ДЕНЬ ВОДЯНОГО НАРОДНЫЙ ПРИРОДНЫЙ ПРАЗДНИК — 3 апреля.
Именно в этот день просыпался Водяной и начинался ледоход и разлив рек. Этот славянский праздник посвящался ему: рыбаки несли щедрые дары для Водяного в надежде, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит угощающих щедрым уловом, не порвет их сети, пригонит в них крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать их и их близких. Некоторые артели могли принести в дар и целую лошадь, однако чаще всего требы ограничивались молоком, маслом или хлебом с яйцами. Кидая их в холодную весеннюю воду, славяне надеялись – Водяной дух проснется в хорошем и сытом настроении.
История этого праздника своими корнями уходит в далёкие 14 – 17 века, когда на Руси существовало двоеверие. Именно тогда стали отмечать именины Водяного, иногда называя этот день Никитой Водополом, Переплутом.
В этот день рыбаки в полночь шли к водоёмам, чтобы угостить дедушку Водяного. Причём, делали они это оригинально: приносили в жертву гуся или чужого коня, купленного вскладчину. Считалось, что, получив угощение, Водяной станет добрее, будет беречь рыбу, звать к себе крупных рыб из других водоёмов, спасать рыбаков от сильных ветров и потоплений, а также не будет портить неводы и рвать сети.
Кстати, Водяной также считается покровителем не только рыбаков, но и мельников, потому что этот мифический герой живёт в омутах при водяных мельницах, а также пасечников. Все его стараются задабривать и всячески ублажать.
Существовал и другой обряд, при котором рыбаки, чтобы угодить хозяину водоёма, выливали в воду масло. Были и свои приметы. Например, если после совершения обряда лёд на реках не тронется, рыбная ловля в наступившем году будет плохой.
Бытовало мнение, что У Водяных на дне есть свои стада рыб: сомов, лещей и других. Также они управляют русалками и другими обитателями водной стихии.
Водяные считались добрыми существами, но иногда они могли похулиганить — забирали на дно невнимательного человека, чтобы он там развлекал Водяного. С древних времён славяне верили, что утопленники служат Водяным в подводном царстве.
Дедушку Водяного они изображали как глазастого старого человека с рыбьим хвостом, без одежды, опутанного тиной, с большой бородой и усами зелёного цвета.
Самыми сильными считали Водяных, обитавших в родниках. Ведь, по древнему преданию, эти водоёмы возникли после удара молнии Перуна, а он был сильнейшим божеством.
Водяной был всесильным, распоряжался судьбой своего водоёма и всех его обитателей. Если озёра или реки пересыхали, говорили, что хозяин покинул своё пристанище. Водяных никогда не считали злыми, но его характер мог быть капризным, мрачным, проказливым. Наверное, не случайно, что с древних времён и до сих пор люди к рекам относятся с почтением, ласково называя Волга-матушка, Дон-батюшка.
Хозяин водоёма всегда заботился о чистоте своего владения, передавал ему свою магическую силу.
Любопытно, что многие народы проверяли нечестных людей водой, правду ли он говорит? Считается, что отсюда появилась фраза «вывести на чистую воду».
Проверка водой заключалась в следующем. Обоих – и человека, который обвинял другого и предполагаемого виновника опускали в реку или в прорубь и ждали: кто первый сдастся, попросит прощения, тот и виновник. Или другой способ проверки человека на честность. Чтобы понять, кто, скажем, из жителей села является преступником, брали чашу, наполняли её водой, опускали туда жребии с именами подозреваемых. Преступником признавали того человека, чей жребий с его именем не тонул.
Жребий ещё куда ни шло. Существовал также обычай, когда подозреваемых во лжи, а также ведьм и грешных бросали в воду со связанными руками. Если всплывёт – значит виноват, если тонет — надо спасать невинную жертву.
Кстати, вслед за Великим Устюгом — с Дедом морозом, Костромой — со Снегурочкой, Кукубоем — с Бабой Ягой жители Пошехонского края назвали эти места родиной Водяного. Они даже справили паспорт сказочному герою. Согласно документу, его теперь зовут Водовик Водяникович Пошехонский, а прописан он по адресу местной детской библиотеки, где ему отвели собственную квартирку.
Водяного у славян издревле почитают. От дедушки-Водяного зависит, будет ли рыба ловиться, а мельницы – зерно молоть. Сказывают, и пасечникам Водяной помогает, потому ставят пчелятники ульи подле реки. В День Водяного духа воды привечали, всюду старались Водяника уважить подарками и добрым словом. О том, когда встречают день Водяного, какие традиции праздника сохранились на Русском Севере, сказ наш пойдет.
Водяной у славян: дух озер и рек
Сказывают, живет Водяной-батюшка в каждом озере, речке, даже в родниках и ручьях есть Водяной. Зимой-то Водяной у славян на покой уходит. По весне, в День Водяного в начале апреля хозяин вод просыпается: лёд на реках ломается, шум, треск стоит.
Водяной у славян строг, нравом крут, а без него никак не обойтись. Сказывают, может он рыбу приманить, чтобы богатым улов был, а может и увести её из реки или озера, коли люди с Водяным дружбу не ведут. По весне может Водяной затопить дома да поля, коли не задобрить его. Потому в день Водяного рыбаки, пасечники, мельники, крестьяне, чьи дома стоят подле воды, первым делом к хозяину ближайших рек и озер обращались.день водяного
Непременно задабривали Водяного у славян мельники, у них с Водяником отношения особые. Мельница водой стоит, да от воды же погибает. Не будет воды в реке, не крутиться мельничным жерновам. Будет воды слишком много – разрушит бурный поток мельницу, стоящую на берегу реки. Умелые мельники, сказывают, знали, как с хозяином реки дружбу водить. Не только в День Водяного, а и в иные дни дары ему приносили.
Чтили Водяного и пасечники. Не знамо от чего, на берегу рек пчелы мёда больше приносят. Потому пчелятники, приметившие это, стали ульи вдоль реки ставить, а в начале апреля, в день Водяного, приносят реке в дар остатки меда. Свежий мёд в дар Водяной у славян получает на медовый спас. Уж тут не скупятся, из каждого улья отдают немного лучшего мёда реке.
Северные традиции встречи дня Водяного
Водяного у славян всюду почитали, а всё же в каждой местности особенности свои были. У поморов, на Русском Севере, к Водяному отношение особо уважительное. Уж очень многие промыслы у нас зависят от милости хозяина рек да озер.
День Водяного встречают 3 апреля. Зовется этот праздник иначе Водопол, День пробуждения Водяного, Праздник Рыболовов. В это время дедушка-Водяной просыпается от зимнего сна, голодный да злой. Потому надобно сперва задобрить его гостинцами, а уж после можно начинать богатую апрельскую рыбную ловлю.
Задабривали Водяного у славян, выливая в воду растопленное масло, кормили Водяника хлебом, первую пойманную рыбу в день Водяного отпускали обратно, показывая, что не возьмут от озера или реки рыбы больше, чем надобно.
На Севере вот что сказывают о правилах встречи дня Водяного:
Почозеро [Когда в первый раз едут на ловлю, берут с собою яйцо, чаю и сахару и опускают их в воду, приговаривая с лодки.] Царь морьской, цяриця морьская, подай, Восподи, рыпки и наведи, Осподи, на рыбную тоню, на приловную приволоку!
Кенозеро [Взять старый женский колпак и узелок табаку и опустить их в воду, приговаривая.] Вот тибе, цярь морьской, табаку, а тибе, цяриця морьска на голову колпак, я вам не жалела, дала, и вы мне дайте рыбы!
Дак вот я иногда разговариваю с водяным: «Водяничок, а водяничок, вот давно щучки не ели, ребята щучки захотели!». Вот так. Попадает мне щучка. Дак вот идешь, дак приветствуешь тоже его, и я вот, например, на рыбалку поехала, аха, ветер, не знаю, как все это тут пустить. Еду, еду… «Водяничок, ну-ка скажи, где мне сеточку-то поставить? Чтобы рыбка была?». Едешь, едешь, вроде тебя кто-то как толкнет. Останавливаешься на этом месте, ставлю сетку. Ну и нормально, помог… это сетка стоит. Одной вообще же трудно.
После дня Водяного пойдет у поморов апрельская рыбная ловля. Весенний лов – один из самых крупных. Так о нем говорят:
«Лов этот истинный праздник: старый и малый в это время на воде …кипит там изумительная деятельность: простые саки, сачки пускают вдело, невода едва не рвутся от множества рыбы. Крик и шум, смех и брань…». (Писатель и этнограф С.В. Максимов)
Что ещё сказывают о Водяном у славян?
О дедушке-Водяном много сказок на Севере складывают. Вот чудесная сказка из книги «Что знают Люди?», как раз о том, как гневается Водяной у славян, коли не задобрить его честь по чести:
— Ой, верить бабушкиным сказкам! — сначала засмеялся один мальчишка, а за ним и остальные. — Скажешь ещё, что Водяной из Солзы посуху в море перебрался! — тут уж все засмеялись, вспомнив нелепого старичка с зелёной бородой, который временами высовывался по пояс из речного потока и строил детям смешные рожицы.
Стали дети жемчуг собирать, а один мальчишка с палкой стал рыбу гонять.
— Какая нынче молодёжь! Оторви да брось! — страдал Водяной, пытаясь заснуть и поспать за большим камнем.
— Все уроки старших позабыли! Пришли ко мне в гости, а поздороваться честь по чести забыли! Так-то, конечно, поклонились и здравия мне пожелали, так ведь верчу мне не предложили! Вон, пирогами-то сами угощались, с капустой, верно, прирожки… Эх! — тут Водяной решил оторваться от тяжких дум и ещё раз взглянуть на то, что делается в хозяйстве.
— Ааааа! Что творит бездельник!!! Рыбу с икрой пужает!!!
Всё, это край! — и тут Водяного прорвало, как, бывало, прорывается вода сквозь плотину — с рёвом, с брызгами, неукротимо и беспощадно. Потемнело небо, стала холодной вода в реке, а ели зашумели верхушками, будто о чём-то упреждая ребятишек. — Эй-эй, — замахала ребятам с берега Градиша, выплюнув последние перлы в уже наполненный туес. — Вертайтесь на берег, что-то нечисто! Водяной, что ли, гневается!
И впрямь! Пошли по реке буруны, будто вся речка стала с перекатами, притихли птицы, затаились у дна рыбы, даже перловницы постарались сомкнуть створки поплотнее. Никому не поздоровится, если Хозяин в гневе! А Меньшого как подкинет струя воды выше правого крутого берега!
А потом как ринется вода вниз и как расступится до самого дна речного! И как грохнется с высоты малец затылком об обнажившиеся камни! И охнуть не успела сестричка, как вода залила бесчувственного уже братца с головой. Обозлённый Водяной, махнув ручищей, больше похожей на ласты у бобра, растворился в воде.
Ушёл, значит, поглубже и сделал вид, что наказал мальца справедливо. Дети бросились к телу дружка, поскорее положили его на берегу и бросились приводить в чувство, а всё без толку. Тот лежит — ни жив, ни мёртв. Девчонки слезами заливаются, мальчишки орать друг на друга начали, выясняя, кто виноват.
Нужен ли день Водяного нынче?
В нынешние времена живем не в столь близком родстве с природой, как в старину. Водяной у славян для многих остался лишь забавной байкой, страшной историей для непослушных детей, чтобы не шалили они на воде, не купались без пригляда взрослых.
Меж тем, сказывают, дедушка-Водяной живет в каждом озере, реке, родничке да ручейке. Верить в то или нет, вам решать. А всё же тем, кто отправится весной на рыбную ловлю, советуем в день Водяного или в другое время вспомнить старинные традиции, уважить хозяина рек и озер добрым словом да гостинцем. Да и тем, кто живет подле озер и рек, зависит от их милости, уважить Водяного не помешает. Пусть день
Водяного станет для вас праздником, напоминающим о том, что мы всё ещё живем рядом с природой!
А тем, кто хочет характер Водяного да других славянских Духов понять, быть может, научиться и с природой договариваться, просить о помощи в делах, подскажет «Северная сказка» вот что. Есть у нас волшебные книги славянских сказок, уж в них характеры Богов да Духов верно переданы, кто умеет видеть, поймет. А с природой разговор вести – это уже наша северная магия, и ей обучиться можно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев