Среди многих, как верующих, так и неверующих, бытует следующее мнение о десятине: «Десятина это часть Ветхозаветного Закона. Его сегодня не нужно соблюдать, а стало быть, и десятину – тоже».
Но Новый Завет с Богом не отменил Ветхий, но наполнил его новым содержанием. Но не стоит делить Священное Писание, а лучше учиться на примере наших предков, которые посвящали свои жизни служению Богу. Ветхий Завет актуален, как история, в которой мы также можем учиться жить с Господом.
Главным смыслом приношения десятины в Ветхом Завете – научиться бояться Господа. «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, … десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14: 22–23). Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины «обкрадыванием Бога».
В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но и не предписывается. Сегодня десятую часть от своих трудов надо отдавать Господу и конкретный процент регламентирует уже не закон, А СЕРДЦЕ. Десятина – это отношение нашего сердца и выражение нашего доверия Богу.
Господь в наших десятинах не нуждается. В них нуждаемся мы сами. В апостольских посланиях мы не находим требований или указаний для христиан следовать системе десятин. Однако апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Апостол Павел не определяет конкретную сумму, но предлагает:
«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).
Когда мы жертвуем, Сам Христос принимает нашу жертву. Выражение «не оскудеет рука дающего» подразумевает, что щедрый человек всегда найдет возможность помогать, поскольку творимое им добро возвращается к нему сторицей. Главное, чтобы давать смиренно, понимая, что мы ничем не сможешь оплатить благодати Святого Духа.
Милостыня — все то, что в духе свободы и любви. И десятина может быть как милостыня, если она по свободному произволению, от чистого сердца.
Правило десятины будет исполнено, если человек по своему усмотрению, потратит часть своего дохода (не обязательно именно 10%) на дела милосердия – пожертвует их на добрые дела, пусть даже эти средства и не пройдут через Церковь, а будут потрачены по собственному усмотрению.
Господь не противопоставляет милостыню десятине. Вот
вопрос: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»? — Господь не десятину предлагает платить: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф.19,16,21).
Вот Закхей мытарь восклицает: «Господи! половину имения я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8)!
Или вот — бедная вдова тайно кладет в сокровищницу две лепты, и пред Богом оказалось, что она положила «больше всех» (Мк. 12, 43—44).
Да и стакан воды, поданный ради Христа, тоже Ему дорог.
Господь говорит: "...пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Мф. 6,3). Эти слова означают, что мы не должны хвалиться перед людьми своими добрыми делами. Если принял похвалу здесь – там, на Небе, награды не жди. Десятиной хвалится фарисей из евангельской притчи: «…даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 12).
Наша церковь сохранила дух Христовой свободы. И хотя мы видим, что в свечном ящике на все установлены определенные цены, но мы понимаем, что так быть не должно. Ревнующие о благочестии священники постепенно стараются вводить в своих храмах свободное пожертвование за все, даже за свечи. Но и везде, в любом храме: если не можешь заплатить установленную цену за что-либо, скажи об этом, и никто тебе не откажет. Апостол заповедует, чтобы мы «ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво».
Существует десятина иного рода. Святые отцы называли Великий пост «десятиной года» и проводили аналогию с обязательной десятиной, которую Господь через пророка Моисея повелел всем верующим отдавать на храм и дела милосердия. Так и десятую часть календарного года необходимо посвятить Богу и делу спасения своей души, отложив излишние житейские попечения.
В завершение статьи еще раз хочется отметить, что всякое пожертвование, будь то десятина или милостыня, совершается христианином добровольно, в меру своих сил. Основанием для всех пожертвований является действенная любовь верующего человека к Богу и ближним.
Нет комментариев