Выпускникам нашей школы посвящаю свой очерк "Родная школа".
РОДНАЯ ШКОЛА
Очерк
Кто не завоевал будущее, тот ничего не завоевал.
Только тот является завоевателем, кто завоевал будущее.
А его мы завоёвываем в школе.
А.В. Луначарский
Полувековой юбилей общеобразовательной (в прошлом– средней)
школы № 103 Петровского района города Донецка совпал с первым перемирием в гражданской войне на Донбассе, объявленным с 3 сентября 2014 года. Представители Украины, России, специальной мониторинговой миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик подписали в Минске соглашение о прекращении боевых действий между противоборствующими сторонами.
А до этого, ранним утром 17 августа 2014 года , родная школа впервые подверглась обстрелу украинской артиллерией. Снарядами реактивных установок залпового огня (РСЗО) «Град» были разбиты двери, стёкла и оконные рамы в помещениях школы, спортзала и других построек.
Родители, рабочие шахты «Трудовская», старшеклассники приложили немало сил, чтобы убрать мусор, застеклить окна, отремонтировать двери к началу учебного года. Но торжественно отпраздновать 50-летний юбилей школы не удалось. В посёлке шахты «Трудовская», на Жилплощадке, где расположена наша школа, артиллерия не стреляла только три дня. В народе говорят , что слово как воробей, скажешь – не
поймаешь. Слова президента Украины Петра Порошенко о том, что дети блокадного Донбасса будут жить в подвалах, навсегда останутся в памяти моих земляков. Выполняя указание своего Верховного Главнокомандующего, украинские артиллеристы и танкисты вновь начали обстреливать жилые посёлки и территорию вокруг школы. 13 ноября 2014 года снаряд приземлился недалеко от центрального входа, в пяти метрах от здания школы, в котором находятся кабинеты биологии и химии. С начала января по 15 марта 2015 года снаряды разрывались возле школьного тира, во внутреннем дворе, возле хозяйственных построек и мастерских, на пришкольном участке.
Учащиеся много месяцев не могли посещать родную школу, так как смертельная опасность преследовала каждого из них днём и ночью. Многократные попадания снарядов на территорию и в здания учебного заведения оставили без стёкол десятки окон в классах, спортзале, котельной школы. Пришлось слить воду из батарей отопления, чтобы не разморозить отопительную систему.
Многие ученики вынуждены были переехать в более безопасные районы Донецка, стали временными переселенцами в других областях Украины, оказались беженцами из Донбасса в России. Если до начала боевых действий в школе обучалось 470 школьников, то к марту 2015 года их осталось только 204 человека.
Мне вряд ли получится забыть разбитые двери и окна центрального входа в школу, посечённую осколками снарядов кирпичную кладку стен, следы от снарядов и мин на асфальте вокруг школы. Мысленно
сравнивая страшное нынешнее время, память часто уносит меня в далёкие сентябрьские деньки 1964 года. Во мне звучат крылатые слова Константина Симонова : « ты вспоминаешь родину такую, какой её ты в детстве увидал».
Учеником 3-«А» класса первый раз я переступил порог только построенной школы. До сих пор помнится запах свежевыкрашенных полов в коридоре и классах на первом этаже, где учились ребята
младшего возраста. Потолок и стены в помещениях были иссиня-белые после побелки, а новые голубые деревянные парты с
откидывающимися крышками были куда привлекательнее прежних, за которыми мы учились первые два школьных года в классе «Б» средней школы № 115.
Солнечные лучи, проникая через большие окна, наполняли просторные классы светом и теплом. До поздней осени 1964 года был слышен шум моторов работающих дорожных машин, которые укладывали асфальтовое покрытие на пешеходные дорожки и автомобильные проезды вокруг зданий школы. Перед центральным входом в школу находилась большая асфальтированная площадка, а за ней начиналось поле не паханной целины. В большие двадцатиминутные перемены на пришкольном дворе девочки прыгали через скакалки, играли в классики, начерченные мелом на асфальте. Ребята ловили в поле бабочек, ящериц, кузнечиков; выливали водой из норок сусликов и пауков–крестоносцев, рвали букеты полевых цветов для своих мам и девчат, к которым имели сердечную привязанность. В школьной теплице мы закрепляли на практике свои знания по природоведению, ботанике. В мастерских, на уроках труда, ученики осваивали азы трудовых навыков по использованию инструмента, пробовали работать на токарных и слесарных станках по обработке дерева и металла. Девочки на уроках домоводства вязали спицами, познавали премудрости кройки и шитья, занимались приготовлением пищи.
