На фото: работники станции Дубна на фоне железнодорожного вокзала. 1954 год. Фото из архива Надежды Николаевны Крюковой.
Билеты выдавал сам начальник станции в окошко из комнаты весовщиков. Билет до Тулы стоил после реформы 1961-го года примерно 75 копеек.
В медпункте работал фельдшер Карташов, который жил с дочерью и женой. Лечил всех, не только сотрудников станции. Хороший… В медпункте принимал днём, а вечером в квартире, для этого стояла медицинская кушетка. Дочь моложе Нади, но девочки дружили. Уехал в Тулу после закрытия железной дороги, где дали казённую квартиру на Лихвинке.
Отдельный рассказ о буфете, который пользовался большой популярностью у населения. Он находился в помещении вокзала, а пройти в него можно было через дверь в зале ожидания. Буфетчица работала с 9 утра до вечера. В буфете было всё, но с наценкой: пиво, селёдка, креветки, колбаса, апельсины, консервы, даже чёрная икра. Привозили продукты в багажном вагоне с ресторана Московского вокзала в Туле. Покупали желающие: пассажиры из проходящего поезда, жители станционного поселка, с Дубны приходили люди за покупками. Особенно востребовано у мужчин было пиво.
Надежда помнит, что на станцию заходил иногда известный в те времена фотограф Семён Гурьевский, снимки которого остались на память во многих дубенских семьях. Говорил: «Я не жулик, не шпион, я Гурьевский Семён!» Выпивал. Вышел как-то из буфета и прочитал полностью «Евгения Онегина». Был грамотным, интересным человеком, в прошлом военным. Ездил на велосипеде, зарабатывал тем, что фотографировал людей в деревнях и посёлке, развозил фото.
Почту из Тулы привозили в 12 часов, обратным поездом на 12.40 отправляли посылки и письма из Дубны. Багажный и почтовый вагоны следовали в голове пассажирского поезда. По свидетельству жительницы п. Дубны Нины Романовой, жившей в те далёкие годы на станции, принимала почтовые отправления почтальон по имени Мария Васильевна, на поясе у неё висела кобура с пистолетом.
В домах для железнодорожников было 4-5 квартир с отдельными входами. Была, например, такая типовая квартира: комната, кухня и две спальни, печка. В квартире Незамайкиных была даже русская печь на кухне – одной стенкой в зал, второй в спальню. Дрова, уголь выдавали от железной дороги. Топили печи и распиленными старыми шпалами. Сараи были казёнными, содержались, ремонтировались, как и дома, за счёт железной дороги. Выделялся паёк на сено, это был участок длиной 100 метров вдоль железной дороги, его называли пикетом.
На Привокзальной улице было два колодца. Станционные ходили также на водокачку, предназначенную для заправки паровозов, где был кран. Общественные туалеты были при каждом доме, и один большой – при вокзале. Работала баня для железнодорожников, подвозили топливо для которой на мотовозе.
Выше станции давали землю, люди строились, перевозили деревянные дома из деревень, многие работали на железной дороге, чугунолитейном заводе, заготзерне, щебзаводе. Когда были построены три улицы, им дали названия: Привокзальная, Матросова, Чкалова. На поселке тоже было несколько колодцев.
Заготконтора находилась в 150-200 метрах от станции. Здесь солили огурцы, помидоры, собирали ивовую кору, мёд в бидонах. Надя вместе с подружкой летом помогала в этих работах. Бочки заливали на речке Дубне, потом промывали, парили на котле, несли в сарай, закладывали огурцы. В 1962-м году открыли молокозавод примерно на полдороги до Дубны. С него сливали отходы в прозрачную речку, в которой до этого ловили карасей, окуней, купались. Загадили её, речка стала вонючая, превратилась в болото. Когда завод закрыли, речка стала снова чистой.
Приезжал вагон-клуб: киномеханик, белый экран, ряды из деревянных лавочек, билет на сеанс стоил 20 копеек. Сначала стоял свой движок, с 1957 года подключались к стационарному электричеству. Включали радиолу, приходили на огонёк дубенские. Вагон стоял два дня, потом уходил дальше, объезжал по очереди все станции. Приезжали регулярно промтоварный и продуктовый вагоны-лавки, работали два продавца, в первую очередь обслуживали железнодорожников, потом всех, кто пришёл. Обувь, одежда, белье, мука, сахар, колбаса, треска солёная, которую вымачивали. Холодильников не было.
Баня работала три раза в неделю по часам для женщин и мужчин, сотрудница топила её, воду качала помпой из речки. Водокачка сначала забирала воду из речки Дубны, а когда речка стала грязной – из колодца, родник был рядом. Общественный туалет (М и Ж) стоял у вокзала в стороне метров за 30. Его также убирали.
ДистанцияНачальник дистанции Саворыгин Василий Михайлович с семьёй (у него было пять детей) жил в квартире в здании конторы, а после закрытия дороги остался жить здесь. Во второй квартире жил монтёр (рабочий) пути. В жилом доме рядом были квартиры кассира, бухгалтера, ремонтников. (По информации с сайта
https://tula-lihvin.narod.ru на станции Дубна располагались мастерские путейцев, путевые части, в них ремонтировали вагоны и дрезины и здесь жил начальник мастерских дистанции пути).
Обслуживаемый дубенской дистанцией участок был от Савёнок до Михино.
Комментарии 35