Люди жили в Партенитской долине всегда, начиная с каменного века. Об этом свидетельствует первая на Южном берегу Крыма находка раннепалеотических орудий (150 - 33 тыс. лет назад), открытая в 1965 году археологом А.Щепинским. Существуют археологические подтверждения проживания здесь людей и далее: в неолите, в эпоху бронзы, в античные времена.
Период наибольшего расцвета Партенита приходится на раннее средневековье и тому существует немало доказательств, как письменных, так и археологических. Среди письменных источников следует назвать "Житие Иоанна Готского"; письмо хазарского халифа Иосифа придворному кордовского халифа Хасдано Ибн-Шафруту; патриаршие акты, генуэзские документы, записки путешественников, карты-портоланы и др.
История же археологических исследований, побудивших интерес к этому месту такова.
В 1869 году П.Ю.Кемиус, управляющий имения &q
...Ещё
1.
Люди жили в Партенитской долине всегда, начиная с каменного века. Об этом свидетельствует первая на Южном берегу Крыма находка раннепалеотических орудий (150 - 33 тыс. лет назад), открытая в 1965 году археологом А.Щепинским. Существуют археологические подтверждения проживания здесь людей и далее: в неолите, в эпоху бронзы, в античные времена.
Период наибольшего расцвета Партенита приходится на раннее средневековье и тому существует немало доказательств, как письменных, так и археологических. Среди письменных источников следует назвать "Житие Иоанна Готского"; письмо хазарского халифа Иосифа придворному кордовского халифа Хасдано Ибн-Шафруту; патриаршие акты, генуэзские документы, записки путешественников, карты-портоланы и др.
История же археологических исследований, побудивших интерес к этому месту такова.
В 1869 году П.Ю.Кемиус, управляющий имения "Партенит", которое принадлежало Раевским (тому самому семейству, с членами которого дружил молодой Пушкин), прокладывал дорогу по восточному склону горы Аю-Даг поверх древней, давно заросшей дороги. Наткнувшись на руины большого каменного сооружения, он, не раздумывая, начал разбирать его на камни и разбирал до тех пор, пока ни натолкнулся на мраморную капитель византийской работы и плитовую могилу. Находка всех заинтересовала. Как выяснилось позже, древнее сооружение было когда-то трехапсидной христианской базиликой. Первые раскопки этого места были проведены художником Струковым Дмитрием Михайловичем (1827 - 1899 г.г.). Именно он обнаружил ставшую сразу же знаменитой строительную надпись 1427 года. Вот ее содержание: "Этот всечестный и божественный храм святых славных и первоверховных апостолов Петра и Павле был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится, метрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом в лето 6936 индикта 6-го, в десятый день сентября".
Как видим, в ней упоминается строитель базилики Иоанн Исповедник, т.е. Иоанн Готский, причисленный к лику святых за подвиги, описанные в его "Житие".
Несмотря на урон от рук управляющего имением (успели вывезти не менее 200 телег с камнем), руины базилики были откопаны и остались стоять посреди партенитских виноградников в качестве религиозной святыни.
Следующие раскопки этого места связаны с именем Н.И.Репникова, который в 1905 - 1907 г.г. проводил здесь: на Аю-Даге и на Тепелере, археологические изыскания. Фотографии раскопок и деталей постройки (мраморные плиты и мозаичные полы) хранятся в архиве А.Л.Бертье-Делагарда в краеведческом музее г.Симферополя. Уже в совсем не давнее время, летом 1969 года, предпринято довольно детальное обследование Аю-Дага археологической экспедицией во главе с О.И.Домбровским. В 1985 - 1988 г.г. в связи со строительством нового корпус
...Ещё
2.
Как видим, в ней упоминается строитель базилики Иоанн Исповедник, т.е. Иоанн Готский, причисленный к лику святых за подвиги, описанные в его "Житие".
Несмотря на урон от рук управляющего имением (успели вывезти не менее 200 телег с камнем), руины базилики были откопаны и остались стоять посреди партенитских виноградников в качестве религиозной святыни.
Следующие раскопки этого места связаны с именем Н.И.Репникова, который в 1905 - 1907 г.г. проводил здесь: на Аю-Даге и на Тепелере, археологические изыскания. Фотографии раскопок и деталей постройки (мраморные плиты и мозаичные полы) хранятся в архиве А.Л.Бертье-Делагарда в краеведческом музее г.Симферополя. Уже в совсем не давнее время, летом 1969 года, предпринято довольно детальное обследование Аю-Дага археологической экспедицией во главе с О.И.Домбровским. В 1985 - 1988 г.г. в связи со строительством нового корпуса санатория "Фрунзенское" проводится еще одно археологическое исследование на южном склоне холма, примыкающего с западной стороны к скале Кале-Поти, экспедицией института археологии Академии наук Уграины во главе с Е.А.Паршиной.
Если проанализировать данные письменных источников и всех этих археологических исследований, то история Партенита видится таковой.
В VIII веке Партенит был центром Готской епархии и резиденцией ее епископа Иоанна. В документах это место называется как "Торжище в Партенитах". Находки вислых свинцовых печатей VIII века - моливдовулов, которые не встречаются при раскопках мелких сельских поселений Таврики, свидетельствуют, что Партенит - крупный населенный пункт, средоточие деловых связей. И здесь же, на Аю-Даге, Иоанном Готским, который, кстати, был родом именно из Партенита, основывается монастырь Апостолов Петра и Павла и строится уже упомянутая базилика. Партенит в ранний период своего развития представляет собой крупное, богатое поселение во главе с феодальным синьором в виде монастыря.
Иоанн Готский считается видной и яркой
...Ещё
3.
Если проанализировать данные письменных источников и всех этих археологических исследований, то история Партенита видится таковой.
В VIII веке Партенит был центром Готской епархии и резиденцией ее епископа Иоанна. В документах это место называется как "Торжище в Партенитах". Находки вислых свинцовых печатей VIII века - моливдовулов, которые не встречаются при раскопках мелких сельских поселений Таврики, свидетельствуют, что Партенит - крупный населенный пункт, средоточие деловых связей. И здесь же, на Аю-Даге, Иоанном Готским, который, кстати, был родом именно из Партенита, основывается монастырь Апостолов Петра и Павла и строится уже упомянутая базилика. Партенит в ранний период своего развития представляет собой крупное, богатое поселение во главе с феодальным синьором в виде монастыря.
Иоанн Готский считается видной и яркой фигурой того времени. Он прославился своей деятельностью по подготовке VII Никейского вселенского собора, восстановившего иконопочетание. Как известно из его "Жития", Иоанн стал во главе антихазарского восстания 787 года. Мятеж был разгромлен, а Иоанн заточен в Фулах, бежал и умер в далекой заморской Амастриде. Если верить "Житию", то погребен он все же в конце концов именно в Партенитах, в основанном им монастыре, куда его останки якобы чудом переправились. При раскопках Н.И.Репникова в полукруглой нише в стене храма (аркансолии) была найдена тщательно замурованная гробница, которую можно связать с погребением преподобного Иоанна. Репников вскрыл ее в присутствии А.Л.Бертье-Делагарда. Она оказалась... пустой, своего рода кенатафом, т.е. символическим погребением человека, умершего на чужбине.
Хазары после разгрома восстания, конечно, не пощадили резиденцию Иоанна Готского; и монастырь с базиликой, и Партенит были сильно разрушены.
Несмотря ни на что, город вновь отстраивается. Он доминирует над округой, где раскопками зафиксировано существование нескольких поселений - двух на юго-восточных склонах Аю-Дага, одного на месте теперешнего поселка Лавровое (прежнее название Куркулет) и два поселения с укреплением в месте села Запрудное (прежнее название Дегерменкой). По мнению археолога Паршиной к Партениту, начиная с X века, уже вполне применим термин "город". Из устава для генуэзских черноморских колоний, изданном в Генуе в 1449 году известно, что в Партените находилось консульство, причем при вступлении в должность его чиновник обязан был платить 4 сомна, ровно столько же, сколько платили чиновники консульства Херсона и Боспора и вдвое больше, чем чиновники Алу
...Ещё
4.
Хазары после разгрома восстания, конечно, не пощадили резиденцию Иоанна Готского; и монастырь с базиликой, и Партенит были сильно разрушены.
Несмотря ни на что, город вновь отстраивается. Он доминирует над округой, где раскопками зафиксировано существование нескольких поселений - двух на юго-восточных склонах Аю-Дага, одного на месте теперешнего поселка Лавровое (прежнее название Куркулет) и два поселения с укреплением в месте села Запрудное (прежнее название Дегерменкой). По мнению археолога Паршиной к Партениту, начиная с X века, уже вполне применим термин "город". Из устава для генуэзских черноморских колоний, изданном в Генуе в 1449 году известно, что в Партените находилось консульство, причем при вступлении в должность его чиновник обязан был платить 4 сомна, ровно столько же, сколько платили чиновники консульства Херсона и Боспора и вдвое больше, чем чиновники Алушты и Ялты.
Что же касается монастыря Апостолов Петра и Павла, то он уже не возродился во всем своем величии и значении после разгрома восстания. Базилика многие столетия простояла в запустении и только в начале XV века, о чем свидетельствует найденная Струковым строительная надпись 1427 года, началось ее восстановление. Храм восстанавливается далеким приемником Иоанна Готского митрополитом Дамианом. Но восстановленный храм простоял недолго и следующий раз пострадал в 1475 году при нашествии турок-османов.
Но не только в долине селились люди в те времена. На горе Аю-Даг найдены остатки средневекового поселения. На поляне Ай-Констант ("Святой Константин"
, находящейся на широкой, пологой седловине восточного склона Аю-Дага до сих пор можно увидеть следы этих поселений. Севернее поляны Ай-Констант проходила оборонительная стена, сложенная из необработанного бутового камня на глине. Она достигала высоты 3-х метров и при ширине в 2,5 - 2,8 метра служила надежной преградой на пути к поселению. Южнее и ниже поляны Ай-Констант на естественной террасе над берегом моря находятся остатки жилых домов и более крупной постройки, по мнению ученых, храма значительных размеров. Очевидно, в смутные времена средневековья гора считалась безопасным местом.
Самая поздняя дата существования поселения на Аю-Даге определяется все тем же роковым XV веком.
По одним данным землетрясе
...Ещё
5.
Но не только в долине селились люди в те времена. На горе Аю-Даг найдены остатки средневекового поселения. На поляне Ай-Констант ("Святой Константин"
, находящейся на широкой, пологой седловине восточного склона Аю-Дага до сих пор можно увидеть следы этих поселений. Севернее поляны Ай-Констант проходила оборонительная стена, сложенная из необработанного бутового камня на глине. Она достигала высоты 3-х метров и при ширине в 2,5 - 2,8 метра служила надежной преградой на пути к поселению. Южнее и ниже поляны Ай-Констант на естественной террасе над берегом моря находятся остатки жилых домов и более крупной постройки, по мнению ученых, храма значительных размеров. Очевидно, в смутные времена средневековья гора считалась безопасным местом.
Самая поздняя дата существования поселения на Аю-Даге определяется все тем же роковым XV веком.
По одним данным землетрясение 1468 года, после которого исчезли источники пресной воды на Аю-Даге, явилось причиной того, что люди оставили гору. Другие связывают разрушения с нашествием турков в 1475 году. Так или иначе, но люди покинули гору навсегда.
Вообще после XV века, когда Крым был разрушен и разорен турками-османами, Партенит уже не возродился как оживленный и богатый город, а восстанавливается в виде небольшого поселка.
А наша христианская базилика, судьбу которой мы проследили с момента ее постройки Иоанном Готским в VIII веке, после разрушения в XV в. была восстановлена уже при новой турецкой администрации в виде небольшой убогой часовни с деревянной кровлей. Окончательно партенитская святыня пришла в упадок в конце XVIII в. И последней точкой в этой истории может, наверное, считаться открытие 6 июля 1996 года на этом месте, где некогда стояла базилика, памятника Иоанну Готскому.
После присоединения Крыма к России в 1783 году земли Партенитской долины переходили от одного владельца к другому. Эти места связаны с такими славными русскими фамилиями, как Раевские и Гагарины.
Вот какой видел Партенитскую долину путешественник начала нашего века, проплывающий мимо на пароходе: "Пароход огибает Аю-Даг, проходя очень близко от него. И здесь зрителю открывается дико-величавая картина скал, гротов, громад, какие издали трудно подозревать. За Аю-Дагом находится обширный пляж имения "Партенит" Раевских и тут же амфитеатром расположенная маленькая деревня Партенит. В Партените находится обширная каменоломня господина Уберти, откуда местный камень вывозится в другие города. За Партенитом идет имение "Чукурлар" княгини Гагариной и рядом обширное имение "Карасан" Раевских (большое серое здание в мавританск
...Ещё
6.
После присоединения Крыма к России в 1783 году земли Партенитской долины переходили от одного владельца к другому. Эти места связаны с такими славными русскими фамилиями, как Раевские и Гагарины.
Вот какой видел Партенитскую долину путешественник начала нашего века, проплывающий мимо на пароходе: "Пароход огибает Аю-Даг, проходя очень близко от него. И здесь зрителю открывается дико-величавая картина скал, гротов, громад, какие издали трудно подозревать. За Аю-Дагом находится обширный пляж имения "Партенит" Раевских и тут же амфитеатром расположенная маленькая деревня Партенит. В Партените находится обширная каменоломня господина Уберти, откуда местный камень вывозится в другие города. За Партенитом идет имение "Чукурлар" княгини Гагариной и рядом обширное имение "Карасан" Раевских (большое серое здание в мавританском стиле, окруженное обширным парком). За Карасаном следует имение "Кучук Ламбат" (белое здание с четырьмя колоннами) и очень красивый в швейцарском стиле дворец княгини Гагариной, а вокруг деревенька Кучук Ламбат." (Путеводитель по Крыму. Г.Москвич, 1913 г., Редакция "Путеводителей", С.-Петербург, издание 25.)
Неумолимый ход истории сменил хозяев у этой земли. В 1945 году Партенит потерял свое историческое имя. Кому-то оно показалось несозвучным эпохе "великих перемен и свершений" и ему дали другое имя - созвучное, хотя ничем и не связанное с этим местом - Фрунзенское. (декрет №619/3). Пережив бурные годы революций и войн, поселок оставался небольшим населенным пунктом, мало, чем примечательным в истории.
Очередное возрождение этого места связано с курортным строительством. В 60-е годы небольшой дом отдыха для преподавателей и слушателей Военной академии им. М.В.Фрунзе вырос в санаторий МО СССР "Фрунзенское", в 70-е годы началось строительство еще одного военного санатория - "Крым". Поселок стал расти и развиваться вместе со здравницами.
А в 1993 году, во времена очередных потрясений и перемен, ему вернули его историческое имя - Партенит.
Partenit.Ru - Увлекательное путешествие по одному из самых замечательных курортов Южного берега Крыма. Множество красивых фотографий и текстовых материалов, а также: санатории и дома отдыха Крыма, бронирование путевок, частный сектор, природные условия, п...
Комментарии 7
1.
Люди жили в Партенитской долине всегда, начиная с каменного века. Об этом свидетельствует первая на Южном берегу Крыма находка раннепалеотических орудий (150 - 33 тыс. лет назад), открытая в 1965 году археологом А.Щепинским. Существуют археологические подтверждения проживания здесь людей и далее: в неолите, в эпоху бронзы, в античные времена.
Период наибольшего расцвета Партенита приходится на раннее средневековье и тому существует немало доказательств, как письменных, так и археологических. Среди письменных источников следует назвать "Житие Иоанна Готского"; письмо хазарского халифа Иосифа придворному кордовского халифа Хасдано Ибн-Шафруту; патриаршие акты, генуэзские документы, записки путешественников, карты-портоланы и др.
История же археологических исследований, побудивших интерес к этому месту такова.
В 1869 году П.Ю.Кемиус, управляющий имения &q
...Ещё1.
Люди жили в Партенитской долине всегда, начиная с каменного века. Об этом свидетельствует первая на Южном берегу Крыма находка раннепалеотических орудий (150 - 33 тыс. лет назад), открытая в 1965 году археологом А.Щепинским. Существуют археологические подтверждения проживания здесь людей и далее: в неолите, в эпоху бронзы, в античные времена.
Период наибольшего расцвета Партенита приходится на раннее средневековье и тому существует немало доказательств, как письменных, так и археологических. Среди письменных источников следует назвать "Житие Иоанна Готского"; письмо хазарского халифа Иосифа придворному кордовского халифа Хасдано Ибн-Шафруту; патриаршие акты, генуэзские документы, записки путешественников, карты-портоланы и др.
История же археологических исследований, побудивших интерес к этому месту такова.
В 1869 году П.Ю.Кемиус, управляющий имения "Партенит", которое принадлежало Раевским (тому самому семейству, с членами которого дружил молодой Пушкин), прокладывал дорогу по восточному склону горы Аю-Даг поверх древней, давно заросшей дороги. Наткнувшись на руины большого каменного сооружения, он, не раздумывая, начал разбирать его на камни и разбирал до тех пор, пока ни натолкнулся на мраморную капитель византийской работы и плитовую могилу. Находка всех заинтересовала. Как выяснилось позже, древнее сооружение было когда-то трехапсидной христианской базиликой. Первые раскопки этого места были проведены художником Струковым Дмитрием Михайловичем (1827 - 1899 г.г.). Именно он обнаружил ставшую сразу же знаменитой строительную надпись 1427 года. Вот ее содержание: "Этот всечестный и божественный храм святых славных и первоверховных апостолов Петра и Павле был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится, метрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом в лето 6936 индикта 6-го, в десятый день сентября".
2.
Как видим, в ней упоминается строитель базилики Иоанн Исповедник, т.е. Иоанн Готский, причисленный к лику святых за подвиги, описанные в его "Житие".
Несмотря на урон от рук управляющего имением (успели вывезти не менее 200 телег с камнем), руины базилики были откопаны и остались стоять посреди партенитских виноградников в качестве религиозной святыни.
Следующие раскопки этого места связаны с именем Н.И.Репникова, который в 1905 - 1907 г.г. проводил здесь: на Аю-Даге и на Тепелере, археологические изыскания. Фотографии раскопок и деталей постройки (мраморные плиты и мозаичные полы) хранятся в архиве А.Л.Бертье-Делагарда в краеведческом музее г.Симферополя. Уже в совсем не давнее время, летом 1969 года, предпринято довольно детальное обследование Аю-Дага археологической экспедицией во главе с О.И.Домбровским. В 1985 - 1988 г.г. в связи со строительством нового корпус
...Ещё2.
Как видим, в ней упоминается строитель базилики Иоанн Исповедник, т.е. Иоанн Готский, причисленный к лику святых за подвиги, описанные в его "Житие".
Несмотря на урон от рук управляющего имением (успели вывезти не менее 200 телег с камнем), руины базилики были откопаны и остались стоять посреди партенитских виноградников в качестве религиозной святыни.
Следующие раскопки этого места связаны с именем Н.И.Репникова, который в 1905 - 1907 г.г. проводил здесь: на Аю-Даге и на Тепелере, археологические изыскания. Фотографии раскопок и деталей постройки (мраморные плиты и мозаичные полы) хранятся в архиве А.Л.Бертье-Делагарда в краеведческом музее г.Симферополя. Уже в совсем не давнее время, летом 1969 года, предпринято довольно детальное обследование Аю-Дага археологической экспедицией во главе с О.И.Домбровским. В 1985 - 1988 г.г. в связи со строительством нового корпуса санатория "Фрунзенское" проводится еще одно археологическое исследование на южном склоне холма, примыкающего с западной стороны к скале Кале-Поти, экспедицией института археологии Академии наук Уграины во главе с Е.А.Паршиной.
3.
Если проанализировать данные письменных источников и всех этих археологических исследований, то история Партенита видится таковой.
В VIII веке Партенит был центром Готской епархии и резиденцией ее епископа Иоанна. В документах это место называется как "Торжище в Партенитах". Находки вислых свинцовых печатей VIII века - моливдовулов, которые не встречаются при раскопках мелких сельских поселений Таврики, свидетельствуют, что Партенит - крупный населенный пункт, средоточие деловых связей. И здесь же, на Аю-Даге, Иоанном Готским, который, кстати, был родом именно из Партенита, основывается монастырь Апостолов Петра и Павла и строится уже упомянутая базилика. Партенит в ранний период своего развития представляет собой крупное, богатое поселение во главе с феодальным синьором в виде монастыря.
Иоанн Готский считается видной и яркой
...Ещё3.
Если проанализировать данные письменных источников и всех этих археологических исследований, то история Партенита видится таковой.
В VIII веке Партенит был центром Готской епархии и резиденцией ее епископа Иоанна. В документах это место называется как "Торжище в Партенитах". Находки вислых свинцовых печатей VIII века - моливдовулов, которые не встречаются при раскопках мелких сельских поселений Таврики, свидетельствуют, что Партенит - крупный населенный пункт, средоточие деловых связей. И здесь же, на Аю-Даге, Иоанном Готским, который, кстати, был родом именно из Партенита, основывается монастырь Апостолов Петра и Павла и строится уже упомянутая базилика. Партенит в ранний период своего развития представляет собой крупное, богатое поселение во главе с феодальным синьором в виде монастыря.
