Они же, в норме, брали брачного партнёра только из такой чужой общности. Подобный вид брака называется у ученых экзогамией.
Появился он очень давно, как бы не в палеолите - древнем каменном веке.
Почему появился - мы, строго говоря, не знаем. Боязнь кровосмешения не могла тогда быть по-настоящему серьёзной, ибо древние люди, скорее всего, не понимали такой опасности. Скорее всего, подобного рода обычаи ставили целью достичь мира в племени, чтобы, в условиях тяжелейшей борьбы за существование, люди не соперничали за брачного партнёра. Только вот вначале это были не девушки, а парни, ибо то общество было матриархальным и матрилокальным: парень уходил в род жены, а не наоборот.
В племени жило всего два поколения: матери и отцы, с одной стороны, и их дети. Все представители одного поколения считались братьями и сёстрами, младшие считали всех старших матерями и отцами, а последние считали младших своими детьми. Так повышались шансы на выживание. Такой счет поколений условно называли "скользящим", и его отражение сохранилось до наших дней в языках народов уральской и алтайской языковых семей.
Дедушек и бабушек не было, ибо они не доживали до рождения своих внуков. Потому многие древние народы вполне серьезно верили, что души бабушек и дедушек воплощаются в тела внуков и внучек.
Подобное сохранили древнерусские князья, да и в древних немецких диалектах внук называется буквально "маленький дед". Отсюда и поверье, что человек, если живёт долго, заедает чужой век. По-своему это вполне логично: одна душа не может одновременно жить сразу в двух телах.
Экзогамия сопровождалась настоящим ужасом перед чужим родом, его богами и богинями, предками, живущими в особых куклах. Вспомним сказки, где некая кукла, которую, к тому же, надо кормить (приносить ей жертвы), помогает падчерице против мачехи. Но по-другому нельзя: не выходить же замуж за того, кто считался братом, не брать же в жёны ту, которая считалась сестрой! Мачеха же - просто представительница не твоего экзогамного, а иного рода, из которого нельзя брать жену, по родовым обычаям. Против волшебства же её рода биться сложно...
Некими аналогичными экзогамными связями был связан и Илья Муромец - некогда, фактический правитель раннего восточнославянского государства. От брака с некоей побежденной королевной (явно арийской царицей) у него рождается сын или дочь, которые бьются с отцом, стремясь к власти над Русью. Сына обычно зовут Сокольник, а вот дочь явно, по оружию (рогатина) и некоторым другим косвенным чертам, скорее связана с Севером, а не с Югом Восточной Европы. Скорее это отразило экзогамию некоторых славян с какими-то финно-уграми или балтами, не только с ариями.
Удивляться здесь нечему: схема "правильного" брака была одна, а вот "наполнение" её могло быть разным.
Образ же самого Ильи - сложный, это не только отражение реальных святых, один из которых погиб при втором штурме Киева 2 января 1203 года князем Рюриком Ростиславичем и половецкими ханами Юрием Кончаковичем и Даниилом Кобяковичем, но и отражение образов древнейших воевод языческой поры.
Впрочем, и ритуальное соперничество двух сторон Новгорода, разделенных, как это обычно бывает с мирами в древнейших преставлениях, водной преградой - рекой Волхов - восходит к такому же двойственному делению ранних обществ. Соперничество же новгородских концов - явление более позднее, чем соперничество сторон - Торговой и Софийской.
https://www.youtube.com/watch?v=A3sIeQ5TCo8 ), в рамках цикла встреч с выдающимися учеными России, два известных историка - Герман Анатольевич Артамонов и Игорь Васильевич Лисюченко, обсуждают малоизученные и практически неизвестные широкой аудитории аспекты, связанные с ролью женского начала в системе языческих верований древних славян.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1