По дороге ул. Московской катят и катят большие и маленькие машины, спешат трактора и автобусы по своим делам, и почти никто низ них не знает, что дорога, по которой они мчатся – это часть большого Сибирского Тракта, который был когда-то, можно сказать, единственной сухопутной дорогой от Екатеринбурга до Иркутска. Много бы чего мог рассказать Тракт, если бы к нему прислушались. С гордостью он вспоминал, как его называли «Государевой дорогой», как на этом лесисто-болотистом месте он оказался в 1816 году по Указу Его Императорского Величества. Тогда было решено сократить путь и спрямить Тракт, как говорили в народе: «лишку давали, езда была плоха… », в результате чего и появился, «на пустопорожнем месте», населенный пункт Болотное, как ямщицкая стоянка на Московско-Иркутском Тракте, где проходила смена лошадей и обмен почтой. И свое название поселение получило от речки Болотной, протекающей невдалеке от новой дороги – Тракта.
Особенно запомнились Тракту первые поселенцы новой деревни по фамилии: Басалаевы, Шелковниковы, Голяшевы. Они приехали из соседних деревень – Голяшевой, Моховой. Строили вдоль Тракта большие добротные дома. Здесь они решили поселиться навсегда, здесь будут жить их дети и внуки. И улицу они назвали не мудрствуя – улица Московский Тракт.
Многое повидала эта улица, стоящая на Тракте. Видела она проносящиеся по Тракту быстрые экипажи с важными господами, едущими в губернский город Томск из далекой Москвы, видела она обозы с ценными грузами. Видела улица и боль людскую, слышала стоны кандальников, которые шли в лаптях или вовсе босыми по Московскому Тракту на далекую каторгу, закованные в тяжелые железные кандалы. Она с жалостью и страхом смотрела на измученных голодных людей, которые, понурив головы, медленно и устало брели по дороге, но помочь им она ничем не могла. (Кстати, в Болотнинском районном музее хранятся такие кандалы. Они экспонируются в зале старины и привлекают к себе внимание посетителей).
Однажды по Тракту проехал тарантас, запряженный парой лошадей, в котором находился важный и сердитый господин. Как потом выяснилось, это был русский писатель Антон Павлович Чехов, и Тракту было не очень приятно слушать его мнение о себе: «В продолжении всего года дорога остается невозможной… Сибирский Тракт самая большая, и кажется, самая безобразная дорога во всем свете…» написал Антон Павлович в своем дневнике. Но как говорят в народе - из песни слов не выбросишь, поэтому Тракт не очень-то и обиделся. Действительно, зимой снежные сугробы, осенью и весной непролазная грязь, да еще и разбойнички промышляли. Но, несмотря на это, движение по Тракту шло круглосуточно. На запад тянулись обозы с чаем, пушниной, рыбой, кожей, маслом и другим грузом. А на восток везлись промышленные товары, оборудование для золотоприисков. Труд ямщика требовал большой физической силы и выносливости. Днем и ночью, при любой погоде, везли они тяжелый груз и пассажиров по узкой ухабистой дороге. Дорога требовала постоянного ухода. Работа на дороге называлась прокопами, количество верст было закреплено за каждым поселением.
Время шло, Сибирь развивалась и пропускной способности тракта уже недоставало. И вот в 1896 году через Болотное прошла Транссибирская железнодорожная Магистраль и по тракту сразу же уменьшился поток гужевого транспорта. Основной транспортной артерией стала железная дорога: по ней ехали переселенцы на новые места жительства, по ней перевозились промышленные и сельскохозяйственные грузы.
Но и до нашего времени улица Московский тракт или как ее стали называть с 50-х годов улица Московская остается одной из самых значимых улиц города Болотное. Здесь когда-то проходили праздничные колонны демонстрантов на 1 мая и 7 ноября. Эта улица слышала звонкие голоса детей, звуки горна и барабана в день пионерии на 19 мая. По этой улице до сих пор спешат дети в музыкальную школу и в новое замечательное здание библиотеки. Это была первая заасфальтированная улица нашего города, это на ней, в центре, установили первый светофор. Улица Московская была и остается главной улицей нашего города, главной улицей нашей малой родины – города Болотное.
Автор: Тамара Хомченко — методист Болотнинского районного историко-краеведческого музея.
#Диалог_Болотное информирует #Болотнинскийрайон
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 17