Иоанн Готский считается видной и яркой фигурой того времени. Он прославился своей деятельностью по подготовке VII Никейского вселенского собора, восстановившего иконопочетание. Как известно из его "Жития", Иоанн стал во главе антихазарского восстания 787 года. Мятеж был разгромлен, а Иоанн заточен в Фулах, бежал и умер в далекой заморской Амастриде. Если верить "Житию", то погребен он все же в конце концов именно в Партенитах, в основанном им монастыре, куда его останки якобы чудом переправились. При раскопках Н.И.Репникова в полукруглой нише в стене храма (аркансолии) была найдена тщательно замурованная гробница, которую можно связать с погребением преподобного Иоанна. Репников вскрыл ее в присутствии А.Л.Бертье-Делагарда. Она оказалась... пустой, своего рода кенатафом, т.е. символическим погребением человека, умершего на чужбине.
4.
Хазары после разгрома восстания, конечно, не пощадили резиденцию Иоанна Готского; и монастырь с базиликой, и Партенит были сильно разрушены.
Несмотря ни на что, город вновь отстраивается. Он доминирует над округой, где раскопками зафиксировано существование нескольких поселений - двух на юго-восточных склонах Аю-Дага, одного на месте теперешнего поселка Лавровое (прежнее название Куркулет) и два поселения с укреплением в месте села Запрудное (прежнее название Дегерменкой). По мнению археолога Паршиной к Партениту, начиная с X века, уже вполне применим термин "город". Из устава для генуэзских черноморских колоний, изданном в Генуе в 1449 году известно, что в Партените находилось консульство, причем при вступлении в должность его чиновник обязан был платить 4 сомна, ровно столько же, сколько платили чиновники консульства Херсона и Боспора и вдвое больше, чем чиновники Алу
...Ещё4.
Хазары после разгрома восстания, конечно, не пощадили резиденцию Иоанна Готского; и монастырь с базиликой, и Партенит были сильно разрушены.
Несмотря ни на что, город вновь отстраивается. Он доминирует над округой, где раскопками зафиксировано существование нескольких поселений - двух на юго-восточных склонах Аю-Дага, одного на месте теперешнего поселка Лавровое (прежнее название Куркулет) и два поселения с укреплением в месте села Запрудное (прежнее название Дегерменкой). По мнению археолога Паршиной к Партениту, начиная с X века, уже вполне применим термин "город". Из устава для генуэзских черноморских колоний, изданном в Генуе в 1449 году известно, что в Партените находилось консульство, причем при вступлении в должность его чиновник обязан был платить 4 сомна, ровно столько же, сколько платили чиновники консульства Херсона и Боспора и вдвое больше, чем чиновники Алушты и Ялты.
Что же касается монастыря Апостолов Петра и Павла, то он уже не возродился во всем своем величии и значении после разгрома восстания. Базилика многие столетия простояла в запустении и только в начале XV века, о чем свидетельствует найденная Струковым строительная надпись 1427 года, началось ее восстановление. Храм восстанавливается далеким приемником Иоанна Готского митрополитом Дамианом. Но восстановленный храм простоял недолго и следующий раз пострадал в 1475 году при нашествии турок-османов.
5.
Но не только в долине селились люди в те времена. На горе Аю-Даг найдены остатки средневекового поселения. На поляне Ай-Констант ("Святой Константин"
, находящейся на широкой, пологой седловине восточного склона Аю-Дага до сих пор можно увидеть следы этих поселений. Севернее поляны Ай-Констант проходила оборонительная стена, сложенная из необработанного бутового камня на глине. Она достигала высоты 3-х метров и при ширине в 2,5 - 2,8 метра служила надежной преградой на пути к поселению. Южнее и ниже поляны Ай-Констант на естественной террасе над берегом моря находятся остатки жилых домов и более крупной постройки, по мнению ученых, храма значительных размеров. Очевидно, в смутные времена средневековья гора считалась безопасным местом.Самая поздняя дата существования поселения на Аю-Даге определяется все тем же роковым XV веком.
По одним данным землетрясе
...Ещё5.
Но не только в долине селились люди в те времена. На горе Аю-Даг найдены остатки средневекового поселения. На поляне Ай-Констант ("Святой Константин"
, находящейся на широкой, пологой седловине восточного склона Аю-Дага до сих пор можно увидеть следы этих поселений. Севернее поляны Ай-Констант проходила оборонительная стена, сложенная из необработанного бутового камня на глине. Она достигала высоты 3-х метров и при ширине в 2,5 - 2,8 метра служила надежной преградой на пути к поселению. Южнее и ниже поляны Ай-Констант на естественной террасе над берегом моря находятся остатки жилых домов и более крупной постройки, по мнению ученых, храма значительных размеров. Очевидно, в смутные времена средневековья гора считалась безопасным местом.Самая поздняя дата существования поселения на Аю-Даге определяется все тем же роковым XV веком.
По одним данным землетрясение 1468 года, после которого исчезли источники пресной воды на Аю-Даге, явилось причиной того, что люди оставили гору. Другие связывают разрушения с нашествием турков в 1475 году. Так или иначе, но люди покинули гору навсегда.
Вообще после XV века, когда Крым был разрушен и разорен турками-османами, Партенит уже не возродился как оживленный и богатый город, а восстанавливается в виде небольшого поселка.
А наша христианская базилика, судьбу которой мы проследили с момента ее постройки Иоанном Готским в VIII веке, после разрушения в XV в. была восстановлена уже при новой турецкой администрации в виде небольшой убогой часовни с деревянной кровлей. Окончательно партенитская святыня пришла в упадок в конце XVIII в. И последней точкой в этой истории может, наверное, считаться открытие 6 июля 1996 года на этом месте, где некогда стояла базилика, памятника Иоанну Готскому.
6.
После присоединения Крыма к России в 1783 году земли Партенитской долины переходили от одного владельца к другому. Эти места связаны с такими славными русскими фамилиями, как Раевские и Гагарины.
Вот какой видел Партенитскую долину путешественник начала нашего века, проплывающий мимо на пароходе: "Пароход огибает Аю-Даг, проходя очень близко от него. И здесь зрителю открывается дико-величавая картина скал, гротов, громад, какие издали трудно подозревать. За Аю-Дагом находится обширный пляж имения "Партенит" Раевских и тут же амфитеатром расположенная маленькая деревня Партенит. В Партените находится обширная каменоломня господина Уберти, откуда местный камень вывозится в другие города. За Партенитом идет имение "Чукурлар" княгини Гагариной и рядом обширное имение "Карасан" Раевских (большое серое здание в мавританск
...Ещё6.
После присоединения Крыма к России в 1783 году земли Партенитской долины переходили от одного владельца к другому. Эти места связаны с такими славными русскими фамилиями, как Раевские и Гагарины.
Вот какой видел Партенитскую долину путешественник начала нашего века, проплывающий мимо на пароходе: "Пароход огибает Аю-Даг, проходя очень близко от него. И здесь зрителю открывается дико-величавая картина скал, гротов, громад, какие издали трудно подозревать. За Аю-Дагом находится обширный пляж имения "Партенит" Раевских и тут же амфитеатром расположенная маленькая деревня Партенит. В Партените находится обширная каменоломня господина Уберти, откуда местный камень вывозится в другие города. За Партенитом идет имение "Чукурлар" княгини Гагариной и рядом обширное имение "Карасан" Раевских (большое серое здание в мавританском стиле, окруженное обширным парком). За Карасаном следует имение "Кучук Ламбат" (белое здание с четырьмя колоннами) и очень красивый в швейцарском стиле дворец княгини Гагариной, а вокруг деревенька Кучук Ламбат."
(Путеводитель по Крыму. Г.Москвич, 1913 г., Редакция "Путеводителей", С.-Петербург, издание 25.)
Неумолимый ход истории сменил хозяев у этой земли. В 1945 году Партенит потерял свое историческое имя. Кому-то оно показалось несозвучным эпохе "великих перемен и свершений" и ему дали другое имя - созвучное, хотя ничем и не связанное с этим местом - Фрунзенское. (декрет №619/3). Пережив бурные годы революций и войн, поселок оставался небольшим населенным пунктом, мало, чем примечательным в истории.
Очередное возрождение этого места связано с курортным строительством. В 60-е годы небольшой дом отдыха для преподавателей и слушателей Военной академии им. М.В.Фрунзе вырос в санаторий МО СССР "Фрунзенское", в 70-е годы началось строительство еще одного военного санатория - "Крым". Поселок стал расти и развиваться вместе со здравницами.
А в 1993 году, во времена очередных потрясений и перемен, ему вернули его историческое имя - Партенит.
Всю информацию о современном Партените и о всех его достопримечательностях можно посмотреть здесь:
http://www.partenit.ru/hous001.html