Бессмертный полк, расформированный и почти забытый 24 августа 2021 г. одному из легендарнейших истребительно-авиационных полков - 31-му гвардейскому Никопольскому Краснознамённому ордена Суворова III степени имени Героя Советского Союза Н.Е. Глазова - исполняется 80 лет
    4 комментария
    22 класса
    Однополчане! добавляйте материал по теме в комментариях! БОЕВОЙ ПУТЬ 31 ГИАП 31 ГВАРДЕЙСКИЙ НИКОПОЛЬСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ОРДЕНА СУВОРОВА ІІІ СТЕПЕНИ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК (Ранее – 273 истребительный авиационный полк) (Войсковая часть полевая почта 57669, 20112) ФОРМИРОВАНИЕ, ПОДЧИНЕННОСТЬ, ВООРУЖЕНИЕ ПОЛКА ДО 09.05.1945 24.08.1941 273 ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК СФОРМИРОВАН при 13 запасном истребительном авиаполку Приволжского военного округа(г.Кузнецк) за счет третьих эскадрилий 161 и 236 иап по штату 015/174 25.08.1941-08.09.1941 Находился в 8 зиап ПриВО (Багай Барановка), укомплектовываясь и проводя обучение личного состава на истребителях Як-1. 10.09.1941 Убыл из 8 зиап на фронт. 15.09.1941 Приступил к боевой работе на самолетах Як-1 в составе 4 Резервной авиагруппы СВГК, действующей в подчинении командования ВВС Юго-Западного фронта. 16.09.1941 Одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: парой Як-1 (ведущий Силин А.М.) в воздушном бою в районе г. Лебедин сбит немецкий бомбардировщик Ю-88. 15.02 1942 Летчик, мл. л-нт ВАСИЛЬЕВ М.Н. в воздушном бою на поврежденном самолете таранил истребитель противника. Произвел посадку на самолете. 29.05.1942 Введен в состав Маневренной авиагруппы Юго-Западного направления, действовавшей в подчинении штаба ВВС Юго-Западного фронта. 12.06.1942 Включен в состав 268 истребительной авиадивизии 8 Воздушной армии Юго-Западного фронта. 22.06.1942 Принял 6 Як-1 от 248 иап 12.07.1942 Вместе с 268 иад 8 ВА вошел в состав войск Сталинградского фронта (образован на базе полевого управления войск Юго-Западного фронта) 14.07.1942 Командир звена, лейтенант ЖЕРДИЙ Е.Н. выполняя разведку в районе Купянск-М.Николаевка-Журавка атакован пятью Ме-109. Сбил один с-т противника, на поврежденном самолете таранил второй. Командир наземной части прислал в полк письмо: " Я наблюдал бой вашего летчика Жердия с фашистскими истребителями Ме-109 и восхищен его поступком. Он сбил одного Ме-109 и тут же вступил в бой со вторым. Когда фашист занял господствующее положение, Жердий пошел на таран. Он ударил в правое крыло фашистскому стервятнику, тот разлетелся на куски и камнем полетел вниз. Кабина летчика и крыло от фашистского самолета упало ко мне на позицию. Лейтенант Жердий, будучи тяжело ранен, выбросился из самолета, но парашют не раскрылся, и он погиб. Я лично прошу представить его посмертно к званию Героя Советского Союза..." 22.11.1942 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 374 273 иап преобразован в 31 гвардейский истребительный авиационный полк 25.11.1942 Заместитель командира аэ, старший лейтенант СУГАК В.Н. возвращаясь после разведки в районе Сталинграда был атакован тремя Ме-109. В воздушном бою сбил один истребитель противника. Исчерпав боекомплект на высоте 500 м тараном уничтожил другой истребитель. Выбросился с парашютом из горящего самолета. 19.12.1942 Переведен на штат 015/284, 3 эскадрилья укомплектована за счет расформированного 11 иап. 03.01.1943 В составе 268 иад 8 ВА переведен на Южный фронт. 18.03. 1943 268 иад преобразована в 6 гвардейскую истребительную авиадивизию 20.10.1943 Южный фронт переименован в 4 Украинский фронт 23.01.1944 Переформирован по штату 015/364 13.02.1944 За отличие в боях за ликвидацию Никопольского плацдарма немцев приказом ВГК « 029 31 гиап присвоено почетное наименование «Никопольский» 13.05.1944-13.07.1944 Боевой работы не вел. В составе 6 гиад находился в резерве СВГК, доукомплектовываясь личным составом и самолетами и проводя обучение и тренировку молодого пополнения. В дополнении к имевшимся в боевом составе Як-1 и Як-7б получил истребители Як-9. 24.05.1944 За образцовое выполнение заданий командования в боях за освобождение города Севастополь и проявленные при этом геройство, доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 31 гиап награжден орденом Красного Знамени 14.07.1944 В составе 6 гиад вошел во 2 Воздушную армию и возобновил боевую работу на 1 Украинском фронте 03.09.1944 В составе 6 гиад переведен на 2 Украинский фронт в 5 Воздушную армию. Апрель 1945 В середине месяца получил 4 Як-9У и эксплуатировал их до конца войны. 11.05.1945 Исключен из действующей армии. 17.05.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Вена и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 31 гиап награжден орденом Суворова ІІІ степени ИТОГИ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛКА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Участие на фронтах Фронт Период Соединение Боевые вылеты Потери Самолеты Летчики Юго-Западный 15.09.1941-29.05.1942 РАГ-4 979 36 18 Юго-Западный 29.05.1942-12.06.1942 МАГ ЮЗН 255 10 3 Юго-Западный 12.06.1942-29.07.1942 268 иад 828 14 7 Сталинградский 29.07.1942-02.02.1943 268 иад 1621 41 20 Южный 02.02.1943-20.10.1943 6 гиад 5478 26 16 4-й Украинский 20.10.1943-01.06.1944 6 гиад 3625 23 14 4-й Украинский 13.07.1944-01.09.1944 6 гиад 1386 6 - 2-ой Украинский 01.09.1944-01.06.1945 6 гиад 2505 18 5 Боевая работа Вид задания Всего 1941 1942 1943 1944 1945 На штурмовку противника 330 144 149 24 13 - На сопровождение 1761 96 725 352 310 278 На разведку 11643 14 1607 5660 3728 304 На прикрытие войск 2260 154 400 182 474 1050 На перехват 507 77 182 205 43 - На свободную охоту 114 - - - 47 67 На корректировку 28 - - 28 - - На спецзадание 34 - - - 22 12 Итого 16677 485 3063 6781 4637 1711 Количество уничтоженных самолетов противника По типам Всего 1941 1942 1943 1944 1945 Истребители сбито в воздушных боях 146 7 55 22 26 37 Бомбардировщики сбито в воздушных боях 33 1 15 8 6 3 уничтожено на аэродромах 6 5 1 - - - Прочих типов сбито в воздушных боях 33 4 12 13 4 - Итого 219 17 83 43 36 40 сбито в воздушных боях 213 12 82 43 36 40 уничтожено на аэродромах 6 5 1 0 0 0 Уничтожено при штурмовках: Орудия -45 Автомашины -465 Повозки-179 Танки -49 Свои потери самолетов По видам потерь Всего 1941 1942 1943 1944 1945 Боевые Сбито в воздушных боях 86 5 43 23 11 4 Сбито ЗА 37 4 10 8 12 3 Не вернулись с боевого задания 26 3 18 4 1 - Уничтожено на аэродромах 6 - 6 - - - Итого 155 12 77 35 24 7 Не боевые Авиакатастрофы 4 2 2 - - - Аварии 15 2 2 2 6 3 Итого 19 4 4 2 6 3 ВСЕГО 174 16 81 39 30 10 Списано по износу 25 3 4 5 10 3 По типам самолетов 158 Як-1; 14 Як-9; 1 Як-7; 1 По-2 Свои потери личного состава По видам потерь Всего Летчики ИТС Примечание Погибло в воздушных боях 29 29 - Сбито ЗА 12 12 - Не вернулось с боевого задания 34 34 - Умерло от ранений 2 2 - Погибло в авиакатастрофах 5 5 - Погибло при налетах 6 - 6 Прочие не боевые 10 1 9 Итого 98 83 15 По годам 1941 – 7 (летчиков) 1942 – 48(летчиков – 41; ИТС - 7) 1943 – 21(летчиков – 19; ИТС - 2) 1944 – 19(летчиков – 14; ИТС - 5) 1945 – 3 (летчиков – 2; ИТС - 1) КОМАНДИРЫ ПОЛКА 24.08.1941– 04.04.1942 к-н Ровнин Андрей Никифорович 10.05.1942 – 29.05.1942 м-р Кошевой Илья Тимофеевич (погиб) 29.05.1942 – 06.09.1942 м-р Суворов Иван Павлович __.11.1942 – 04.11.1942 ст.б/к Трощенко Яков Андреевич (погиб) 21.11.1942 - 29.12.1943 м-р, п/п Еремин Борис Николаевич 29.12.1943 - 06.10.1950 м-р, п/п Куделя Свирид Харитонович 06.10.1950 - 25.07.1951 п/п Полушкин Н.А 25.07.1951 - 01.09.1953 п/п Буразов Б Ф 01.09.1953 - 29.11.1955 п/п Сабчяк В М 29.11.1955 - 29.01.1957 п/п Белавин Н И 29.01.1957 - 26.07.1958 п/п Пустовит П О 26.07.1958 - 27.03.1962 п/п Минаев Г С 27.03.1962 - 07.12.1963 п/п Малиог Ю М 07.12.1963 - 03.06.1967 п/п Лантрат М М 03.06.1967 - 31.01.1969 п/п Усов А П 31.01.1969 - 31.12.1970 п/п Трибшток В В 31.12.1970 - 11.11.1971 п/п Носов Л П 11.11.1971 - 19.07.1973 п/п Судин Владимир К 19.07.1973 - 22.10.1975 п/п Цыбулько Валерий Петрович 22.10.1975 - 11.10.1977 п/п Григорук Николай Николаевич 11.10.1977 - 20.12.1978 п/п Зотов Борис Константинович 20.12.1978 - 12.05.1981 п/п Хтей Богдан Петрович 12.05.1981 - 25.02.1982 п/п Костуев Х-М М 25.02.1982 - 01.10.1982 п/п Шугалей А Т 01.10.1982 - 19.07.1985 п/п Мельничук Г В 19.07.1985 - 27.07.1988 п/п Бакушкин В В 27.07.1988 - 26.02.1990 п-к Петерсон В В 26.02.1990 - 06.06.1995 п-к Чопохян Ю Т 06.06.1995 - 31.05.2004 п-к Малыхин А Н КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОСЛЕВОЕННОЙ СУДЬБЕ ПОЛКА 17.08.1945 в составе 6 ГИАД перебазировался из Чехословакии в Одесский ВО (аэр Бельцы) Июнь 1946 Полк приступил к переучиванию на самолеты «Кингкобра» 23.10.1951 - 28.10.1951 В составе 6 гиад перебазировался из 48 ВА ОдВО в состав 24 ВА ГСВГ на аэродром Мерзебург. 16.11.1951- 07.03.1952 Переучился на самолеты МиГ-15 1956 год Полк перебазирован на аэродром Фалькенберг с 21 августа 1968-1969 Участие в операции Дунай на территории ЧССР. Несение дежурства в системе ПВО на аэродроме Добржаны. Июнь 1970 При выполнении полета на полигон произошла катастрофа самолета МиГ-21 ПФ пилотируемого штурманом полка майором Акбулатовым. Пытаясь добиться прямого попадания, летчик выполнил атаку с большим углом пикирования, пуск НАР С-5 произвел с минимальной дальности, на выводе столкнулся с землей.Руководитель полетов на полигоне, к-р полка п/п-к Трибшток. 1972 За высокие показатели достигнутые в боевой и политической подготовке полк награжден Вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Осень 1973 Полк, первым в ВВС ГСВГ, получил 12 самолетов МиГ – 23УБ (к-р полка п/п-к Цыбулько В.П.) 1973 Группой захвата под руководством Николая Злобина, при ведении разведывательной деятельности (фото и киносъемка), была задержана группа офицеров английской разведки. 1974 Из за реконструкции аэродрома полк работал с двух аэродромов(1 и 3 аэ летали на аэродроме Альтенбург) 1975 Полк переучился на самолеты МиГ-23М (к-р полка п/п-к Цыбулько В.П.) Май 1975 Личный состав полка участвовал в учениях «Удар 75». Осень 1975 Личный состав полка получил оценку «отлично» на учениях в Астрахани 1975 При полете на пилотаж летчик к-н Юрин заметил неправильную выработку топлива. Прекратил задание и произвел посадку. На земле обнаружена трещина крыла. Самолет забрали на исследование. В результате была выявлена причина разрушения крыльев в полете. После проведенных доработок(удаления атомарного водорода из металла), крылья в полете перестали ломаться. Летчик награжден ценным подарком главного конструктора КБ фирмы Микояна. 1976 При полетах ночью, летчик ст.л-нт Шпак. В результате рассоединения тяги управления двигателем, двигатель вышел на режим работы "максимал". По команде РП, командир полка Н.Н. Григорук, летчик выключил двигатель и произвел посадку с выключенным двигателем. Летчик награжден орденом. 1977 При полете на перехват на потолке самолета капитаном Н. Садовниковым, произошел "подхват" самолета с выходом на перегрузку > 12 единиц. Самолет отправлен на обследование. Летчик награжден ценным подарком главного конструктора КБ за испытание самолета на предельных режимах. 03.09.1977 При перелете на авиабазу Мары, в районе Махачкалы, произошла авария самолета МиГ-23, начальник штаба аэ, к-н Островерх В.Н.( разрушение рабочего колеса турбины) сентябрь 1977 Личный состав полка получил оценку «хорошо» на авиабазе Мары 1983 За высокую боевую готовность и отличные действия на учениях полк вторично награждён Вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть» 1987 Полк переучился на самолеты МиГ-29 15.06.1993 Выведен из ЗГВ в Северо-Кавказский ВО (г. Зерноград, Ростовской обл) Осень 2009 31 ГИАП расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации 1 декабря 2013 года Миллеровская авиагруппа стала 31-м гв. ИАП с вручением боевого знамени полка! 31-й гвардейский опять в строю! Данные по материалам https://ru.wikipedia.org/wiki/31 Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 79 - 83. — 944 с. — ISBN 978-5-9955-0707-9. 08:23 https://books.google.ru/books?id=Cm45AwAAQBAJ&pg=PA83&lpg=PA83&dq=273+иап&source=bl&ots=ro9ARui0PQ&sig=ws7mHIAX_c7zkFGVDb5f-7aX1jo&hl=ru&sa=X&ei=xa3VVJ6rMo7taICsgYAM&ved=0CDIQ6AEwBA#v=onepage&q=273 иап&f=false Б.Н. Ерёмин Воздушные бойцы. - Москва: Военное издательство, 1987 Зайцев А.Д. Герои воздушных таранов. Москва - 1980, Мо СССР. ВВС. Выпуск ІV (172) https://www.youtube.com/watch?v=WidKDLxGaXA Из воспоминаний сослуживцев.
    21 комментарий
    11 классов
    17 комментариев
    70 классов
    ППР На фото Слева-Нач. позиции ППР Карпович С.П., А. Чекалин А. Бибик, Б.Накисько, Инж. полка по АВ Кузин.
    4 комментария
    25 классов
    Группа р/р АВ под руководством капитана Телегина П.Ф.
    7 комментариев
    18 классов
    Николай Константинович Королев (Инженер полка по АВ), Юрий Шматов (Техник звена), Юрий Чужиков (Инженер полка по РЭО) 1978 г. (фото Вики Голтвенко)
    2 комментария
    6 классов
    Виталий Макаренко и Вячеслав Корыков. Фалькенберг-Эльстер. Аэродром Самокатчик. Дежурное звено.
    4 комментария
    40 классов
    Горжусь, что служил в 31 https://ok.ru/group31ynikopol Гвардейском Краснознамённом, ордена Суворова III степени, Никопольском, лидерном, инициаторе социалистического соревнования в ВВС истребительном авиационном полку. 9 героев Советского Союза:https://ok.ru/group31ynikopol/album/52491476271276 А как вы относитесь к гвардейцам? #СлужбавВоинскихЧастях
    3 комментария
    16 классов
    вот.так летал осенью 1943 г. гв .лейтенант Пономарев Иван Алексеевич . из книги Б.Н.Еремина "Воздушные бойцы" 31 гвардейский истребительный авиационный Никопольский Краснознаменный ордена Суворова полк .мой дедушка катал на хвосте дедушка Энкина . а техником или механиком его самолета был Букарь .к сожалению имени .отчества не знаю
    1 комментарий
    5 классов
    Виталий Макаренко
    1 комментарий
    7 классов
Бессмертный полк, расформированный и почти забытый
24 августа 2021 г. одному из легендарнейших истребительно-авиационных полков - 31-му гвардейскому Никопольскому Краснознамённому ордена Суворова III степени имени Героя Советского Союза Н.Е. Глазова - исполняется 80 лет
ППР
На фото Слева-Нач. позиции ППР Карпович С.П., А. Чекалин А. Бибик, Б.Накисько, Инж. полка по АВ Кузин.
  • Класс
Николай Константинович Королев (Инженер полка по АВ), Юрий Шматов (Техник звена), Юрий Чужиков (Инженер полка по РЭО) 1978 г. (фото Вики Голтвенко)
  • Класс
Показать ещё