НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ
Это случилось на Страстной неделе, в Великий четверг. Служба с чтением 12 Евангелий ещё не началась, клирошанки пока только включали лампы и готовились распеваться. И вдруг матушка заметила, что у одной певчей на шее помимо крестика висит увесистый мешочек, на обычную ладанку совсем не похожий.
– Что это у тебя? – поинтересовалась матушка -регент .
– Четверговая соль, – ответила девушка, смутившись.
– А зачем на шею надела?
– Сглаза боюсь.
Кто-то из певчих хихикнул, но матушка тут же осадила хохотушку.
– Крестика на груди тебе недостаточно?
– Меня так бабушка учила: в Великий четверг хоть потоп, хоть град с неба, а без четверговой соли никуда не ходи.
– Это глупости, которые порождают ещё большие глупости, – вздохнула матушка. – А вместе с ними приходит и грех.
Духовник моего батюшки как-то вспоминал: когда был молодым священником, у них на приходе многие бабки тоже таскали соль, «заговаривали» её перед иконами, ставили свечи за здравие врагов, чтобы тем навредить, занимались прочими грязными делишками. Сколько они с другим священником ни увещевали тёмных женщин прекратить это непотребство, сколько ни грозили епитимией, ничего не помогало.
Однажды в гости к отцу-настоятелю приехал старинный друг, иеромонах, они должны были вместе проводить службу. Накануне богослужения отец поделился с дорогим гостем своей бедой. Тот задумался. Затем попросил: «Разреши мне исповедовать народ». Разумеется, батюшка не смог отказать другу.
Иеромонах ушёл в придел храма, где обычно проходит Таинство Исповеди, а настоятель со вторым батюшкой стали совершать Литургию. Когда подоспело время причастия, многие бабушки подходили к Чаше в слезах. А немного времени спустя священники заметили, что неположенными вещами перестали заниматься старушки и стали как шёлковые.
Звонит отец-настоятель другу и спрашивает:
– Отец, я не узнаю наших прихожанок. Как тебе их удалось вразумить?
– Я просто сказал им в слове перед исповедью, что Бог наказывает за магические обряды в церкви намного строже, чем за обычное колдовство, потому что такие деяния приравниваются к хуле на Святого Духа, – объяснил иеромонах. – Потом добавил: как думаете, если вы придёте в гости в хороший дом, но вместо достойного поведения вдруг нагадите в фарфоровую супницу, что с вами сделает хозяин? А вы верите, что какие-то непотребные тёмные действа сильнее Самого Бога в Его храме. Наивно полагаете, будто Бог ничего не замечает. Даже хуже того – уверены, что Он стоит где-то в сторонке. Будто Он Сам по себе, и вы – тоже сами по себе. Одумайтесь! Тем, кто колдует в церкви, уже забронировано место в аду, но ещё на земле Господь отнимает у них годы жизни и здоровье.
– Да и глупо считать, что в храме тебя могут сглазить, – откликнулась одна клирошанка. – Откуда тут взяться ведьмам, они же в храм не ходят.
– А вот тут ты ошибаешься, – неожиданно заметила наша матушка. – Батюшкин духовник говорил, что в прежние времена в каждом храме было по ведьме, а в иных – и не по одной.
– Но почему Бог пускает их в церковь?
– На то Его воля, нам эта тайна неведома, – вздохнула матушка. – Одно только известно: в храме полно нечистой силы, больше, чем где-либо, потому что её главная цель – прельстить людей, пришедших к Богу, отвлечь от молитвы, заставить скучать, а в идеале – отвратить сердце от искренней исповеди, чтобы человека не допустили до причастия. Конечно, в момент Евхаристии божественная сила сминает сатанинское воинство, гонит его из храма, но в прочие минуты в церкви множество бесов. Те, кто гадает в храме по наитию и неразумию, конечно, этого не ощущают, а вот настоящие колдуньи чувствуют нечисть очень хорошо.
– Так, значит, всё-таки могут сглазить в церкви? – задаю новый вопрос.
– Если верить, что сглаз сильнее Бога, то могут, – отвечает матушка. – Человек наполняется тем, во что он верит.
Из журнала "Моя Семья"