Родилась Антонина Шуранова 30 апреля 1936 года в Севастополе. Там же она и провела своё раннее детство.
Война, тяготы которой сполна легли на детские плечи Антонины Шурановой, надолго запомнилась ребенку. После прорыва блокады вместе с матерью и двумя младшими сестренками маленькая девочка приехала в Ленинград, где и окончила семь классов школы. А дальше - в техникум, чтобы поскорее получить специальность и работать, помогать семье. После техникума Шуранова три года трудилась садовником в Выборгском районе. Увлечений у нее было чрезвычайно много, но все они так или иначе приводили в театр, мечта о сцене не оставляла будущую звезду. Антонина Шуранова ходила на искусствоведческие занятия в Эрмитаж, занималась пением, на сцене Эрмитажного театра участвовала в спектаклях. Актеры сами шили костюмы из бабушкиных скатертей, шалей, в ход шли старые шляпы и веера. В конце концов, Антонина Шуранова подготовила монолог Настасьи Филипповны из романа Достоевского «Идиот», басню Лафонтена «Молодая вдова» и пошла на экзамен. «Если не примут, уеду в любой периферийный театр, буду играть там самые крохотные роли», - твердо решила она. Но неожиданно, в основном для себя, с первой же попытки поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. Девушка долго не верила своему счастью, ей даже снились кошмары - то она оглохла на одно ухо, то ей трамвай отрезает ноги... Привыкла только к последнему курсу, даже закончила его ленинской стипендиаткой. В студенческие годы ее влекли характеры людей сильных, активных, вступающих в борьбу. По окончанию театрального института по классу профессора Сойникова, актриса начала работать в Ленинградском ТЮЗе имени Брянцева. Таланту Антонины Шурановой всегда была свойственна удивительная многогранность, ей подвластен и высокий накал шекспировской трагедии, и горький чеховский лиризм, и философия современной драматургии, и яркое чувство комедийного жанра. Много лет проработавшая в детском театре, эта замечательная актриса обладала редкостным даром контактировать с любой зрительской аудиторией, заставляя публику дышать в унисон со своими героинями. Этому театру Антонина Шуранова отдала более двадцати лет, была ведущей артисткой, сыграла целый ряд сложнейших ролей мирового театрального репертуара в спектаклях «Коллеги», «Комедия ошибок», «Борис Годунов», «Гамлет».
Здесь, в ТЮЗе, она познакомилась со своим будущим мужем - Александром Хочинским. Шуранова и Хочинский вместе играли в спектаклях, вместе ставили спектакли, и вместе ушли из ТЮЗа, когда в 1986 году по сфабрикованному обвинению в мужеложестве был отстранен от должности их учитель и главный режиссер театра Зиновий Карагодский.
После ТЮЗа Шуранова исполнила в театре-студии «Интерателье» заглавные роли в «Андромахе» и одну из самых блистательных своих ролей, в «Филумене Мартурано». Потом был Государственный Театр сатиры, где Антонина Шуранова работала до последних дней. Среди ее известных ролей в этом театре - Васса Железнова в первом варианте пьесы Горького. Кинематографический дебют Антонины Шурановой был одним из самых громких в СССР. В 1967 году актриса (в то время еще студентка четвертого курса театрального института) сыграла княжну Марию Болконскую в знаменитой экранизации толстовского романа «Война и мир», режиссера Сергея Бондарчука. В характере своей Марии актриса стала искать «тихие» краски и интонации, характерные манеры, жесты, точное душевное состояние. Антонине Шурановой не довелось создать на экране крупные характеры своих современниц. Она снялась в нескольких небольших ролях - хозяйка усадьбы в картине «Шаг с крыши», мать Миши в фильме «Присвоить звание героя», военфельдшер Татьяна Михайловна в ленте «На пути в Берлин». Однако, несмотря на свое скромное место в сюжетах, эти образы выделялись своей особой проникновенной интонацией, попыткой пристально рассмотреть внутренний мир человека. Антонину Шуранову как актрису привлекал драматургический материал, интересовала возможность строить сложный характер. Такой для нее стала роль в телевизионном фильме «Опасный поворот». А в обычной жизни Антонина Шуранова вела жизнь нормального питерского интеллигента, не богатого, но не прибедняющегося; востребованного, правда, даже не в половину своих возможностей, но не жалующегося, напротив, умеющего во всех жизненных обстоятельствах найти нишу для интеллектуальных и художественных занятий. Актриса была скромна, но никогда не поступалась своим достоинством. Она была эталоном высочайшего мастерства. Дружила с избранными, не любила театральные тусовки. Да, она не была общедоступна, но всегда была очень общительна и контактна. Мастерица была рассказывать всякие истории. Обожала фантастику, зачитывалась ею до умопомрачения. Со смертью Александра Хочинского, близкого друга актрисы, которого обожали дети, старики, дворники, мясники, соседи, бродяжки, милиционеры, проводники поездов, женщины... закончилась самая счастливая пора жизни Антонины Шурановой. Хочинский, как оказалось, - это не просто дружба, это - любовь. В конце жизни актриса была одинока, жила замкнуто, близких друзей у нее почти не осталось. На 67 году жизни, после продолжительной болезни, Антонина Шуранова умерла. Гражданская панихида прошла в Государственном театре сатиры на Васильевском острове. Так петербуржцы простились со знаменитой актрисой, одной из самых талантливых актрис своего поколения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев