Ну‘ман ибн Сабит Абу Ханифа (699–767 гг.; по хиджре 80–150 гг.) — выдающийся факых и мухаддис, Основатель Ханафитского мазхаба одного из четырех суннитских мазхабов.
Именно этот имам был первым из четырех основателей мазхабов. Родился он в 80 году после хиджры, то есть через 70 лет после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ученые единогласны в том, что он видел Анаса ибн Малика. Также говорят, что он встречался еще с 6 сподвижниками, но в этом есть разногласия. Он принадлежит к числу таби’инов.
А ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
خير الناس قرني ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم
«Наилучшие среди всех людей это мое поколение, затем следующие, затем следующие». То есть наилучшими среди людей являются те, кто слышал откровения из уст пророка (да благословит его Аллах и приветствует) напрямую, кто жил с ним, а таби’ины были с теми, кто слышал откровения из уст пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
То есть Абу Ханифа из числа тех, про кого пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что это наилучшие из поколений мусульман. Абу Ханифа получал знания от 93 таби’инов, таких как Ша’би, Ибрахим Наха’и, ибн Сирин, ‘Ата, Са’ид ибн Мусаййиб.
Его отец Сабит, встретившись в Куфе со сподвижником Пророка (мир ему и благословение) Али, получил для себя и своего ребёнка благословение.Уже в одиннадцать лет к нему приходили люди узнать его мнение по тем или иным мусульманским вопросам.Абу Ханифа родился в Куфе. Отец его Сабит торговал тканями и Абу Ханифа, как и он занимался торговлей и преуспел в этом.
Семья была религиозной. Еще в детстве он выучил Коран наизусть, посещал уроки, но большую часть своего времени торговал. Однажды он проходил мимо Ша’би, который подозвал его к себе, так как он видел в нем проницательный ум, память и стремление к знаниям. Когда Абу Ханифа подошел, Ша’би спросил его: «Куда ты ходишь?» Абу Ханифа ответил: «Я хожу на рынки». На это Ша’би сказал: «Я не это имею в виду, я спрашиваю, каких ученых ты посещаешь?» На что Абу Ханифа сказал: «Я не посещаю уроки ученых». Тогда Ша’би сказал ему:
لا تغفل، وعليك بالنظر في العلم ومجالسة العلماء، فإني أرى فيك يقظة وحركة
«Не будь беспечен к знаниям, не упусти возможность получить знания и быть рядом с учеными, ведь я вижу в тебе проницательность и активность». Абу Ханифа сказал:
فوقع في قلبي من قوله، فتركت الاختلاف إلى السوق، وأخذت في العلم، فنفعني الله بقوله
«Его слова глубоко затронули меня, после чего я оставил торговлю и обратился к знаниям. По причине его слов Аллах принес мне пользу».
С тех пор он начал приобретать знания, но не оставил торговлю полностью: у него был компаньон по торговле, и все же большую часть своего времени он посвящал знаниям: посещал уроки философии, хадисов, языка.
Куфа на тот момент была одним из центров знаний. Но больше всего Абу Ханифа занимался изучением философии, для того чтобы опровергать утверждения му’тазилитов и хариджитов.
В течение сорока лет он совершал утренний намаз, не возобновляя омовение, совершённое перед вечерним намазом, тем самым проводя ночи без сна в поклонении Аллаху.
Нуман ибн Сабит (Абу Ханифа) Согласно достоверному мнению, он совершил хадж 15 раз.. Во время совершения им последнего хаджа он вошёл в Каабу и совершил двухракаатную молитву, в первом ракаате которой он прочитал пол-Корана, а во втором (ракаате)- вторую половину. В месяце Рамазан Абу Ханифа полностью прочитывал Коран два раза. Всего же за свою жизнь он прочитал Коран семьдесят тысяч раз.
Великий имам учился у четырёх тысяч учёных. Абу Ханифа становится учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Сулеймана аль-Аш‘ари. В его кружке Абу Ханифа провел восемнадцать лет, вплоть до смерти наставника. А затем на протяжении десяти лет возглавлял этот кружок, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. У него обучались и получили знания мусульманского права такие известные ученые, как Абу Юсуф аль-Кады, Мухаммад ибн аль-Хасан, Зуфар ибн аль-Хузайл, Нух аль-Джами‘а и другие.
Когда он давал уроки в мечети Куфы, на каждом уроке присутствовало не менее тысячи человек. Из них сорок были муджтахидами (людьми, дошедшими до такого уровня, что могут извлекать те или иные решения из Корана и Сунны).
Также часть своей прибыли он отдавал мухаддисам – ученым хадиса, говоря, что это ваша доля.
Ученики Абу Ханифы смогли распространить его мазхаб. Один из них Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани был знатоком фикха и написал 6 томов по нему. И его очень любил имам Шафи’и.
Абу Юсуф Йа’куб бну Ибрахим ад-Даураки. Когда халифом стал Харун Рашид, он поставил его своим премьер-министром.
Фудейль ибн ‘Ияд, всем известный ученый мухаддис. Зуфар, Дауд ат-Таи. Все эти люди распространили его мазхаб.
Хотелось бы также упомянуть о Абу Юсуфе, который изучал право у Абу Ханифы, был из очень бедной семьи и, проводя много времени со своим учителем, не мог помогать семье зарабатывать на жизнь. Даже отец однажды забрал его из медресе и отдал работать на рынок. И когда Абу Ханифа не обнаружил его утром на занятиях, пришел к нему домой и уговорил отца отпустить сына учиться, пообещав при этом возместить ту прибыль, которую мог бы приносить Абу Юсуф, если бы работал на рынке. И сказал отцу: «Я обучу его так, что он будет лакомиться миндальной халвой с фисташками на царском столе». После этого Абу Ханифа дал ему мешочек с 100 дирхемами и сказал: «Когда закончатся деньги, скажи мне, я тебе еще дам, но не оставляй учебу». И за все время Абу Юсуф и рта не раскрыл, чтобы попросить денег, но Абу Ханифа давал ему сам, еще до того как заканчивались его деньги. И таким образом, Абу Юсуф стал учиться и постигать законы шариата, вероубеждений, историю и тафсир и другие науки. Абу Ханифа возлагал на него большие надежды, и готовил его к тому, чтобы он занял его место после смерти. Фазл Ганим рассказывал, что однажды Абу Юсуф сильно заболел. Многие думали, что он умрет. И сильнее всех печалился Абу Ханифа, так как то, что он строил годами, рушилось перед его глазами. Он постоянно посещал его, и посетив его в последний раз, увидел что он очень ослаб и сожалея сказал: «Я надеялся, что после меня для мусульман останешься ты, но если ты умрешь, то пропадет очень много знаний». Абу Юсуф выздоровел и через несколько дней вышел из дома, чтобы идти на урок Абу Ханифы. Конечно, Абу Юсуф тех слов Абу Ханифы не слышал, но так как с учеными были постоянно люди, кто-то из них встретившись Абу Юсуфу по дороге, рассказал ему об этом. Абу Юсуф очень обрадовался, и, посчитав себя уже шейхом и ученым, пришел в мечеть и собрал свой кружок, и начал давать уроки по фикху (праву). Абу Ханифа усмехнулся этой новости и отправил к нему одного человека и сказал:
- Задай ему вот этот вопрос и как бы он не ответил, скажи ему: «Ты ошибся».
Этот человек подошел к Абу Юсуфу и спросил у него: «Один человек отдал укоротить чапан портному. Придя на следующий день, он обнаружил, что портной присвоил его чапан и не собирается его отдавать. Он позвал полицию, описал свой чапан и они, обнаружив его у портного, спросили его о хозяине этого чапана. Портной не стал отпираться и сказал, что хозяином является этот человек. Чапан уже был укорочен. Надо ли этому человеку заплатить портному за работу?»
- Конечно, надо, он же сделал свою работу, - ответил Абу Юсуф.
- Ты не прав, - сказал ему спрашивающий.
- Ну да, вообще-то, он же хотел его украсть, - согласился Абу Юсуф.
- Ты опять не прав, - сказал ему тот человек.
Абу Юсуф все понял и подошел к Абу Ханифе, урок которого был на другой стороне огромной Багдадской мечети.
- О, учитель, скажи мне ответ, - взмолился он. Абу Ханифа даже не посмотрел на него. И лишь закончив урок, в уединении сказал ему:
- Ты же шейх, великий ученый, разве не знаешь ответа? Имам, у которого отдельный кружок не знает вопросов найма? Слушай. Если портной укоротил одежду по своему размеру, значит, он сначала украл и только потом укоротил для себя и не заслуживает оплаты. Если же размер чапана соответствует его хозяину, то значит, портной сначала сделал свое дело, а только потом решил украсть этот чапан и имеет право на оплату. Поэтому, тебе еще надо учиться, не оставляй нас, Абу Юсуф. И Абу Юсуф продолжал учиться у Абу Ханифы и не оставил учителя до самой его смерти. После этого он стал судьей у Харуна ар-Рашида.
Абу Юсуф рассказывал, что когда он стал служить у Харуна ар-Рашида и снискал его расположение, однажды подали миндальную халву с фисташками.
«Когда я отведал этого лакомства, — сказал он, — я вспомнил Абу Ханифу и слезы навернулись мне на глаза. Харун ар-Рашид спросил меня, почему я так взволновался, и я рассказал ему историю, как я стал учеником Абу Ханифы, а слезы навернулись из-за того, что я вспомнил его обещание о миндальной халве».
Он смог разделить науку фикх на главы: глава тахарата, глава намаза, глава уразы и таким образом заложивший фундамент целой науки - фикх.
Как сказал Имам Шафи’и:
«من أراد أن يتبحَّر في الفقه فهو عيال على أبي حنيفة»
«Тот, кто желает углубиться в науку фикх, нуждается в Абу Ханифе».
Одной из отличительных черт Абу Ханифы было - блестящее умение вести дискуссии. Да, имам Шафи’и вел дискуссии, Малик, Ахмад тоже, но никто не мог убеждать так, как это делал Абу Ханифа.
Имам Шафи’и сказал: «Спросили Малика ибн Анаса про Абу Ханифу, видел ли он его, вел ли с ним дискуссию, на что Малик ответил: «Да я видел этого человека. Он был настолько эрудированным, что если бы он сказал про этот каменный столп в мечети, что он из золота, то смог бы вам это доказать».
Действительно, он был очень эрудированным человеком и всегда опирался в своих фетвах на Коран, Сунну, иджма’, кыяс, истихсан, ‘урф.
Как он говорил:
رُوي عن الإمام أبي حنيفة أنه قال: «آخذ بكتاب الله تعالى، فإن لم أجد فبسنة رسول الله ، فإن لم أجد في كتاب الله ولا في سنة رسول الله أخذت بقول الصحابة، آخذ بقول من شئت منهم وأدع قول من شئت منهم، ولا أخرج عن قولهم إلى قول غيرهم، فإذا انتهى الأمر إلى إبراهيموالشعبي وابن سيرين والحسن وعطاء وسعيد بن المسيب -وعدَّد رجالاً- فقوم اجتهدوا، فأجتهد كما اجتهدوا»
“В выведении решений в первую очередь я ищу доводы из Корана, если не нахожу там, то обращаюсь к Сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , если не нахожу и там, то беру высказывания сподвижников и выбираю среди них, а если ко мне приходят высказывания Ибрахима, Ша’би, Ибн Сирина, Хасана, ‘Ата, Са’ида, то эти люди делали иджтихад и я также делаю иджтихад, как и они”.
О днажды один человек пришел в маджлис Абу Ханифы и сказал ему, что он еретик, на что Абу Ханифа ответил:
غفر الله لي و لك اما والله لا يعلم عني غير الذي قلت و ما عدلته به احدا منذ عرفته و اني لارجو ثوابه و اخاف عقابه
«Да простит Аллах меня и тебя. Аллах знает меня иным. С тех пор как я познал Аллаха, я никого не сравнил с Ним. Я надеюсь на награду Аллаха и боюсь его наказания», после чего заплакал. Этот человек попал в неудобное положение и обратился к Абу Ханифе с просьбой простить его и Абу Ханифа простил его.
Это пример того, как он обращался с людьми.
Как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
" الْمُؤْمِنُ الَّذِي يُخَالِطُ النَّاسَ وَيَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ ، خَيْرٌ مِنَ الْمُؤْمِنِ الَّذِي لا يُخَالِطُ النَّاسَ ، وَلا يَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ
«Тот верующий, который живет с людьми, терпя от них вред, лучше того верующего, кто не живет с людьми и не терпит их вреда»
Как сказал ‘Абдулла ибн Мубарак:
«Я приехал в Куфу и спросил о самом знающем человеке и мне сказали, что это Абу Ханифа. Затем я спросил о самом поклоняющемся и мне сказали, что это Абу Ханифа».
Однажды халиф собрал возле себя ученых и один из врагов Абу Ханифы решил спровоцировать его против халифа, спросив его: «Халиф нам приказывает убивать людей, должны ли мы это делать?»
Абу Ханифа задал ему ответный вопрос: «О, Таус, амир правоверных повелевает истину или заблуждение?» Тот ответил: «Истину». Тогда имам сказал: «Исполняй истину и больше не спрашивай об этом».
Также рассказывается о нем, что он провел всю ночь в слезах, читая слова Всевышнего в намазе:
بل الساعة موعدهم والساعة أدهى وأمر
(Час является назначенным для них сроком, и Час этот – самый тяжкий, самый горький.)
Сказал Йхья ибн Са’ид Каттан:
لا والله ما رايت احدا افقه من ابي حنيفة
«Клянусь Аллахом, я не видел никого, кто так же хорошо знал фикх, как Абу Ханифа».
Сказал А’маш обращаясь к Абу Ханифе:
لو كان العلم بكثرة الحديث و كثرة اللقي لكنت اعلم منك لكنه عطاء من الله
«Если бы знание заключалось в числе переданных хадисов и количестве учителей, то я был бы более знающим, чем ты. Но знание – это дар Аллаха».
Великий имам Абу Ханифа, совершив утреннюю молитву, отвечал на вопросы учеников до обеда. После обеденного намаза до ночного обучал их исламским наукам ( ильму), а потом шёл в мечеть и до утреннего намаза совершал ибадат (поклонение) Всевышнему.
Однажды на Куфу напали разбойники и украли овец. Думая, что овец зарезали в городе и продали народу, он не ел с того самого дня овечье мясо в течение семи лет, узнав, что овцы живут самое большее семь лет.
Абу Ханифа активно занимался торговой деятельностью. Однажды Абу Ханифа послал несколько рулонов шёлка, которые имели брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абдуррахману на продажу и строго-настрого наказал ему осведомлять покупателей о браке. Несмотря на это, Хафс ибн Абдуррахман забыл о наказе Абу Ханифы и продал ткань людям, не сказав о браке. Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю вырученную сумму от проданного шёлка бедным и неимущим. Весь доход от торговли он расходовал на содержание своих учеников, на оказание материальной помощи своим близким, учителям и т.д.
Как-то раз Абу Ханифа проходил по дороге и некий человек, указав на него, сказал другому: «Этот человек оживляет (проводит в поклонении) всю ночь», в то время как Абу Ханифа оживлял лишь пол-ночи, и с того момента Абу Ханифа начал оживлять всю ночь поклонением и сказал: «Я стыжусь Аллаха, так как мне приписывали то, чего я не совершаю».
Когда Иса бин Муса, правитель Куфы, познакомил имама Абу Ханифу с Абу Джахфаром аль-Мансуром, который был халифом. Что он сказал? Он сказал: «О правитель правоверных, это самый великий ученый нашего времени». И Абу Джахфар аль Мансур сказал имаму Абу Ханифе: «О Абу Ханифа! Где ты учился? У кого ты обучился?» И Абу Ханифа ответил: «Я обучился у тех, кто передавал знания от Умара ибн Хаттаба. Я обучился у тех, кто передавал знания от Абдуллы ибн Аббаса и Абдуллы ибн Масуда и Абдуллы ибн Умара». Тогда Абу Джахфар сказал: «Значит у тебя надежные знания». Когда Абу Джахфар поссорился со своей женой, и он спросил ее: «Кого бы ты хотела видеть судьей?», она сказала: «Абу Ханифу». Так, они пошли к Абу Ханифе. И Абу Джахфар сказал Абу Ханифе: «Сколько жен я могу иметь?» Ну, знаете, этот вопрос был обсужден еще давно, это не что-то новое. Имам ответил: «Ты можешь иметь 4 жен». Тот спросил: «Кто-нибудь не согласен с этим?» Имам Абу Ханифа сказал: «Нет!» Затем Абу Джахфар повернулся к своей жене и сказал: «Ну, видишь!? Я ведь говорил тебе. Я могу иметь 4 жен». И тут имам Абу Ханифа сказал: «Постой! Постой! Это для тех, кто боится и справедлив. А для тех же, кто боится, что не сможет быть справедливым, Аллагь говорит: …….. «А если же вы боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной.» А Абу Джахфар, будучи правителем, был просто в шоке от храбрости Абу Ханифы. Он был в шоке.
Поэтому, когда он искал человека на должность верховного судьи в Аббасидской империи, кого он хотел назначить туда? Он хотел назначить туда имама Абу Ханифу. Если бы Абу Ханифа был слабым, разве они хотели бы назначить его верховным судьей на всем пространстве Аббасидской империи!? Они что, не могли найти кого-то другого? Они предложили ему должность. А имам Абу Ханифа отказался принимать ее. Абу Ханифа отказался. Тогда Абу Джахфар начал настаивать.
Но Абу Ханифа сказал: «Я не приму эту должность». Но тот настаивал. И вы посмотрите на слова Абу Ханифы. Имам Абу Ханифа сказал: ……Имам Абу Ханифа сказал: «Я не приму эту должность. Но если бы даже я согласился и если бы какое-то дело было против тебя, клянусь Аллагьом, я бы осудил тебя, хотя ты и правитель правоверных. И поступив таким образом, если бы даже ты бросил меня в самую глубокую реку, я все равно не отказался бы от своего решения. Как ты думаешь, каково же будет мое состояние, если ты вынудишь меня принять эту должность?»
