وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему его душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 16).
Нафс человека изначально высокомерен подлежит воспитанию, усмирению:
«Когда Господь создал нафс человека, то задал ему вопрос: «Кто Я?». Нафс же ответил вопросом: «А кто я (обозначив, тем самым, свою мнимую независимость, своё "я")?».
Аллах приказал ангелам оставить нафс в лишении на тысячу лет. А затем снова спросил: «Кто Я?». Тогда нафс ответил: «Ты – Аллах, кроме которого нет другого истинного Бога, достойного поклонения» (Хадис кудси).
В зависимости от воспитания или его отсутствия, нафс находится в одном из трёх основных стадиях:
1. Ан-НАФСУЛЬ-АММААРА (Повелевающая зло, командующая главенствующая душа, бунтующая против Всевышнего):
وَمَا أُبَرِّئُ نَفْسِي إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ إِلَّا مَا رَحِمَ رَبِّي إِنَّ رَبِّي غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Сказал Йусуф: "Я не оправдываю себя, ведь душа повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь — Прощающий, Милосердный"» (Йусуф, 53)
Когда человек считает себя самодостаточным, не думает о смысле жизни, не помнит о Всевышнем и границах, он следует за нафсуль-аммаара. Этот нафс подчиняет себе человека, заставляя его трудится на него в убыток самому себе. Как это выглядит?
Например, он повелевает: "Возьми кредит, тебе же не хватает на желаемое!" ; "Ответь обидчику, — кто он, чтобы тебе причинять неудобства!"; "Отложи молитву, ты ведь устал (ещё молод, у тебя полно времени)"...
Это нужно и выгодно нафсу, но не человеку, хотя не познавший нафс человек думает, что это его собственные устремления и мысли. В действительности же, он может обойтись без запретного кредита, проявив терпение и довольствуясь дозволенным. Ему правильнее проявить терпение в отношение обидчика, приняв это за испытание Аллаха, а не вступать в интриги или борьбу лишь для утешения своего (нафса!) самолюбия. Оставление же молитвы, являющейся повелением Господа, ради сиюминутных удовольствий, никак не приносит выгоду человеку.
Верующий! Не становись же рабом прихотей своего нафса, оставляя единобожие:
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?» (Аль-Фуркан, 43)
2. Ан-НАФСУЛЬ-ЛЯУУАМА (Попрекающая, осуждающая за грехи и ошибки, совестливая):
وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ
«Клянусь душой попрекающей!» (Аль-Кыяма, 2)
Разоблачив в себе своего султана — ан-нафсуль-аммаара, верующий более осторожен. Он всё ещё ошибается и грешит, но уже видит свои недостатки и желает от них избавиться: переживает, каится, ругает себя. Это хорошо, ведь значит, он уже на пути исправления.
3. Ан-НАФСУЛЬ-МУТМАИННА (Успокоившаяся, усмирившаяся, полностью подчинившаяся Господу, зрелая)
Она не повелевает то, чем не доволен Аллах, и, следовательно, не мучается угрызением совести за упущения, поскольку обладатель нафса мутмаинна совершает лишь богоугодное, не ведётся на наущения нафса и шайтана, ведь сердце чисто и свободно от всего, кроме Аллаха. Оно созрело, достигло сути единобожия во всех смыслах. Потому Господь принимает душу человека со словами:
يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ
«О, душа, обретшая покой!»
ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَّرْضِيَّةً
Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!
فَادْخُلِي فِي عِبَادِي
Войди в круг Моих рабов!
وَادْخُلِي جَنَّتِي
Войди в Мой Рай!» (Фаджр, 27-30)
Несмотря на то, что эти этапы кажутся понятными и легко проходимыми, не все так просто. Нафс — хитрый и извилистый. Он способен ввести человека в самообман, что тот даже не поймёт, что вновь служит его интересам. Ведь даже поклоняясь одному Аллаху можно оказаться многобожником! Стоит лишь добавить в это поклонение каплю самодовольства!
Потому сей путь важно проходить под чутким наставничеством духовного наставника. Поскольку сказано: "У кого не будет духовного путеводителя, — его наставником непременно станет шайтан!" Ибо шайтан наущает через нафс.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев