ДУЧЕНТО: МЕЖДУ ГОТИКОЙ И ВИЗАНТИЕЙ Значительный шаг в своем развитии Пьетро Каваллини делает во фресках, исполненных им в 1293 году для церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме. Это тоже очень интересная церковь. В V веке здесь возникло первое святилище, которое было устроено на месте дома, принадлежавшего Патриции Чечилии и ее супругу Валериану. Поэтому они и посвятили ее святой Чечилии, или Цецилии. Они были первыми христианами и были казнены, поэтому здесь возникло христианское место паломничества. А в IX веке построили церковь. И здесь, кстати, сохранились мозаики IX века, вот с этими овечками, с Христом, ходящим по облакам, к которому идут святые. Уже потом, в XVI веке, ее фасад перестроили в барочной манере.
Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим
И сравнивая эти дороманские мозаики IX века в алтарной части, и в западной части фреску Каваллини «Страшный суд», как раз видно, какой путь проделало искусство через Средние века к Предвозрождению. Каваллини в своей фреске, может быть, даже больше чем в своих мозаиках, стремится к этой новой живописи. Отчасти он подражает Чимабуэ, отчасти что-то делает свое, но, во всяком случае, здесь уже чуть-чуть пространства появляется, еще не в фоне, а скорее в этих престолах.
Дороманские мозаики XI в. в апсиде церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим
В центре всей композиции — изображение Христа, восседающего на троне, окруженного сиянием. Изображение Христа в мандорле свойственно иконографии Второго Пришествия и символизирует славу Господню. Видны следы мученичества на Его теле: раны от гвоздей на руках и ногах, кровоточащая рана в боку. Внизу изображены крест, копье, гвозди, как символы мученичества, напоминающих о страданиях Христа, вернувшегося судить человечество. Его окружают 8 серафимов. Внизу ангелы трубят в трубы, возвещая Судный день. По сторонам от фигуры Христа — предстоящие Дева Мария, Иоанн Креститель и восседающие 12 апостолов.
П. Каваллини. Фреска "Страшный суд".1289-93 гг. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим
Композиция фрески иконографична, и в ней Каваллини в целом не отходит от византийских канонов. Но, вглядитесь, в сами изображения. Насколько они отличаются от плоскостных, фронтальных и декоративных византийских фресок и мозаик. Созданные Каваллини образы характеризуются материальной осязаемостью, объемностью пластической формы. Отойдя от условной византийской манеры живописи, римский мастер конца XIII века придает религиозным образам земной, близкий к реальной жизни характер.
Страшный суд. Фрагмент
В византийской живописи изображение святого — это символ. У Каваллини — это образ, занимающий определенное место в пространстве. В византийском искусстве не стояла задача пластически-пространственного решения композиции. Каваллини же делает попытку передачи трехмерного пространства. Благодаря светотеневой моделировке, тонким цветовым переходам создается ощущение объемности фигур, глубины. Каваллини одним из первых начал вводить в живопись технику кьяроскуро — особую манеру письма с противопоставлением ярко освещенных и затемненных участков. А также стал использовать оттенки цвета в формировании объема. Вместо застывших складок одежды — струящиеся драпировки, линии которых не повторяются, а меняются в зависимости от позы персонажей. Вместо декоративности и ярких цветовых контрастов — нежные лилово-розовые, оливково-зеленые, голубовато-серые оттенки. Это что-то потрясающее!
Апостолы. Фрагмент фрески "Страшный суд".
Лица изображенных фигур имеют индивидуальные особенности. Конечно, еще нельзя говорить о психологизме. Однако в выражениях лиц появляется определенный характер, эмоциональность. Обратите внимание на образ Иоанна Крестителя. В смятении он смотрит на Христа, сдвинув брови и наморщив лоб. С благоговейным умиротворением взирает на Христа Святая Мария.
Дева Мария и Иоанн Креститель.. Фрагмент фрески "Страшный суд"
Здесь Каваллини обращается к той технике, которая помогла живописцам треченто окончательно преодолеть византийскую схему и которая сделалась главным оружием стиля Ренессанса. Каваллини не кладет краски рядом резко отделенными друг от друга и контрастирующими плоскостями, по византийскому образцу, но начинает согласовывать краски с помощью полутонов. На место резких контрастов вступают более мягкие переходы моделировки, которые отнимают у живописи византийский абстрактный, плоскостной характер.
Фреска, которая сохранилась лишь фрагментарно, выделяется новым подходом к форме, основанным не на линейном принципе, а на чрезвычайно сильной светотеневой моделировке, которая, по словам Гиберти, придавала форме «величайший рельеф». Эта живописная лепка особенно чувствуется в благородном лике Христа и в фигурах апостолов, лица которых в высшей степени индивидуализированы, а одеяния переданы в красивых фиолетово-розовых, оливково-зеленых, небесно-голубых тонах.
Апостолы. Фрагмент фрески "Страшный суд".
Вдохновляясь примером позднеантичной живописи, он старался оживить светотенью свои фигуры, передать в них не абстрактную идею, а зрительное впечатление. И вот в его фреске «Страшный суд» образ Христа уже не символ, но лик: на нас глядит со стены исполненный достоинства прекрасный муж с открытым лицом.
Христос. Фрагмент фрески "Страшный суд"
«Страшный суд» Пьетро Каваллини — подлинный шедевр живописи эпохи Проторенессанса. Монументальная фреска, характеризующаяся величественностью форм и в то же время естественностью пропорций, попытками построения трехмерного пространства на плоскости, передачей объемности и материальности фигур за счет характерных мазков, оттенков цвета и светотени, свидетельствует о появлении принципиально нового реалистического направления в искусстве того времени, предвосхитившего достижения эпохи Возрождения.
Ален Делон и Клаудия Кардинале снялись вместе в нескольких известных фильмах, включая:
«Леопард» (1963) Делон играл Танкреди Фальконери, а Кардинале сыграла Анжелику Седару. Фильм считается шедевром мирового кино.
«Девушка с чемоданом» (1961): В этой итальянской драме режиссёра Валерио Зурлини в главной роли Кардинале, а Делон — вспомогательная. Фильм освещает их химию на экране.
«Профессионалы» (1966): Американский вестерн, где Делон и Кардинале снова работали вместе, демонстрируя свою универсальность актеров за пределами европейского кино.
Комментарии 1