В наши школьные годы бытовая компьютерная техника была ещё фантастикой. Зато мы имели достаточно времени для занятий в кружках поэзии, математики, биологии. Работали спортивные секции по
футболу, баскетболу и др. Школьные смотры художественной самодеятельности, конкурсы чтецов, осенние балы, новогодние утренники, ежемесячные дискотеки и.т.п. были постоянными спутниками школьной жизни. Жизнь – это не те дни, что прожиты, а те, которые запомнились.Уверен, что ребятам моего поколения
школьное детство и юность оставили в памяти множество добрых воспоминаний.
Строительство новой средней школы № 103 на Жилплощадке было обусловлено масштабным жилищным строительством в посёлках вокруг шахты «Трудовская», шахты № 7 и Кирпичного завода. Двух-, четырёх-, пятиэтажные дома заселялись, в основном, молодыми семьями. Три детских сада на Жилплощадке каждый год исправно пополняли первоклассниками учебные классы школы.
В средине семидесятых годов двадцатого столетия в нашей школе насчитывалось до полутора тысяч учащихся.Обучение школьников 1-4 и 9-10 классов проходило в первую смену ( с 8 до 13.30 час ), а для ребят 5-8 классов учебный процесс продолжался во вторую смену (с
14 до 19.15 час.) с одним выходным днём в неделю (воскресенье).
В разные периоды времени поход за знаниями длился в нашей стране неодинаковое количество лет. В нашей школе первый и последний выпуск одиннадцатиклассников состоялся летом 1965 года. Ребята из этого выпуска десять лет учились в средней школе № 115 и, только последний учебный год посещали новую школу № 103. После этого полная школьная программа в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) предусматривала десятилетнее ( среднее) образование. Поэтому восемь лет моего счастливого детства были связаны с родной школой. В деле воспитания и обучения подрастающего поколения определённая роль в советской стране
отводилась пионерской и комсомольской организациям. Родители тоже не стояли в стороне от этого процесса. О том, что «каждый человек сам себя воспитывать должен», мы узнали уже старшеклассниками из романа «Отцы и дети» (написан в 1862 году) известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургеньева. Но главными кузнецами нашего светлого теперь уже прошлого и настоящего, по-моему, были наши учителя. Они не только давали нам специальные знания по предмету, но , в своей повседневной работе, прививали школьникам правильные нравственные и моральные начала, трудовые навыки. В своём благородном труде педагоги руководствовались словами Максима Горького (Пешкова): « в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, и … нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю ещё бОльшими чудесами.»
Семидесятые годы двадцатого столетия в СССР – это был социализм в действии, социализм, вошедший в быт и сознание. Огромная сила социалистического притяжения неудержимо влекла людей на трудовые подвиги. Если и были у конкретного человека свои побочные, личные побуждения, элементы тщеславия, корысти, карьеризма – эти чувства перерабатывались, оттирались, вытеснялись основным характером движения, поднявшего в людях умное и творческое отношение к труду, гордость своим ремеслом, чувство собственного достоинства, радость свободного развития и благодарность своей Родине.
С чувством глубокого уважения вспоминаю свою первую учительницу – Лычагину Екатерину Гавриловну, которая учила меня азбуке и чтению, простейшему арифметическому счёту в 1-2 «Б» классах средней школы № 115. Только добрые воспоминания остались о Тамаре Андреевне Дзеркалис, учившей меня уму-разуму в 3-4 «А» классах средней школы № 103. Нелегко пришлось с четырьмя десятками подростков в 5-8 классах преподавателю английского языка – Ивану Корнеевичу Погорелому. Добрый, отзывчивый, но, одновременно,требовательный педагог, Иван Корнеевич был нам хорошим классным руководителем и наставником. Некоторых учителей ребята боялись, многих из них – уважали. Но Ольгу Ивановну Лунёву мы искренне любили. С 1969 года она преподавала нам русский язык и литературу. А в 1970 – 1972 годах, когда мы учились в 9-10 классах, была также классным руководителем.
Русский язык был и остаётся основным инструментом общения между людьми всех наций и народностей Донбасса. А в Советском Союзе предмет «русский язык и литература» сдавали все абитуриенты на
вступительных экзаменах в высшие учебные заведения (ВУЗы), техникумы и училища страны. Во время учёбы в Донецком государственном университете, мне довелось жить в одной комнате общежития с алжирскими студентами подготовительного отделения. В восьмидесятые годы прошлого столетия я много лет руководил
комплексной интернациональной бригадой прядильного цеха Донецкого
хлопчатобумажного комбината (ДХБК). В нашей бригаде работали прядильщицами вьетнамские девушки. И алжирские ребята, и переводчики из Вьетнама не раз говорили, что выучить французский, английский языки им было легче, чем русский язык. Не удивительно, что в советской школе этот предмет изучался на протяжении всех десяти лет. В младших классах мы осваивали орфографию (правила написания слов) и орфоэпию (правила произношения и ударения в словах). В старшем школьном возрасте знакомились с синтаксисом (составная часть грамматики, раздел лингвистики, изучающей строение словосочетаний и предложений) и морфологией (часть грамматики, изучающая словоизменения в языке, склонения, спряжения и другие грамматические значения в словах).
После окончания школы половина моих одноклассников поступила в ВУЗы и средние специальные учебные заведения. В том, что мы хорошо сдавали вступительный экзамен по русскому языку и литературе, безусловно, была заслуга нашей учительницы – Ольги Ивановны Лунёвой.
Гражданская война в Донбассе оборвала жизнь этого замечательного человека, учителя от бога. В 18.30 час. 27 августа 2015 года, во время очередного обстрела , из Красногоровки, занятой украинскими вооружёнными силами, прилетел артиллерийский снаряд. Он разорвался рядом с жилым четырёхэтажным домом номер 20 по улице Красногоровской в Петровском районе города Донецка. Осколок этого снаряда, ударившись о кирпичную кладку стены, рикошетом попал в живот Ольги Ивановны. 76-летняя женщина не успела добежать всего два метра до входных дверей своего подъезда дома.
В посёлке шахты «Трудовская», который в народе называют Жилплощадкой, на одного жителя стало меньше.
Жизненные пути развели двадцать девчат и десять ребят из нашего класса в разные уголки необъятного Советского Союза. Одноклассники живут в Минске и Москве, на Дальнем Востоке России и в
Днепропетровске, в Чернигове и Николаевской области и.т.д. После распада Союза Советских Социалистических Республик мы оказались жителями суверенных Белоруссии, России и Украины. Но всегда и везде каждый из нас будет помнить дорогого сердцу ЧЕЛОВЕКА. Классные часы в кабинете истории, коллективные просмотр и обсуждение кинофильмов и художественных произведений, диспуты о смысле жизни и правилах поведения в семье и обществе
дали толчок к пониманию того, что воспитание не заканчивается в юношеском возрасте. Для того, чтобы успешно пройти свой жизненный путь, необходимо постоянно работать над собой. Борьба со своими недостатками , развитие природных способностей и талантов есть нравственный долг каждого человека.
В областном центре Украины – городе Хмельницком, стоит памятник воинам-афганцам. Надпись на нём гласит : ошибаются правители – страдает народ». Сейчас истину этих слов испытывает на себе
украинский народ. Хочется верить, что не зря в августе 1975 года на высоком кургане, на тройном стыке границ стран-сестёр – Белоруссии, России и Украины, был воздвигнут Монумент Дружбы «Три сестры». Этот памятник на месте пересечения Брянской области России, Черниговской области Украины и Гомельской области Белоруссии посвящён дружбе восточнославянских народов – братьев: белорусского, русского и украинского. Будущие поколения и правительства Украины и России должны сделать правильные выводы из нынешних трагических событий на Украине. К этому взывает память ДЕСЯТИ тысяч погибших и ДВАДЦАТЬ ОДНОЙ тысячи раненых украинских жителей (данные Организации Объединённых Наций на март 2016 года).
Известный советский писатель – Виктор Петрович Астафьев, в повести «Последний поклон» писал : «если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не
проходит тоска по родине». Надеюсь, что мудрый украинский народ, имеющий вековые корни, найдёт в себе силы объединиться во имя спасения единой Родины. А у памятника «Три сестры» в последнюю субботу июня, как и во все предыдущие годы, пройдёт Международный фестиваль славянских народов «Славянское единство».
Март 2016 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3