Абу Джахфар же настаивал: «Ты примешь эту должность». Имам Абу Ханифа сказал: «Я не достоин того, чтобы занимать этот пост». Тот сказал: «Ты лжешь!» Абу Ханифа же сказал: «Я говорил тебе, что лжец не может быть судьей». Он разозлился, потому что это задело его, реально ранило эго этих людей. Тогда он начал использовать силу. И сказал: «Клянусь Аллагьом, ты примешь эту должность». Представьте, это был правитель правоверных.
Этот правитель был самым могущественным человеком на земле. Имам Абу Ханифа прямо перед ним сказал: «Клянусь Аллагьом, я не займу этот пост!» Он сказал: «Я клянусь, что не займу этот пост». Люди умоляли Абу Ханифу , говоря: «Это не Ибн Хубайр – правитель Куфы. Это правитель правоверных. Нарушь свою клятву!» Имам Абу Ханифа же сказал: «Скажите ему, чтобы он нарушил свою клятву. Он богаче меня и более способен заплатить штраф».
И в предании упоминается, из-за того, что имам Абу Ханифа задел его эго, они сняли с него одежду на верхней части тела и Абу Джахфар взял плеть и начал бить Абу Ханифу своими собственными руками. Абу Ханифе было 70 лет в то время. Затем они бросили его в тюрьму и каждый день били его. Они подвергали его насилию, думая, что смогут сломить его, но они не смогли заставить его изменить свое решение, потому что это человек, который жил и умер на пути Аллагьа. В конце концов, они отравили его. Когда же Абу Ханифа осознал, что уже умирает, он пал на земной поклон и умер в тюрьме.
Он был в земном поклоне, какая же это честь. Аллагь одаривает таких людей подобной честью. Аллагь забрал его из этой жизни в состоянии земного поклона. Тело Абу Ханифы омыл Хасан ибн Аммара, так вот, когда он омывал его тело, он видел его слабое тело из-за обильного поклонения и из-за того, что его били и Хасан начал плакать и не было в этой комнате того, кто бы не прослезился. И передатчик упоминает, что когда вынесли Абу Ханифу наружу, они несли его. Только 4 или5 человек знали о его смерти. «Когда же мы вынесли его, люди Багдада, так как он умер в Багдаде, так вот каждый способный человек, который мог посетить его джаназу, пришел проводить его в последний путь». Свыше 50-ти тысяч человек … посетили его джаназу. 6 раз прочитали джаназа молитву. На протяжении 20-ти дней совершали джаназа-молитву у его могилы.Абу Ханифа оставил завещание, чтобы его не хоронили в Багдаде, потому что это незаконно захваченная земля. Об этом услышал Абу Джахфар. Он пришел и сказал: «Почему вы похоронили его в Багдаде? Ведь он считал Багдад незаконно захваченной землей». Тогда Абу Джахфар указал на могилу Абу Ханифы и сказал:……… Он сказал: «Кто меня спасет от тебя, о Абу Ханифа? Я не мог спастись от тебя, когда ты был жив и теперь, когда ты даже мертв, я не могу спастись от тебя.»
Некто увидел имама Абу Ханифу во сне. Он увидел Абу Ханифу во сне. И он был в блаженном состоянии. Тот спросил имама: «Как ты достиг такого блаженного состояния?» «Послушай,« - ответил имам. «Я достиг этого состояния, благодаря тем людям, которые ругали и проклинали меня после смерти».
Однажды, некий человек пришел к Абдулле ибн Мубараку. Он жаловался на имама Абу Ханифу, что он такой и сякой. Тогда Абдулла ибн Мубарак сказал: «Знаешь, твой пример похож на пример барана, который бодается рогами против горы. Его рога сломаются, но с горой ничего не произойдет. Так вот ты этот баран, а Абу Ханифа - эта гора».
Да сделает нас Аллагь из тех, кто жил и умер на Его пути. Да возвысит Аллагь степень имама Абу Ханифы! Да сделает нас Аллагь в этой жизни просвещенными и объединит нас в следующей жизни с такими, как имам Абу Ханифа и со всеми праведными предшественниками, со всеми четырьмя имамами. И да соберет нас всех Аллагь в Джаннат уль Фирдавс. АМИН! http://www.youtube.com/watch?v=uhE5BKcYrokhttp://www.youtube.com/watch?v=d30gZzN0854
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 13