Внутренняя миграция, по мысли узбекской художницы, – трансформация личности через ткань прошлого. На выставке зритель – внутри этого процесса, он становится частью закулисья. «Весь мир – театр, а люди в нем актеры», – читается в этой плотно сшитой метафоре, созданной Азизой вместе с группой ташкентских художниц Qizlar Collectiv.
Девушки появились на открытии в легких национальных чапанах и лаконичных платьях в пол.
«Лично для меня совместный аспект творческого процесса является ключевым: здесь женские ''голоса'' объединяются, представляя различные переживания — миграцию, трансформацию и устойчивость. Вместе мы переосмысливаем способы взаимодействия с культурным и историческим наследием, особенно с текстилем и костюмами, традиционно связанными с ''женскими'' ремеслами. Синтез искусства и технологий становится инструментом для изучения современной узбекской идентичности», — сказала Азиза Кадыри на открытии, стоя у микрофона как раз на фоне многометрового синего сюзане.
«Вместе» в этой речи стоит подчеркнуть. Участие женского арт-комьюнити Qizlar Collectiv, созданного в 2022 году как платформа для обмена опытом молодых художниц из Узбекистана, – часть высказывания проекта «Не пропусти свой выход». Qizlar объединяет около 300 женщин, которые все время на связи в чате и помогают друг другу в самых разных аспектах жизни – найти работу, пристроить кошку, болтать о жизни и искусстве, а в результате немного лучше узнать себя и создать нечто неповторимое. Самоидентификация, может, и глубоко личностный процесс, но в то же время он коллективный. Традиции – это не земля, где они родились, а люди, в которых они проросли и должны держаться вместе, считает Азиза.
Восточный авангард дошел из пустыни до моря
Проект «Узбекистан: авангард в пустыне» – еще одна история, плотно связанная с наследием Узбекистана и в то же время с темой миграцией, – не является частью основной программы биеннале, но стал важной культурной интервенцией. Впервые на выставках, организованных при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, представлены работы художников-модернистов, работавших в Центральной Азии в первой половине ХХ века. Более 100 живописных работ и рисунков показывают, как последователи лидеров русского авангарда – Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Павла Филонова, – использовали новаторские методы своих учителей.
Большинство из них оказались в Узбекистане волею судеб. Они были иностранцами на восточной земле. Речь о таких художниках, как Александр Волков, Николай Карахан, Надежда Кашина, Елена Коровай, Михаил Курзин, Виктор Уфимцев, Урал Тансыкбаев, Усто Мумин (псевдоним Александра Николаева) и другие. Многие из них оказались в Узбекистане в ссылке как раз в тот момент, когда авангард начали обвинять в «формализме». В 1930-е годы художники могли поплатиться за свои художественные эксперименты жизнью или свободой, а картины приходилось прятать.
Нет комментариев