С возвеличиванием разума происходило принижение природы. Уже Галилей отмечал, что цвета, звуки, запахи не существуют вне глаз, ушей и носов. Декарт и Локк разработали теорию вторичных качеств. А у Д. Юма живая ткань природы оказывается проекцией разума.
Круг замкнулся. В античной ментальности космос являлся источником гармонии и порядка. В средние века все сообразно Богу, в рационализме Нового времени источником феноменального порядка стал человек, Бог «остался ответственным» за сферу нравственности (ноуменальный порядок). Природа же, лишившись внутренней гармонии и живых красок, окончательно «испустила дух» (К. А. Свасьян).
Познавательное отношение к природе не как к сущности, а как к существу более всего отличает экологическое мышление, формирование которого было начато В. И. Вернадским и продолжается в течение всего XX столетия. Среди русских ученых, не механистически мыслящих о природе, нельзя не упомянуть С. Л. Франка, хотя его и не относят к космистам. В отличие от механистического «природа проста...», у Франка всякая вещь и мир в целом есть нечто большее и иное, чем все, что мы о нем знаем, «...поскольку человеческий дух сам принадлежит к реальности и внутренне связан с ней и ей сроден... Между человеческим духом и всеединством бытия вообще не может быть никакой безусловно непроницаемой преграды»
Наиболее емко, точно и прекрасно выражено понимание природы, образ природы, создаваемый русской научно-философской мыслью, глубинными интуициями русской культуры, в поэтическом слове Ф. И. Тютчева:
Не то, что мнете вы, природа.
Не слепок, не бездушный лик!
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!..
Поистине гениально схвачены образы природы, которые реализовались в западноевропейской культуре и выявляемы в исторической ретроспективе. Здесь и образ природы – текста, природа – слово, язык (средневековая эпоха), обездушенная природа – механизм (Новое время) и тот новый образ природы, не сущности, а существа, наделенного душой, способностью любить... который складывается в экологическом мировосприятии, и акцентируемая синергетической парадигмой спонтанность, случайность природных процессов как характеристика свободы.
Переход от механистического к холистическому видению природы характеризует мировоззрение второй половины XX в. В связи с открытием явлений самоорганизации в науке начинает формироваться новый взгляд на природу, появляется перспектива понимания природы как саморазвивающейся целостности, включающей человека.
Но это отдельная тема...
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3/1999
Нет комментариев