечь, если предложить ксилофон или детское пианино. Щелкает языком, чмокает губами. Пытается привлечь к себе внимание с помощью звуков уже с трех месяцев. Любит разговаривать по игрушечному телефону. Стучит крышками кастрюль. Очень чутко спит, посыпаясь от любых более-менее громких звуков. У него не слишком хорошо развита координация движений. Любит играть в игры, связанные с отгадыванием слов*. Подражает интонациям и звукам*. Любит составлять рассказы, используя в речи сложносоставные предложения*.
Кинестетик. Качает головой, когда нужно говорить «нет», предпочитает жесты словам. Импульсивно хватает игрушки и предметы. Редко лепечет. Обожает, когда его возят в коляске, когда подбрасывают и щекочут. Любит, когда его держат на руках или баюкают. Часто стучит по кроватке, раскачивает ее. Обожает гимнастику. Ему нравиться, когда его возят на велосипеде, когда он в «прыгунках». Очень активен. Рано научился переворачиваться, сидеть, ползать и т.д. Ему нравиться катать игрушки. Его можно успокоить массажем. Любит купаться. Выгибает спину, когда его что-то беспокоит. Любит играть со своими руками и ногами. Часто берет в рот различные предметы. Во время еды ему нравиться двигаться. Бесстрашен. Любит физически активные игры. Обожает прыгать на коленях у родителей. Рано начинает различать и запоминать запахи*. Любит нюхать и пробовать пищу, готовить*. Любит танцевать*. Активно занимается спортом*.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2