О том, что похороны — одно из важнейших событий в гагаузских общинах, писал еще в начале ХХ века русский этнограф Валентин Мошков, который изучал быт и традиции гагаузов на территории нынешней Молдовы. Он пришел к выводу, что гагаузы верят: первые три дня после смерти человеческая душа остается в том доме, где он жил. В Гагаузии принято хоронить на третий день после смерти, а до этого ночью не оставлять покойника одного.
«В эти три дня усопший не должен оставаться один, в комнате обязательно должна гореть лампада, вечером нужно найти кого-то, чтобы покойник не оставался один. Гагаузы верят, что рядом с усопшим ходит Джады бабусу (колдунья) и собирает нити, которыми завязаны его ноги усопшего. Не дай бог, ты проспишь и веревку украдут, с ее помощью потом можно совершить злодейство», — объясняет директор Национального гагаузского историко-этнографического музея им. Дмитрия Карачобана в селе Бешалма Людмила Марин.
Как правило, пока тело усопшего находится дома, рассказывают сотрудницы музея, почтить его память и попрощаться приходят родственники и знакомые — они приносят букеты цветов с просьбой к усопшему передать на том свете привет их почившим родным: «Букет должен быть завязан, иначе он рассыпется, и душа покойника не будет знать, кому отдать эти цветы».
Покойника отпевают в доме на третий день. После этого похоронная процессия отправляется на кладбище. Ее возглавляет человек, который несет ведро с водой.
«Он останавливается на каждом перекрестке и выливает немного воды. Так люди отдают самое дорогое — воду. Дело в том, что Буджак — это степь с малым количеством осадков и частыми засухами, поэтому некоторые обряды и обычаи на похоронах связаны с водой. Например, еще ритуальное омовение рук, перед тем как сесть за поминальный стол», — объясняет директор Бешалминского музея.
Она также рассказала, что в гагаузских населенных пунктах на похоронах принято нести ветку фруктового дерева — «dal», на которую подвешивают калачи. Их снимают с ветки на кладбище, разламывают калачи на кусочки и раздают присутствующим, наливая стакан вина — получается такое своеобразное причастие.
В общем, гагаузские похоронные традиции очень тесно переплетены с религией: православие здесь встречается с народными представлениями о том, например, сколько калачей раздавать. «Вся жизнь, все традиции связаны с религией, с христианским вероисповеданием, и это в разной степени сохраняется до сих пор», — говорит Людмила Марин.
«Инструкция к похоронам» и желание «облегчить будущее усопшей души»
Память об усопшем гагаузы чтут и после похорон: на девятый и сороковой день, когда, по поверьям, душу еще не определили в рай или ад, гагаузы собирают на трапезу в память о покойном самых близких и родных, а также тех, кто обмывал покойника и нес гроб. На поминки также ходят на кладбище и приносят на могилу освященные в церкви кутью («коливу»), калачи и вино.
Здесь, в Бешалминском музее, нам показывают книгу схимандрита Иоанна Пейогло из Комрата: в ней есть фотографии дневника прихожанки Дюльгер из села Бешалма. В 1953 году она составила своеобразную иллюстрированную инструкцию проведения похорон и назвала ее «Ёлюлляр ичин» — «О похоронах». Оригинал дневника, как рассказали в музее, утерян.
Комментарии 4