Выполненные Пьетро Каваллини в Риме мозаики (в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 г.) и фрески (в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере, около 1293 г.) отмечены материальной осязаемостью и объемностью пластической формы, использованием светотеневой моделировки и тонких цветовых градаций. Полностью отойдя от условной византинизирующей живописной манеры в духе Чимабуэ и других мастеров, Каваллини придал своим религиозным образам более земной, осязательный характер. Он применил в своих композициях невиданную до того в итальянской живописи светотеневую моделировку и средства передачи пространства. Поэтому Каваллини по праву считается зачинателем Проторенессанса в итальянской живописи.
Явление Иисуса Исааку. Сохранившийся фрагмент фрески. Ок. 1300 г. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим
Действительно, Каваллини заложил основы ренессансных норм в живописи. Но ошибочно также доводить этот вывод до крайности, как делают некоторые ученые, и объявлять Каваллини основателем национального стиля итальянской живописи. Между живописью треченто и Каваллини лежит та же бездна, как и между скульптурой Никколо Пизано и его предшественников. Искусство Каваллини прочными корнями связано с Византией и ранним средневековьем; дух готики его еще не коснулся.
П. Каваллини. Сон Иакова. Сохранившийся фрагмент фрески. Ок. 1300 г. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим
Таким образом, заслуга Каваллини состоит в том, что он впервые отошел от плоскостности форм и условности композиционного построения, присущих господствовавшей в его время в итальянской живописи «византийской» или «греческой» манере. Хотя в его мозаиках и фресках еще сохраняются и традиционная византийская иконография, и золотой фон, и многие другие элементы византийской традиции, эти произведения пронизаны иным духом. Бестелестность византийских фигур сменяется материальностью и весомостью, взгляд утрачивает «потусторонний» характер и приобретает живое выражение, складки одежд становятся рельефными, в драпировках ощущается тяжесть. Применяя заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, Каваллини достигает объемности и пластичности форм. Он вводит смелые новшества и в композиционное построение, добиваясь ясности пространственного расположения фигур и архитектуры. В ряде случаев он использует систему античной перспективы для изображения зданий и даже интерьера (например, в мозаике «Рождение Марии» в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме; 1291 г.).
П. Каваллини. Фреска капеллы Бранкаччо. 1308-09 гг. Церковь Сан-Доменико-Маджоре, Неаполь
В 1308 году Каваллини был приглашен в Неаполь Карлом Анжуйским; там он соприкоснулся с изящными формами готического искусства северной страны Анжу.
П. Каваллини. Распятие. Ок. 1308-09 гг. Церковь Сан-Доменико-Маджоре, Неаполь.
В одной из последних своих работ, в цикле фресок, исполненных им в Неаполе, в церкви Санта-Мария-донна-Реджина (1316-1320), Каваллини, бесспорно, вовлечен в круг новых живописных проблем, выдвинутых флорентийской и сиенской школами, и делает все усилия идти в ногу с веяниями эпохи. Такая композиция, например, как «Несение креста», не могла возникнуть без обратного влияния на Каваллини Джотто и сьенцев. Но, при всем желании Каваллини усвоить принципы нового драматического повествования, он остается верен типическому, плоскостному, орнаментальному византийскому стилю.
Фреска П. Каваллини в церкви Санта-Мария-донна Реджина, Неаполь
В церкви Санта-Мария-донна Реджина живописец работает не один, вместе со своей школой. Каваллини, безусловно, координировал работу своей команды, но те части, в которых мастер выписывал лично, очень сложно атрибутировать. Руку Каваллини можно узнать по тому, как он распределяет выбранные цвета на стенах хора и на фасаде, которые интегрируются в архитектуру. Считается, то он нарисовал Страшный суд на контрфасаде, апостолов и пророков в верхней части пресвитерия. Фреска Апокалипсис на задней стене разделена двумя стрельчатыми окнами на три отсека: с левой стороны, по направлению к входной двери в монастырь, Рай, в центре Страшный суд и справа Ад. Все эти циклы, в свою очередь, развиваются в горизонтальных сценах, которые текут сверху вниз. Несомненна атрибуция Каваллини изображения св. Фомы.
П Каваллини. Святой Фома. Фреска в церкви Санта-Мария-донна Реджина, Неаполь
Вокруг Каваллини в Риме сложилась художественная школа; ее серьезное влияние прослеживается в итальянской живописи до середины XIV века. Вероятно, один из мастеров круга Каваллини был учителем Джотто. Каваллини едва ли не первым из мастеров искусства Проторенессанса вырвался из плена средневековой византийской схемы. Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи”византийской” или”греческой” манере.
Однако образам Каваллини еще не свойственна та степень жизненности и одухотворенности, которая отличает образы Джотто; у Каваллини больше отвлеченности и холодности, что отражает стиль римской живописи того времени. До начала XIV века ей принадлежала ведущая роль, так что у Каваллини было много учеников и последователей, но самым выдающимся из них был Джотто, который воспринял у него и светотеневую моделировку, и понимание пространства, и величавый эпический язык римской живописи. Все это помогло ему полностью преодолеть византийские традиции и создать свой благородный стиль, положивший начало новому этапу в развитии европейской живописи.
"Умер Пьетро в Риме, в возрасте 85-ти пяти лет от боли в боку, приключившейся от старости при росписи стены и от постоянной работы в одном положении. Произошло это около 1330 года. Погребен был в церкви Сан Паоло фуори ди Рома с почестями и со следующей эпитафией: "Quantum Romanae Petrus decus addidit Urbi Pictura, tantum dat decus ipse polo" (Городу Риму Пьетро придал красы живописью, настолько сам он украшает небеса)" (Д. Вазари. Жизнеописания...).
В Древнем Риме существовал интересный способ борьбы народа за свои права – Сецессия.
Все простолюдины брали с собой на несколько дней припасы и уходили из города. Оставляли патрициев одних. И жизнь в городе полностью останавливалась.Не работали лавки и магазины, на рынках не продавали продуктов. Это массово парализовывало экономику города, и элита была вынуждена соглашаться на их условия. В частности после первой же сецессии плебсу была прощена часть долгов и простолюдины были допущены к управлению государством — был учрежден Народный трибун.
Музей Польди-Пеццоли в Милане (Museo Poldi Pezzoli) недавно совершил выдающийся подвиг, воссоединив алтарь августинцев Пьеро делла Франческа. Этот полиптих, созданный между 1454 и 1469 годами мастером раннего итальянского Возрождения для церкви августинцев в Борго-Сан-Сеполькро (ныне Сансеполькро), первоначально состоял из 30 панелей, большая часть которых пропала к концу 16 века.
Нет комментариев