Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 15-46; Глава 23, стихи 1-39
15
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16
И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17
итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19
покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20
И говорит им: чье это изображение и надпись?
21
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22
Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
23
В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24
Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
25
было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26
подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27
после же всех умерла и жена;
28
итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29
Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30
ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31
А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32
Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
33
И, слыша, народ дивился учению Его.
34
А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38
сия есть первая и наибольшая заповедь;
39
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41
Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42
что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43
Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44
сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45
Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46
И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Евангелие от Матфея, Глава 23
01
Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
02
и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
03
итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
04
связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
05
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
06
также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
07
и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
08
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
09
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
11
Больший из вас да будет вам слуга:
12
ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
13
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16
Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17
Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18
Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19
Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20
Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21
и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22
и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24
Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28
так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
29
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30
и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31
таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32
дополняйте же меру отцов ваших.
33
Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34
Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35
да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36
Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38
Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39
Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Толкование дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Страстная седмица — это не только время особого молитвенного подвига, но и время размышлений. Сегодня можно задуматься над одним примечательным фактом из жизни Спасителя. Христос идёт на страдания не потому, что у Него случился конфликт с язычниками. Но потому, что против Него ополчились иудейское священство и другие ревнители иудейского благочестия. Задумайтесь об этом! На тот момент — это представители единственной на земле богодухновенной религии. Той религии, которую дал человеку Сам Бог. Той религии, которая являла людям доступную им на тот момент полноту Откровения о Творце. Почему же эти люди, которые посвятили свои жизни тому, чтобы дождаться Мессию, когда этот Самый Мессия приходит, восстают против Него? Только что мы услышали весьма объёмный отрывок, в котором рассказывается о целой череде столкновений Спасителя и религиозных лидеров еврейского народа. Все эти эпизоды говорят об одном: у Христа и Его оппонентов было разное отношение к Богу и религиозной традиции.
Ядром религиозной традиции иудеев является Тора, закон Моисея, а также писания пророков. Все эти священные тексты со временем обросли бесчисленным количеством комментариев, и уже эти комментарии наряду с самим законом и пророками стали рассматриваться как голос Бога. Неслучайно во времена Христа в ортодоксальном иудаизме сложилось такое представление, что Бог больше не говорит через Своих посланников, и всё, что осталось людям, — Его голос в тексте. А потому неслучайно иудейскую религию нередко называют религией книги. Книжные правила регламентировали духовную, семейную и социальную жизнь правоверного еврея. Буквально на каждый его шаг, даже, казалось бы, на самый нейтральный и незначительный, существовала скрупулёзная инструкция. Каждое даже бытовое действие можно было оценить как хорошее или плохое с точки зрения тщательности исполнения этой инструкции. Отсюда и странные вопросы, которые книжники и фарисеи постоянно задают Христу. Они хотят, чтобы Он вместе с ними увяз в богословской и юридической казуистике. И для них это жизненно важно. Они искренне боятся погрешить против традиции, которая хранится в бесконечных комментариях на священные тексты и сводах правил, где указывается, как правильно жить. Однако в их жизнях нет живого Бога. Творец превратился для них в священные свитки, растворился в ритуалах богослужения и формах обрядового благочестия. А духовная жизнь стала блужданием в этом лабиринте мёртвой буквы.
В ответ на это Христос и отвечает им, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых. То есть Он Сам живой. Он Дух, который везде проникает и всё наполняет. И Он всегда говорит с человеком, если человек обращается к Нему. И на многие свои вопросы иудеи сами могли бы получить ответы, если бы научились сердечному разговору с Творцом. Если бы не цеплялись так судорожно за свою формальную казуистику.
Важно об этом помнить и нам. Христианство — не религия буквы, не религия книги. Это религия Духа. Наши священные тексты, наши правила, наши обряды — всего лишь Его отпечатки в истории. А потому наша духовная жизнь серьёзно пострадает, если мы не будем искать личного, молитвенного общения с Творцом. Ведь, как говорит апостол Павел, «буква убивает, Дух животворит». И не будем смущаться, что наш собственный голос слишком слаб и незначителен по сравнению с голосами святых, которые были до нас. Ведь Христос для того и стал человеком, для того и пострадал, для того и умалился, чтобы стать ближе ко всякому, даже самому немощному Своему ребёнку.
Евангелие на Литургии Преждеосвященных Даров.
От Матфея святое благовествование
ГЛАВА 24.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;
37 но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38 ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого;
40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Глава 25.
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
"В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон - это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни. Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении.
Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.
Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни - озарение светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь.
Нет комментариев