Сенокос, покос, косьба сена - важнейший этап в древнем аграрном календаре славян. Это событие, всегда сопровождаемое некими ритуалами, играло большую роль в обыденной жизни славян. Оптимальное время для заготовки сена ограничивалось промежутком с Петрова дня до 25 июля. Такой труд был организован общиной - крестьяне работали совместно, а затем каждый получал свою долю заготовленного сена.
Время сенокоса для русских крестьян, было радостным и волнующим событием, в особенности для молодёжи. Если погодные условия благоприятствовали, сбор сена становился одним из самых приятных сезонных трудов. Для этого действа мужчины и женщины, особенно молодые девушки, одевались в свои лучшие наряды, словно на праздник, в отличие от уборки хлеба, где предпочитали поношеную одежду. Все общинники собирались вместе для сенокоса, в то время как во время жатвы каждая семья работала самостоятельно. Сенокос становился сценой, где девушки показывали себя перед парнями.
В отдаленные луга "крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами" отправлялись. Постоянные лагеря устраивались около водоёма или в тени деревьев, где строились временные укрытия - шалаши. Шалаши были сделаны из тонкого дерева и дранок, расположенных рядами. У каждого из них на специальных подставках подвешивали котёл. Эти укрытия использовались для хранения припасов или как защита от дождя, а спать предпочитали под пологами из холщовой ткани. Взрослые мужчины и женщины иногда уходили в деревню, где маленькие дети оставались на попечении стариков. Но молодёжь, как правило, не появлялась дома в течение всего периода сенокоса, даже в воскресенье.
Работу начинали на заре, так как трава в этот период дня наиболее росистая, что помогает косить. Скошенную траву женщины и девушки немедленно разбивали, т.е. разносили по лугу с помощью рукояток граблей, для того чтобы сено лучше просыхало. Этот процесс занимал весь день под жарким солнцем. К вечеру, когда сено становилось почти сухим, его сгребали в валы - длинные гряды, которые затем складывали в копны или высокие кучи.
На следующий день, когда роса испарялась, эти копны разваливали, а затем снова собирали в кучи и стога - это был обычный порядок работы в хорошую погоду. Если облака начинали собираться и грозили дождем, то уборка сена становилась более трудоемкой. При появлении туч сено старались как можно скорее собрать в копну. При улучшении погоды копну разваливали и продолжали трепать сено до полного его просушивания.
Для обеда несколько семей объединялись. Обычно подавали плотный обед с традиционными блюдами: пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало. После обеда пожилые люди отдыхали, а молодежь уходила за ягодами или пели песни вместе. Вечерами на лугу водили хороводы, играли на гармониках и жалейках.
Молодежь особенно развлекалась во время копни - сначала сгребали сено в валы высотой в сажень, а затем вместе катали эти валы с песнями к местам, где планировались копны. Несмотря на тяжёлый и напряжённый труд, молодые люди веселились. В деревне все находились на виду, а атмосфера на сенокосах обеспечивала относительную свободу. Парни надевали на себя самые яркие наряды, флиртовали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, они ловили рыбу, собирали землянику, играли в игры, катались на лодках, пели песни. На Полесье это было самое музыкальное время года - от раннего утра и до позднего вечера.
#славянскиеритуалы
Нет комментариев