17 мая 1941 года родилась — ЕЛИЗАВЕТА НИКИЩИХИНА, Замечательная актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР.
За всю свою карьеру в кино Елизавета Никищихина не сыграла ни одной главной роли – актрисе доставались лишь эпизодические роли. Однако ее выразительное лицо обращало на себя внимание многих режиссеров, которые снимали актрису в фильмах разных жанров – от мелодрам до комедий (в театре Станиславского ее диапозон был значительно шире – самой заметной ее ролью там была Антигона в одноименной трагедии).
Елизавета Сергеевна Никищихина родилась в Москве 17 мая 1941 года. Окончила студию при театре и стала актрисой Театра имени К.С. Станиславского в Москве.
Ещё на прослушивании Елизавету Никищихину консультировал тогда еще начинающий актер Евгений Леонов. Для начала он "ухохотался", когда Лиза, обливаясь слезами, продекламировала "Жди меня, и я вернусь..." А потом предупредил, поскольку её в театр брали как комическую и гротесковую актрису: "Вы пройдёте. Только я Вам советую серьёзно подумать.. Учтите, у Вас будет очень трудная судьба".
В 1966 году, когда Никищихиной было двадцать с небольшим, режиссёр Львов-Анохин доверил ей сыграть Антигону в одноимённом спектакле по Жану Аную. Сложнейшую трагическую роль, символ женской стойкости и бескомпромиссности. Французская пьеса на сюжет древнегреческой трагедии была удивительно созвучна ситуации морального выбора, перед которым вставал всякий мыслящий человек. И молодая актриса справилась, да ещё как! Сыграла в паре с Евгением Леоновым; дуэт получился блистательный.
Сыграв главную роль в «Антигоне», на которую ломилась вся Москва, двадцатилетняя Лиза стала восприниматься театралами как актриса с очень широким творческим и жанровым потенциалом. «Антигона» стала «бомбой», взорвавшей театральную жизнь Москвы. Случалось, в дни спектакля конная милиция едва сдерживала толпу на подступах к театру. В исполнительницу главной роли публика влюбилась сразу. Коллеги же, как водится, отнеслись по-разному.
«Для неё театр был светской формой религии, — писали об актрисе друзья и коллеги. — Не раз, особенно незадолго до смерти, она отказывалась от ролей по принципиальным соображениям. Не признавала "депрессивного" театра, ибо полагала, что люди приходят в театр за положительными эмоциями».
Елизавету Сергеевну отличало качество, уникальное даже в талантливых людях: артистизм, кураж. Она получала удовольствие от игры, и это удовольствие передавалось залу.
В кино Никищихина сыграла много меньше, чем в театре. Дебютировала в 1961 году эпизодической ролью в фильме «Совершенно серьёзно». Кинорежиссёры эксплуатировали, в основном, типаж актрисы – чудаковатость, «улыбчивость», скороговорку. Она ни разу не сыграла главную роль, хотя образ немолодой, одинокой директрисы в картине «Виктория» (1987) вполне можно считать центральным.
Критики называли Елизавету Никищихину мастером эпизода и даже лучшей характерной актрисой России. Среди десятков картин, в которых она сыграла, актриса всегда выделяла фильмы для детей. «Особым счастьем» называла она работу в «Приключениях Электроника», «Расмусе-бродяге», «Пеппи-Длинный Чулок». В воплощении героинь Никищихиной в фильмах «Шла собака по роялю», «Покровские ворота», «Чародеи», «Торпедоносцы», «Противостояние» профессионалы отмечали «неизменную точность рисунка».
Никищихина никогда не играла «вообще», «приблизительно», а создавала обдуманный рисунок, читавшийся поверх текста и дававший образу объём и воздух. Она ни разу не сыграла главную роль, хотя образ немолодой, одинокой директрисы в картине «Виктория» вполне мог бы сойти за центральный. А в 1990-е годы актриса вообще взбунтовалась. Сценариев-то предлагали достаточно, но она твердила: "Это такой ужас: мат, человеческая деградация, уродство. Не хочу этим заниматься. Даже если бы мне нечего было есть и не в чем ходить".
Между тем поддерживать физическую форму стало трудно, особенно если учесть, что актриса не умела халтурить, играть "в полноги", на голой технике. Никищихина понимала, что в её возрасте нужен ежедневный тренинг, массажи. Бескомпромиссно отвергая возможность заработать легкие деньги, она в то же время очень нуждалась в средствах хотя бы для поддержания физических кондиций — чтобы тело не теряло гибкости, чтобы сохранять свой актёрский инструмент безупречно настроенным и быть готовой к работе любой сложности. Сетовала, что даже к врачу не может пойти, потому что ему надо заплатить ("Во мне 42 кило. Ну сколько я ещё продержусь?") А в то же время не желала размениваться на рекламу и антрепризу.
В жизни Елизавета Сергеевна была человеком закрытым и очень одиноким, несмотря на признание коллег.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первым мужем актрисы был Анатолий Агамиров — музыкальный критик. Они познакомились на съёмках фильма «Расскажи мне о себе», на котором работала хореографом его мать. В начале 1970-х брак себя исчерпал, и актриса вышла замуж за ленинградского психиатра Эрнеста Лейбова, родила дочь Катю.
Этот союз просуществовал три года. В 1975 году Лейбов эмигрировал в США, а уезжать вместе с мужем она не захотела.
Следующий брак с литератором Евгением Козловским счастья тоже не принёс. Евгений Козловский, известный своим романом «Мы встретились в раю», диссидентствовал и публиковался на Западе, за что и был преследуем КГБ. В квартире было три обыска — вещи, вплоть до детских книг, трижды вывозились. Когда Козловского посадили, актрису стали вызывать на допросы на Лубянку. Дальнейшие годы актриса жила в одиночестве, поскольку дочь рано вышла замуж и отношения с ней разладились.
Трагическая судьба Антигоны, которую она играла, перекинулось отчасти на её собственную человеческую судьбу. В жизни она дорого платила за тот свет, что излучала на сцене и на экране.
В сорок лет закрыты все три спектакля с её участием, ролей в кино нет... Неудачи творческого характера сказывались на всём – даже на отношениях с дочерью.
"В середине 80-х у мамы начались срывы, которые были связаны с её бедами и переживаниями, – говорит дочь актрисы Екатерина Никищихина.
– Ко мне эти срывы отношения не имели, но так или иначе меня затрагивали. К сожалению, я воспринимала всё слишком лично, тем более что с детства привыкла видеть маму другой – весёлой, изящной, искрящейся, с потрясающим чувством юмора... Многие наши ссоры сегодня больно вспоминать. В какой-то момент отношения с дочерью разладились совсем. Катя рано вышла замуж, родила сына. Решено было разменять квартиру – и Елизавета Сергеевна переехала в однокомнатную на «Петровско-Разумовской». Потом обменяла её на коммуналку в центре, на улице «Правды», говорила, что хочет перебраться поближе к театру. Ей было безразлично, где, в каких условиях жить. Главное – ради чего. А работы всё не было...
Актрису нашли мёртвой в один из октябрьских дней 1997 года. Хотя она и жила тогда в коммуналке, но вызвать скорую оказалось некому....
Комментарии 6