На новомъ мѣстъ.
Село Михайловское Петропавловскаго уѣзда, гдѣ я состою учителемъ, заселено крестьянами—переселенцами изъ южныхъ и среднихъ губерній Европейской Россіи, —преимущественно малороссами. Тяжела имъ жизнь была на родинѣ.
Главный источникъ пропитанія—земледѣліе было сильно стѣснено по причинѣ малаго надѣла, такъ что на нѣсколько душъ семейства приходилось по одной десятинѣ пахотной и луговой земли. Гдѣ же на такомъ клочкѣ можно пропитать цѣлую семью! да вѣдь не только пищу; но и одежду и все нужное для жизни крестьянина доставляетъ кормилица — земля. А ее почти нѣтъ.
О скотоводствѣ при такихъ тяжелыхъ условіяхъ нечего было и думать. Нужда, горе, голодъ нажимали крестьянина со всѣхъ сторонъ. И вотъ, гонимые этимъ, они толпами начали переселяться въ Сибирь, на огромныя свободныя степныя пространства. Новая страна, казалась имъ обѣтованной землей, тѣмъ болѣе, что условія для переселенія были заманчивы и удобны:—проѣздъ по желѣзной дорогѣ удешевленный, ссуда на заведеніе хозяйства и постройку дома на новомъ мѣстѣ, но главное ихъ прельщало количество земли. На каждую душу давалось по 15 десятинъ пахотной земли, лѣсъ, луга. Словомъ, послѣ того безземелья, какое они испытывали на родинѣ, здѣсь для нихъ открывалось полнѣйшее приволье всего необходимаго для существованія и устройства порядочнаго хозяйства.
Но непривѣтливо встрѣтила холодная Сибирь новыхъ пришельцевъ. Правда, въ своихъ ожиданіяхъ, относительно приволья земли удобной для хлѣбопашества, луговъ для скотоводства, лѣсовъ для постройки хатъ, они не обманулись; но суровый климатъ, особенно холодныя, снѣжныя зимы, тяжело отозвались на ихъ здоровьи, тѣмъ болѣе, что переселившись съ благодатнаго, теплаго юга, не имѣя порядочной зимней одежды, не видѣвъ морозовъ болѣе 15—20°, отъ здѣшнихъ свирѣпыхъ, снѣжныхъ бурановъ и морозовъ, доходящихъ до 42°, приходили въ крайнее уныніе.
Урожаи хлѣба и травъ первые 2 года были порядочные и переселенцы какъ будто оправились, освоились съ новыми мѣстами и стали привыкать къ новому климату, но затѣмъ неурожаи и засухи послѣдующихъ лѣтъ подорвали послѣднія силы пришельцевъ и если они спаслись отъ голодной смерти, остались живыми, то только благодаря отчеческимъ заботамъ Правительства, которое устраивало для нихъ столовыя, выдавало ссуду въ видѣ муки, зерна, наконецъ давало заработокъ,—напр. устройство водоемовъ и проч.; кромѣ того, каждую весну раздавался хлѣбъ для обсѣмѣненія полей. Урожай хлѣба прошлаго 1902 года снова немного ободрилъ бѣдныхъ крестьянъ—страдальцевъ, и теперь слава Богу они немного оправились, покрайней мѣрѣ хотя сыты своимъ хлѣбомъ.
Закинутыя въ непривѣтливыя степи, служившія раздольемъ для киргизъ — скотоводовъ, крестьяне, кромѣ всѣхъ невзгодъ и лишеній чисто физическихъ, лишены были еще и утѣшенія душевнаго: у нихъ не было ни храма Божія и даже такого человѣка, который бы могъ иногда въ праздничные и воскресные дни отслужить часы, прочитать что нибудь душеспасительное. За исполненіемъ требъ приходилось обращаться къ священнику сосѣдняго казачьяго поселка, находящагося въ 20 веретахъ; въ храмѣ—же Господнемъ для слушанія божественной литургіи приходилось бывать очень рѣдко, какъ за дальностью разстоянія, такъ и потому, что лошади были еще только у нѣкоторыхъ. Тяжело все это отзывалось на душѣ добрыхъ русаковъ, привыкшихъ съ момента рожденія жить около храма Божія, сыздѣтства изливать въ немъ и радости и иечали; да вѣдь и вообще всѣ русскіе люди, а особенно малороссы отличаютг ся религіозностью.
Такъ какъ мѣстность, занимаемая поселкомъ Михайловскимъ очень удобна для земледѣлія и скотоводства, то онъ населился очень быстро, и къ концу перваго года насчитывалось уже болѣ 300 дворовъ. Устраившись кой какъ на новомъ мѣстѣ, крестьяне начали і поговаривать о постройкѣ храма, хотя небольшого деревяннаго и не менѣе необходимой потребности—школы. Но гдѣ было взять средствъ на эти постройки? Всѣ они были на родинѣ народъ небогатый, а съ переселеніемъ и вовсе раззорились. На помощь опять пришло Правительство, вѣчно заботящееся о нихъ! Были отчислены деньги изъ фонда Императора Александра ііі, на нихъ купленъ. хорошій сосновый лѣсъ, нанятъ подрядчикъ и къ концу 1899 года, на широкой площади среди села, красовался уже чистенькій, скромный, но пріятный на видъ Божій храмъ во имя Архистратига Михаила, господствующій надъ бѣдными хатами, среди пустынной стеии и какъ будто благословляя своими блестящими крестами и это бѣдное село и эту дикую окружающую его степь. Въ то же время изъ саманнаго кирпича были построены школа и дома для причта. Слава Богу!—главное сдѣлано, но требовалось еще много. Хотя въ храмѣ и были устроены печи, но такъ какъ стѣны его не были общиты тесомъ и не очень хорошо проконапачены, то холодные зимніе вѣтры, пронизывали ихъ насквозь и производили страшный холодъ; топка печей нисколько не помогала.
Для школы тоже требовались учебники, учебныя пособія, а также, нѣкоторый хозяйственный ремонтъ. Благодаря помощи правительства, самое зданіе школы было построено, но нѣтъ ни двора и никакихъ другихъ (холай) нужныхъ построекъ. Хотя въ этомъ и являлась необходимая потребность и населеніе ясно сознавало это, но на помощь придти небыло никакой возможности; такъ какъ почти всѣ жители существовали на средства правительства, поэтому никакихъ улучшеній для храма и школы сдѣлано не было. Такъ все шло до осени 1901 года.
Въ октябрѣ мѣсяцѣ 1901 года въ село Михайловское пріѣхалъ новый священникъ о. Д. В. Прежде всего онъ обратилъ вниманіе прихожанъ на нужды храма и школы и на необходимость устраненія недостатковъ. “Такъ-то такъ, батюшка, мы знаемъ, что надо исправить, да видишь, кормилецъ, средствъ—то нѣтъ и взять негдѣ,“—говорили обыкновенно мужики на предложеніе священника объ устраненіи нуждъ храма. Но священникъ не остановился на такомъ отвѣтѣ. Онъ объяснилъ прихожанамъ, что во многихъ бѣдныхъ приходахъ, для устраненія нуждъ церкви существуютъ церковно-приходскія попечительства. Они состоятъ изъ членовъ прихожанъ, которые вносятъ за это извѣстный взносъ, учреждаютъ кружки, собираютъ пожертвованія и т.п. Словомъ указалъ какимъ путемъ скорѣе можно достигнуть улучшенія храма и школы и своихъ прихожанъ призывалъ послѣдовать этому доброму примѣру. Отзывчивъ и щедръ нашь русскій народъ! Теплое слово добраго пастыря, сказанное съ церковнаго амвона, глубоко запало въ души крестьянъ. Тутъ же они пожелали открыть въ своемъ селѣ церковно-приходское пепечительство и въ тотъ же день записалось членами около сорока человѣкъ со взносомъ но одному рублю. Былъ составленъ проэктъ попечительства и вмѣстѣ со спискомъ членовъ представленъ на благословеніе и утвержденіе Его Преосвященства, Преосвященнѣйшаго Сергія, Епископа Омскаго и Семиплатинскаго.
Въ мартѣ мѣсяцѣ получилость утвержденіе, а 21 апрѣля 1902 года въ зданіи церковно-приходской школы состоялся актъ открытія попечительства и первое очередное засѣданіе членовъ. На засѣданіи, между прочимъ, для изысканія средствъ попечительства было постановлено: учредить наружную кружку: каждое богослуженіе производить сборъ пожертвованій въ храмѣ, а для сбора внѣ прихода, составлены подписные листы и представлены на утвержденіе и разрѣшеніе къ печатанію, — Преосвященнѣйшему Сергію, которыя по утвержденіи должны быть розданы членамъ; кромѣ того, на этомъ же собраніи, за подписомъ всѣхъ членовъ, написано письмо Досточтимому Пастырю 0. Іоанну Сергіеву (Кронштадтскому), въ кототоромъ просили благословенія на открытіе попечительства и принятія на себя званія „Почетнаго члена". На собранныя пожертвованія и членскій взносъ рѣшено купить тесу для обшивки стѣнъ храма, а также были разсмотрѣны многіе Другіе вопросы.
Такъ какъ главная потребность является въ обшивкѣ стѣнъ храма, то въ іюлѣ мѣсяцѣ въ городѣ Тюмени было куплено 370 сонсновыхъ тесинъ, длинною 12 арш. и шир. 6 верш. Тесъ вмѣстѣ съ покупкой и достовкой стоитъ 286 руб., но такъ какъ оказался не совсѣмъ просохшимъ, то обшивка храма отложена до весны 1903 года. Въ тоже время были куплены и необходимые матеріалы для обшивки и конопатки—гвозди и т.п.
21 ноября за обѣдней попечительству и всѣмъ жителямъ села 0. Д. была объявлена радостная вѣсть, что уважаемый всѣми пастырь 0. Іоаннъ Кронштадтскій изъявилъ желаніе принятъ званіе почетнаго Члена попечительства и пожертвовалъ на храмъ 100 р. Тутъ Же послѣ обѣдни былъ отслуженъ Торжественный, благодарственный Господу молебенъ о здравіи Всероссійскаго молитвенника 0. Іоанна. Горячо молились мужички за своего благодѣтеля: на глазахъ многихъ блистали слезы радости, благодарности и умиленія. Эта неожиданная радостная вѣсть взволновала ихъ до глубины души. Простая, безхитростная молитва лилась изъ простыхъ добрыхъ сердцъ. Да і какъ было не радоваться! Извѣстный не только всей огромной матуйікѣ—Россіи, но почитаемый даже за границей, добрый пастырь, уважаемый всѣми благодѣтель и молитвенникъ— принимаетъ на себя званіе члена ихъ попечительства!
Къ началу учебнаго года на деньги попечительства были пріобрѣтены нѣкоторыя учебпики и учебныя пособія, въ томъ числѣ географическія карты: Европы, Полушарій, Россійской Имперіи; икона Спасителя въ серебряной ризѣ за 15 руб. и многое другое.
Большая часть жителей—переселенцы изъ Черниговской губерніи и въ воспоминаніе о своей родинѣ они давно мечтали выписать икону новоявленнаго угодника Божія Святителя Ѳеодосія Черниговскаго, своего бывшаго Архипастыря,— но опять не было средствъ. Наконецъ попечительство рѣшило осуществить эту мечту. Изъ числа членовъ многіе были отправлены по селу для сбора пожертвованій. Усердно и щедро жертвовали мужички, особенно Черниговцы, кто чѣмъ могъ по силѣ и возможности, и не прошло недѣли, какъ уже было собрано около 70 руб. На эти деньги въ гор. Черниговѣ была заказана икона Святителя Ѳеодосія, размѣромъ—2 арш. высоты и 1 ½ арш. ширины. 9-го ноября на другой день храмового праздника, икона, освященная на мощахъ Святителя Ѳеодосія, была получена и встрѣчена за селомъ, съ крестнымъ ходомъ, почти всѣмъ населеніемъ поселка.
Съ пересылкой икона стоитъ 90 руб. Теперь для нее строится кіотъ въ 70 р., опять же на пожертвованія, собранныя попечительствомъ.
Благодареніе Богу, при самыхъ скудныхъ средствахъ, попечительство, въ первый годъ своего существованія, сдѣлало много добраго и полезнаго для своего храма и школы. На приходъ по книгѣ попечительства въ истекшемъ году поступило 360 руб. 90 к. израсходовано на нужды храма и школы 280 р. 10 к. и въ остаткѣ къ 1903 г. состоитъ 80 р. 80 к.
Въ январѣ текущаго года были отпечатаны въ типографіи, разрѣшенныя Преосвященнѣйшимъ Сергіемъ, подписные листы для сбора пожертвованій внѣ прихода. На засѣданіи 24 января эти листы розданы членамъ, которые обязаны при случаѣ собирать пожертвованія. И что же, въ какія нибудь двѣ недѣли, сверхъ всякаго ожиданія, нѣкоторыми членами, радѣтелями храма Божія, собрано и сдано въ кружку попечительства болѣе 100 рублей. Добрые мужички, ради украшенія и улучшенія своего храма, бросая свои домашнія работы, ѣдутъ по сосѣднимъ селамъ, собирая гроши, копѣйки, мукой, зерномъ, словомъ, кто что дастъ отъ своихъ трудовъ; иногда бываютъ въ отлучкѣ дня 3—4 и все это совершенно безвозмездно и если при случаѣ имъ предлагаютъ хотя за то, что они издержали на содержаніе себя и лошади, всѣ Отказываются, говоря, что если и слѣдуетъ намъ, то пусть идетъ на храмъ. А во время сбора, развѣ мало приходится перенести трэдовъ, насмѣшекъ, оскорбленій, но все переноситъ мужичекъ съ свойственнымъ ему только терпѣньемъ. Вотъ напримѣръ исторія одного такого путешествія. Получивъ подписной листъ членъ попечительства, шестидесятилѣтній крестьянинъ Монтій Хомяковъ, запрегъ свою лошадку и отправился въ городъ Петропавловскъ, въ 70 вер. отъ Михайловки. „Авось, что нибудь Господь дастъ", думаетъ мужичекъ, „ну, а даромъ проѣзжу, такъ чтожъ, —Божья воля." Пробылъ въ Петропавловскѣ два дня. На его несчастье оба дня былъ такой буранъ, что не видно Божьяго свѣта; снѣгу навалило почти ½ арш. Оба дня, по колѣна въ снѣгу, Хомяковъ ходилъ но лавкамъ и богатымъ домамъ города. Гдѣ подписывали, а гдѣ и такъ давали по копѣйкѣ—пяточку. Многіе отказывали, а иногда и совсѣмъ не пускали. Придетъ мужичекъ, поклонится: „пожертвуйте. Христа ради, на храмъ Архистратига Михаила!" —„А гдѣ у тебя кружка?" —„Да я не сборщикъ, а членъ попечитетьства и вотъ подписной листъ." Посмотрятъ подозрительно: „да ты братъ, съ этимъ листомъ не шарлатанъ-ли какой? Иди-ка, отправляйся: много васъ тутъ шляется!" Что говорить мужику?—Остается перенести обиду на сердце и идти дальше. И всетаки, несмотря на всѣ трудности, Хомяковъ собралъ въ этомъ городѣ 18 руб. 72 коп. Да, любитъ мужичекъ свой храмъ и все перенесетъ спокойно, зная, что онъ трудится и терпитъ обиды, работая для Бога. Тверда въ немъ любовь и вѣра въ Господа, и этой то вѣрой сильна наша матушка -Русь.
Если и дальше съ такимъ же усердіемъ и успѣхомъ пойдетъ дѣло попечительства, то съ увѣренностью можно сказать, что храмъ къ будущей зимѣ будетъ совершенно обшитъ тесомъ, законопаченъ и въ немъ не будетъ того холода, при которомъ замерзаютъ Святые Дары, а молящіеся, несмотря на тѣсноту, во все время службы дрожжатъ, не имѣя возможности согрѣться.
Дай Богъ успѣха и процвѣтанія этому ревностному попечительству и существовавать многіе, многіе годы! Дѣйствовать съ той готовностью и усердіемъ, съ какимъ добрые мужичкичлены и прочіе прихожане отнеслись къ устроенію и улучшенію своего храма.
Не будь попечительства, въ долгіе годы не было-бы пріобрѣтено для храма и школы того, что оно пріобрѣло въ одинъ годъ своего существованія.
Теперь слава Богу!—помощью и отеческими заботами Начальства въ Михайловскомъ есть церковь и школа, которыя благодаря усердію и щедрости самихъ крестьянъ, совѣтамъ и указаніямъ священника о. Д. В-, съ каждымъ годомъ улучашаются и важные недостатки устраняются. Урожай послѣдняго года поправилъ расшатанныя хозяйства крестьянъ—переселенцевъ. Нынче они вздохнули свободнѣе и если будетъ хотя посредственно родиться хлѣбѣ на слѣдующее время, то пройдетъ нѣсколько лѣтъ и мужички забудутъ тѣ лишенія и нужду, какія имъ нришлось перенести въ нервые годы пересленія и будутъ благодарить Бога и Правительство, переселившее ихъ въ Сибирь и спасшее отъ полнѣйшаго раззорѣнія и голодной смерти въ трудные для нихъ годы.
Учитель Александръ Кривощековъ.
24 февраля 1903 года.
Село Михайловское
Комментарии 14