Как известно, большинство уральских казаков на начало XX столетия принадлежало к различным старообрядческим согласиям или к единоверию.
Важнейшим элементом духовной культуры является похоронно-поминальная обрядность. В связи с этим, многие ее элементы продолжают сохраняться до настоящего времени и становятся доступны исследованию.
Прежде всего, тело усопшего приготовляли к погребению. Первым этапом этого процесса было омовение. В традиции уральцев омовение совершалось символически через «семь крестов» (как вариант – двенадцать крестов).
Для омовения употреблялась кипяченая вода. Тряпочка зажималась между большим, безымянным пальцами и мизинцем, при сложенном двуперстии.
Первым крестом омывалась глава – трижды крестообразно от темени до кончика бороды, перекрещивая на уровне уст или глаз. Второй и третий кресты – на руках, от плеча до кончика пальцев, перекрещивая на уровне локтей. Четвертый и пятый – на груди. Шестой и седьмой – на ногах (омывалась вся нога до основания с перекрещиванием на уровне колен). Омывающий должен был быть одного пола с усопшим.
Омытое тело обряжали в светлую одежду – рубаху или сарафан, в руки вкладывали белую (как правило матерчатую) лестовку. Над усопшим прочитывалась псалтырь – трижды, или большее количество раз. Читальщицу привозили также на дни поминовения усопшего.
На сайте Горынычъ приводятся следующие особенности похоронно- поминальной традиции уходцев.
"В гроб кладут сначала стружки,потом саван,потом покойника.К левому и правому краям
савана подшивают клинья(сарафан,чулки).20 метров белого материала.Когда запеленают в саван-3 креста должно быть-1 на груди,1 на животе,1 на коленках.После всех обрядов-внизу покрышка,и сверху покрышка белая,а еще покрывают цветной покрышкой на белую.Цветная покрышка-4 метра. Крышку гроба не забивают.
Специальные носилки-2 палки,к ним веревки.Когда опускают в могилу,туда спускается человек,чтобы поддерживать гроб.Глубина-2-3 метра,чтобы собака не вырыла-подают материал,яблоки,урюк,у кого что есть.
Зеркала закрывают. Напоследок молитва-Святый Боже,Святый Крепкий,Святый Бессмертный,помилуй нас.
На кладбище идут все, и молодые,и старые.На могиле крест ставят на 40-й день.Раньше имен не писали,теперь часто пишут. Не писали имен,это связано с тем,что в последнее время будет на земле ходить Нечистый Антихрист,будет говорить:"Скажи,где могила мужа,отца и т.д.Я его воскрешу."Перед похоронами молятся,помолились,молельщиков сажают обедать ,потм кладут начало(молятся),потом выносят.
Потом свои возвращаются обедать,с родственниками.На обед-сначала воду и хлеб, соль,потом пироги с блинами,"дедушка" благословляет. Благословение:"Господи Иисусе Христе,Сыне Божий,помилуй нас и благослови!"Ставят много воды,соли,хлеба.Хлеб ломают, захлебывают ложкой,пьют из кружки.Потом "дедушку"просят благословить и порезать пироги.На каждый пирог кладут по три блина,на пироге блины крестом режут(восьмиконечным).После пирога подают кашу-молочную.Если постный день-на воде,постную кашу,мелют кишмиш с орехами.Если обычный день,варят на молоке рисовую кашу,мелют кишмиш с орехами.Общая тарелка. Потом кисель из теста,кислое тесто,наливают в тарелки,мажут медом,которые в состоянии-каймаком
мажут.Здесь подают милостыню."Спаси Христос,Царствие небесное родителям,рабе-X и мне рабу-Y,а вам доброго здоровья! Пусть Ваша милостыня будет на престоле у Христа."Потом подают каравайцы с урюком испеченные.Потом едят похлебку с пирогом.Скоромный день-с рыбой,в постный день-с орехами и кишмишем.
Рыба,рис,лук,капуста-похлебка в скоромный день.Никогда не подают картошку на поминки.Квас на стол,вместе с пирогами и похлебкой.Но в постный день-кислое молоко."А.М.Ефремов:"На Урале мыло кладут в гроб", П.М.Ефремова:"Ну ничего себе,покойник будет на том свете мучиться"."Здесь мылом не обмывают".
«После обмывания тело обряжается в специальную одежду: рубашка, саван - как накидка с капюшоном, поясок, бахилы или лапти (одна бабушка была уралка - её нужно было хоронить в лаптях, другая уходка, её хоронили в бахилах, носки такие вязаные - очень грубые и толстые). Всё ручной работы, домотканное, некрашенное (выглядит ужасно, как дерюга, очень грубый материал). Всё сшито руками, ничего нельзя шить на машинке - смертный грех. В последнее время домотканные вещи почти никто не делает... Наши бабушки или сами ткали, или заказывали у тех кто ещё имеет ткацкие станки - уже давно, в 1970е, и хранили свои погребальные вещи до самой смерти.
Пока усопший в доме - непрестанно читаются заупокойные молитвы - день и ночь.
Один крест надевается на шею (тот который при жизни человек носил), другой вкладывается в руки. На лоб ложится бумажная лента с отпечатанной молитвой. Гроб простой, деревянный, не обитый внутри материалом, никак не украшенный - просто струганные доски.
Если есть возможность раздать личные вещи покойного наследникам - книги, крестики, иконы и так далее (духовные предметы) - то их отдают. Продавать или выбрасывать нельзя. Если нет никого, кто мог бы унаследовать эти вещи - их ложат в гроб с покойным (потому что выбрасывать нельзя).
На могилку ходят мало, и то только в первый год. В годы гонений на старообрядчество могилы не помечали совсем, из боязни, что усопших потревожит власть (С телом усопшего часто хоронили старообрядческие "крамольные" книги и иконы, их старались спасти от осквернения, так же как и тела усопших). Такое объяснение я слышала от наших старообрядцев, про антихриста оживляющего мёртвых не слыхала. С тех пор как гонения прекратились на первый год ставится крест на могилке (без имени). Даже в 1930-е, 40-е годы старообрядцы хоронили усопших быстро и без регистрации (не сообщали ни врачам ни милиции) из-за чего у них часто были неприятности с властью. Поминают усопшего на 9й день, 40й и на год. А потом крест убирают, и про могилку забывают. Уральцы из "новопришлых" следуют этому правилу. "Настоящие" уходцы, из коренных,
вообще не помечали могилки даже на первый год. Считалось, что память нужно иметь в душе, молиться, свечки на помин души ставить. Считалось, что чем больше людей пришло на похороны помянуть усопшего, тем лучше. Это считалось свидетельством того, что человек был хороший, и это зачтётся усопшему на небесах. На похоронах водку и чай не пьют, грех. Едят блины, кутью, кисель, пьют компот. Вся еда холодная. Из горячей еды разрешаются только щи (никто не мог дать мне ответа почему).
На все поминальные дни еда одна и та же, а вот молитва на 40й день другая - читают сорокоуст.»
В разных общинах дни поминовения бывали различны. В некоторых отмечали лишь день похорон, сороковой дни и год с момента кончины. Однако, как правило, поминали также на девятый день и на полгода. В Лбищенске до сих пор зафиксирован обычай поминовения также на двадцатый день.
порядок блюд на поминках имеет место быть таковой - первое блюдо хлеб с солью вкушает старший и благословляет "питайтесь во славу Божию".
Затем 3 ложки воды.
Затем кутия 3 ложки, далее - мед (кутия также в меду, беглопоповцы ставят кутию в таком жидком состоянии на литии и в церкви, где тут же и вкушают).
Каждое блюдо вкушает, а затем аналогично благословляет настоятель или старший.
Далее он разрезает крестообразно на 8 частей блины и пироги, раздавая поминальщикам.
Затем едят похлебку (у безпоповцев без картошки).
Кисель мучной с медом и в скоромные дни со сметаной (в пост ее заменяют вареньем).
По завершении - достойно или светися (на пасху) с земным поклоном.
Далее "Елико же..." с 5 поклонами, Богородице 1-жды. Это читаетс 3 раза, получается 15 поклонов.
Далее - по 3 поясных мученику Уару, Варваре. 12 поклонов Паисию Великому.
3 поклона кресту ("Непобедимая, непостижимая Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня не остави нас грешных, уповающих на Тя). Для непричастившихся 3 поклона Фекле мученице.
Чай за столом не подают. Либо (у церковных) подают по завершении поминок за отдельным столом.
40 дней проводы души.
По завершении молитв встают перед порогом, кладут 3 поясных поклона со словами "Прости Христа ради". Затем идут до ворот, крестясь и кланяясь с теми же словами. За воротами кланяются поминальщикам и дают деревянную ложку и чашку.
Читают псалтырь накануне всю ночь.
Приложение. Интервью в Бируни.
На поминки делают кисель?
Да. Кисель делаем. Мясо не употребляется у нас. Никогда. Если мясоед, тогда только рыба употребляется. Рыба, молоко, яички, но яички в тесто ложат, так для обедов оно не годится, яички. Пироги с рыбой. Каша на молоке.
Кисель как-то сложно готовится
Да. Опять эта прибелка. Из этой прибелки делают тесто. Потом его размыкают, да?
На квасе кусочек теста, намочат, процеживают, чтобы он чистый был.
И он такой чистый становится, вот как крахмал белый же есть.картофельный. На дне вот это остается. Потом воду выливают. Вот этот крахмал оставляют. И потом в казан воду наливают горячую. Она кипит-кипит. Начинает бурлить. Уже какие-то знаки подаются, что готово.
А на поминки какие-т оспециальыне люди готовят?
Раньше были такие люди, сейчас уже таких людей нет, кто есть, тот и готовит. Свои есть кто, свои готовят. Может, чужих пригласят.
И обмывают тоже специальные люди?
Да.Кому-то нельзя. Кому-то можно
А кому нельзя?
Специально такие выбранные люди есть, которые обмывают, вот они обмывают.
Из своего собора, мужчина мужчин. Женщину женщины. Специально есть выбранные.
И могилу копают специальные люди? Или всем можно?
Да. Специальные. Родным детям нельзя могилу рыть.
А нести?
Особенно нести нельзя.
Детям нельзя нести. Все должны быть уральцы нести. Не должны местные быть, узбеки.
Именно нести? А если далеко?
Ну, есть у нас машина, заказывают. Из дома выносят, какое-то время, несколько метров пронесут по возможности там, потом уже на машину.
Сейчас ограды и кресты ставят, да? Раньше, говорят, не ставили кресты на могилах?
Нет. Раньше не ставили кресты, сейчас это придумали. Раньше где мы жили, в поселке, там много было могил и один единственный крест, на все могилы.
Потом на могилы нельзя оградки делать?
Особенно. Особенно нельзя.
А почему?
Не по-божески. Это будет грешно. Вот говорят, которому умершему оградка поставлена, вот этому умершему, эти железки делают разные. Вот этого мертвеца по железкам. Никаких оград не было
Это уже современные. В другие города поездили, там увидели, услышали от кого-то и потом начали, как будто так положено воспринимать. Правило не зная. От кого-то соблазнились.
Сейчас же все-все изменилось, кому что скажешь? Никому ничего не скажешь. Делают что хотят. Раньше все было просто. Много-много могил и единственный крест, я всегда удивлялась
И имя не писали на кресте?
Нет. В последнее время. Уже при нас, крест и картинку, имя стали. Это уж, кто хочет. Это только безбожные так делают. Которые в Бога верующие, так не делают.
Приложение Интервью г Нукус
а вот сейчас умер человек и не читали по нему, потому что без бороды, да?
МИ: читали, только родственники. Покадил там гроб дедушка, положили его. Разрешил обмыть его тоже нашему человеку там. У нас своиобмывальщики, я же говорила, свои обмывальщики, свои читальщики. Он разрешил обмыть, но тот, который обмыл его, то что он без бороды, будет править правило. И та родственница, которая читала, она тоже будет править правило, то, что она ходила и читала, молилась. А так, когда у нас умирает кто-то приглашают читать. Если он правильный человек, дед окрестил, все. За него молимся Псалтырь, за нее молимся акафист. За единоумершею там, обязательно. А если не управился, вот ходил человек и внезапно умер, тогда молимся Богородицу успение и Паисию.
ЕД: А кладбище у уральцев отдельное было, не с каракалпаками?
МИ: отдельное. У нас еще и русское кладбище есть, но это в городе. А у нас здесь недалеко.
ЕД: то есть русские никониане они отдельно хоронят?
МИ: да.
ЕД: и до сих пор соблюдается это?
МИ: ну, как сейчас. Приехал, да выкопал и все. Там же надо место платить, а здесь выкопал все. У нас свои. Вот он сегодня ходил копал могилу. Свои ребята, свои все. Кто копает, кто носит, все свои.
ЕД: на носилках носят?
МИ: ну у нас не как у русских, есть крышка. У русских вот так, а у нас по-другому. И у нас несут гроб, палки специальные есть и переплетенные веревкой. Типа восьмерки. Свои узлы у них есть, они сами завязывают. И несут. У нас не возят, у нас несут.
ЕД: а если далеко живут?
МИ: если даже далеко живут, подвезут немножко ближе до кладбища, и оттуда уже несут на плечах.
ЕД: Мужчин, наверно?
МИ: Мужчины только с бородами. Женщины покрытые. И вообще у нас у старообрядцев женщины должны носить три покрышки на голове. Это волосник, сорока и платок.
Приложение Интервью Кунград
А кладбище у вас где?
Вот здесь.
Уральское или смешанное.
Нет-нет, не смешанное, одни уральцы.
А кресты стоят там?
Стоят.
Раньше же не ставили.
Не ставили. А сейчас ставят. А сейчас ставят. И в Нукусе ставят. Которые с крестами лежат. Которые без крестов. Отдельно у нас, на вершине. Забывать же у нас, говорят, надо. Надо молиться, забывать надо.
А почему?
Старики говорили. Дедушка нам тоже так говорил: надо забывать. Надо молиться. А это прах лежит. Не разрешали нам ходить. А сейчас дедушек нету, самовольные. Кто что хочет, то и делает. И молятся на могилке. А раньше не ходили на могилки.
https://youtu.be/A4Hq8KMO7sE?si=Tv3idxr3pvmPthy- ,
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев