Рождественский сочельник
В народе в умах у некоторых людей, к сожалению, укоренилось называть 6 января просто словом - "Кутья". Примерно, также в некоторых европейских странах, да и не только в европейских, что кривить душой, и у нас тоже, люди поздравляют друг друга просто с Рождеством, опуская смысловую суть праздника. А для кого-то, как ни прискорбно осознавать - это всего лишь еще один день в череде государственных новогодних выходных, просто повод к новому алкогольно-гастрономическому времяпрепровождению без какого-то глубокого смысла. Почему все это к сожалению? Потому что, весь замечательный, истинный духовный смысл приуменьшается, а иногда и просто опошливается. Зачастую в народе этот день сводится к банальному ношению днем детворой компота с рисом по родственникам и знакомым, а вечером уже взрослыми, где вместо сладких даров, льется рекой алкоголь, что приводит к различного рода непотребствам. И это накануне светлого праздника Рождества Христова! Насколько эти вечерние алкогольные народные гулянья в канун этого чистого праздника выглядят неуместно, думаю говорить не стоит.
Так что же это за загадочный Кутья, в честь которого в народе устраивают "паломничество" с котомкой по родным и знакомым и чье Рождество 7 января мы празднуем?
Рождественский Сочельник, или как его называют Навечерие Рождества Христова или же Святой Вечер - это день накануне великого зимнего православного праздника. Сочельник, название которого происходит от постного праздничного блюда сочиво (отваренные зерна пшеницы, ячменя с медом) бывает также и перед другим большим праздником - Крещением Господним, так как раньше оба праздника приходились на один день. Блюдо сочиво по другому называют кутья, канун, коливо. Вообще же, кутья - это поминальное блюдо, которое в народе еще называют канун (на самом деле Кануном обозначают панихидный стол, на который в православном храме выставляется блюдо кутья с зажженной свечей, которая знаменует незаходимый Свет вечной жизни). Великопостную пищу же называют коливом или сочивом. Почему в народе укоренилось именно название кутья, а не коливо или сочиво? Возможно, потому, что в традициях тех же кубанских казаков, блюдо принято было называть именно кутья, а наши края тоже казачьи. Также его еще называли вечеря, название видимо происходит от Святого Вечера. Отсюда и это: Мама с папой прислали вам вечерю!
В Рождественский сочельник, помимо кутьи - каши из пшеницы на стол также ставили напиток узвар. В наши дни по большей части их заменили компот и вареный рис.
Рождественский сочельник на Руси был последним днем сорокадневного поста и это самый его строгий день. Пищу по традиции люди вкушали после возвращения с вечерней службы в храме и восхода первой звезды на небе, которая символизировала собой Вифлеемскую звезду, которую увидели когда-то древние волхвы. После ее восхода на небосвод на стол в домах выставляли двенадцать постных блюд по числу апостолов Иисуса Христа. На Рождество Христово народ шел в храмы на праздничную службу, а затем дома в семейном кругу разговлялся за праздничным столом, заранее приготовленными мясными блюдами. Так же православные христиане в Рождественский сочельник стремятся исповедоваться на вечерней службе, чтобы с очищенной душой встретить Рождество и причаститься на утренней праздничной литургии Святых Христовых Таин.
После безбожного советского периода нашей истории, когда множество прекрасных духовных праздничных традиций было разрушено, до наших дней все же дожила одна народная, а именно носить кутью в Святой Вечер. Раньше, да и сейчас тоже, с ней непременно приходили к крестным родителям, а также принято было посещать бабушек и дедушек и других родных со словами: Здравствуйте! С праздником вас! С Рождеством Христовым! Мама с папой прислали вам вечерю!
Также пришедшие пели колядки - рождественские песенки, прославляющие Христа. Колядки уходят корнями в древние языческие времена. После Крещения Руси их переделывали на православный лад, также сочиняя новые. Вот выдержка из одной статьи:
"В России в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, — но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе".
Христославные колядки — это был не просто фольклор, они выражали живую веру во Христа. Отсюда собственно и идет традиция носить кутью в Рождественский сочельник. И то, что с ношением кутьи пелись колядки, прославляющие Иисуса Христа - имело важный духовный смысл. Нынче же колядование как-то отошло, осталось только ношение по родственникам компота с рисом, как-то все обмельчало, обыднелось. Так может пора вернуться к доброй русской христианской традиции?
Всех с наступающими Святым Вечером и Рождеством Христовым!
Ель
Вот ель в лесу, как зелена
И как она прекрасна,
Но как прекраснее она,
Когда в дому свечей полна,
Она сияет ясно.
В одну из радостных ночей
Господь Иисус родился.
Он – Тот, Кто искупил людей,
Ведь без Него во тьме своей
Мир этот заблудился.
Для всех, кто верит во Христа,
И ночью свет сияет.
А эта ночь для нас свята,
Да будет радость всех чиста,
Иисус здесь пребывает.
Впусти Его, дитя, в свой дом:
Он в сердце обитает,
Он сад устроить хочет в нем,
Обогатит того плодом,
Кто в дом Его впускает.