От Матфея святое благовествование
Глава 26.
1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
Феофилакт, блж. Благовестник или толкование на Евангелие от Матфея
Глава 26
"Иисусу же бывшу в Вифании в дому Симона прокаженнаго, приступи к Нему жена сткляницу мира имущи многоценнаго, и возливаше на главу Его возлежаща."
Некоторые говорят, что было три жены, которые помазали Господа миром, и о которых упомянули все четыре евангелиста. А другие полагают, что их было две; одна, упоминаемая у Иоанна, то есть Мария, сестра Лазарева, другая та, которая упоминается у Матфея; она одна и та же с упоминаемою у Луки и Марка. О Симоне прокаженном некоторые говорят, что он был отец Лазаря, что Господь очистил его от проказы и угощен был им. Сказывают также, что, когда Господь говорил ученикам: идите ко онсице и покажет вама горницу постлану, то посылал их к сему Симону, который, так говорят, и принял Господа, и Господь совершил у него пасху. Видя сего прокаженного очищенным, и означенная жена возымела веру, что и она получит отпущение грехов и очистится от своей душевной проказы. По вере она идет, покупает драгоценное миро и с дерзновением возливает на главу Господа, отдавая чрез это честь важнейшей части тела. Так и ты, когда одержим бываешь душевною проказою, превозносясь фарисейски и удаляясь чрез то от Бога, прими в дом свой Иисуса и помажь Его миром добродетелей. Ведь и ты можешь изготовить своего рода миро очистившему тебя от проказы Иисусу и возлить на главу Его . Что же означает глава Христова? Не иное что, как Божество Его, которому приносится благовоние добродетелей: да исправится молитва моя, сказано, яко кадило пред Тобою (Псал. 140, 2.). И ты приноси Божеству Христову благовоние мира, составленного из добродетелей. И чти Господа, исповедуя Его не только человеком, но и Богом, ибо чрез сие ты также помазуешь главу Его благовонным миром, то есть православно богословствуешь.
Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 17-50
17
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
19
Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
20
Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21
Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22
Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23
Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24
Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25
Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26
Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27
Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28
Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29
Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30
Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31
Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32
И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33
Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
34
Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
35
Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36
Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
37
Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38
да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
39
Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40
народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
41
Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
42
Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43
ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
44
Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45
И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46
Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47
И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
48
Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
49
Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
50
И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
Толкование дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Пространный отрывок, который только что прозвучал, содержит в себе слова Христа, адресованные иудеям, пришедшим на праздник Пасхи в Иерусалим. Народу было много. А потому это была прекрасная возможность проповеди Евангелия. И Господь использует эту возможность. При этом все Свои слова Он подкрепляет чудесами: воскрешает Лазаря, беседует на виду у множества народа со Своим Небесным Отцом. Люди по-разному реагировали на призывы Христа. Были те, на кого это не произвело никакого впечатления. Они словно не видели и не слышали ничего из того, что говорил и делал Спаситель. Для того, чтобы указать на причину этого, евангелист Иоанн цитирует пророка Исаию, который говорил о своих современниках, отвернувшихся от Бога: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Однако, были и те, кто признал в Иисусе Сына Божия и Мессию. Многие из них принадлежали к начальникам и религиозным лидерам евреев. О них евангелист говорит особо. Он отмечает, что они хоть и уверовали, но не пошли за Спасителем, так как боялись, что их отлучат от синагоги. Ведь Христа считали богохульником. Следовательно, и те, кто ходит с Ним, также предатели родной веры. Евангелист указывает и на подлинную причину этого страха: эти уверовавшие, по его словам, возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Людей держал страх потерять удобство и комфорт, стать аутсайдерами, подвергнуться бойкоту и остракизму. Именно для них Господь и приводит образ пшеничного зерна. «Если пшеничное зерно, — говорит Он, — пав в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода».
Подлинное ученичество не ограничивается тем, что мы признаём во Христе Бога, Который сотворил этот мир. Не ограничивается тем, что мы соглашаемся в своей голове с другими истинами христианской веры. Всё это лишь вешки, указатели на пути. Подлинное ученичество — это всегда конкретные шаги, это вполне определённые действия. Нет действия, нет веры. Есть лишь её иллюзия. В иллюзии находиться удобно. Вроде и Богу верен, со всем, что говорится в Евангелии, согласен, и живёшь комфортно, ни в чём себе не отказывая. Однако это самообман. Реальное следование за Христом — это постоянный, ежедневный выход из того, что современная психология называет зоной комфорта. А потому подлинная, действенная вера — это всегда умирание. Это всегда действия в ущерб собственному больному эго. Исполняем заповеди, страдает наша самость, постепенно уменьшается наш эгоизм. Но вместе с этим в нашей душе становится всё больше и больше пространства для божественной благодати. Её всё больше наполняют вера, надежда и любовь. А потому подобная смерть, смерть ради Христа и Его Евангелия, это не конец существования, это преображение, которое связано с обновлением и воскресением в новую жизнь. Как говорит об этом сегодня Сам Спаситель: «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную».
Нет комментариев