Балтийская коса - это заповедное место. Пейзажи, которые вы там увидите, живо напомнят фильм Тарковского "Сталкер": белые дюны, густые заросли облепихи, ползущие по бетонным плитам старого аэродрома, а среди них - бетонные, металлические и краснокирпичные огрызки величественных сооружений. Это - бывшие авиационные ангары, в которых стояли вначале немецкие "Хейнкели" и "Мессершмитты", затем советские самолеты-амфибии Бе-4 и Бе-12. Здесь, на самом западе Калининградской области, на Балтийской косе, носившей до войны название Фрише-Нерунг, располагался один из уникальных объектов люфтваффе - авиабаза "Нойтиф".
Строили пять лет
За несколько лет до нападения на Польшу Гитлер начал активное военное строительство. Денег на оборонные проекты не жалели, грандиозные работы развернулись в том числе и в Восточной Пруссии. В течение десяти лет выросли несколько современных аэродромов, в их числе - "Нойтиф". И он, бесспорно, заслуживает особого внимания.
Первоначально этот аэродром начинали строить в Пиллау, там где находилась крупная военно-морская база, однако грунт "поплыл" и местоположение решили изменить. Переместились через пролив - на косу Фрише-Нерунг. Это было сложнее и дороже, потому что стройматериалы приходилось доставлять исключительно морским путем. Зато положение базы на косе, фактически на острове, имело более выгодное военно-стратегическое положение.
Первый камень в основании нового аэродрома забили в 1934 году, в окрестностях поселка Нойтиф, расположенного в корневой части косы, прямо напротив главного маяка Пиллау. За пять лет рыбацкий поселок превратился в военный городок, в котором жили пилоты люфтваффе и обслуживающий персонал. В прежде забытом богом месте выросли казармы, объекты инфраструктуры, даже казино. Были приведены в порядок крепостные сооружения, построенные на Фрише-Нерунг еще в XIX веке - форт "Западный" и небольшие бастионы возле пролива.
В конце 1939-го года аэродром был сдан в эксплуатацию. Он включал две бетонные взлетно-посадочные полосы (каждая - километр длиной), расположенные крест накрест под углом 45 градусов друг к другу. Это означало, что самолеты могли взлетать практически при любом ветре (а ветер в Восточной Пруссии, как и погода в целом, весьма переменчивый). Обе "взлетки" были оборудованы подогревом, что защищало их от снега и ледяной корки зимой, делая "Нойтиф" по сути всепогодным аэродромом. Рядом с ВПП в заливе Фришес-Хафф находилась гавань для гидросамолетов, ограниченная искусственным молом. По дну гавани были проложены коммуникации, которые в зависимости от времени суток либо выпускали пузыри, либо осуществляли подсветку, обозначая посадочный путь для гидросамолетов. Вдоль берега залива выросло несколько вместительных, мощных ангаров - стальных и железобетонных. Последние были настоящими монстрами: их площадь составляла 100 на 30 метров, высота - 15 метров.
Это была почти совершенная авиабаза. Гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох на открытии объекта не скрывал восхищения:
- Это лучшее гнездо для германских асов.
Последний оплот люфтваффе
Однако германские асы "гнездились" в других местах. Несмотря на все "навороты", авиабаза "Нойтиф" во время Второй мировой войны, можно сказать, активно не использовалась. Здесь базировались небольшие части морской авиации с гидросамолетами "Хейнкель" - He-59, He-60 и He-114, занимавшиеся преимущественно морской разведкой. Авиагруппы с "Нойтиф" были задействованы в 1940 году при оккупации Норвегии, в также в 1941-м во время продвижения группы армий "Север" по Прибалтике.
Главные же бои для авиабазы произошли в 1945 году, когда Красная армия сжимала тиски вокруг Кёнигсберга. Именно тогда на "Нойтиф" с востока была переброшена прославленная истребительная эскадра "Мёльдерс". "Мессеры" пытались повлиять на ход Хейльсбергского сражения в Восточной Пруссии, однако спасти силы вермахта от разгрома, естественно, не смогли. Весной 1945 года советская авиация имела подавляющее преимущество в воздухе: почти 6 тысяч самолетов против от силы двух сотен, базировавшихся на Фрише-Нерунг.
Авиабаза постоянно подвергалась и авианалетам, и обстрелам с противоположного берега залива Фришес-Хафф, куда вышла Красная армия в марте 1945 года, уничтожив группировку гитлеровцев в Хайлигенбайльском котле. От орденского замка Бальга советская артиллерия лупила по "Нойтифу" прямой наводкой. А в конце апреля, подавив сопротивление батареи Лемберг, - главного очага сопротивления гитлеровцев на Фрише-Нерунг, - части 11-й гвардейской армии захватили и авиабазу. Как ни странно, несмотря на бешеные бомбардировки, ее объекты если и пострадали, то не критично. Потребовался относительно небольшой ремонт, чтобы авиабаза практически в полном объеме стала использоваться советской армией. Разве что подогрев под взлеткой ремонтировать не стали.
После войны авиабаза "Нойтиф" стала авиабазой "Коса".
После войны на косе базировалась 17-я, ставшая затем 49-й, противолодочная эскадрилья Балтийского флота. На вооружении находились летающие лодки "Каталина", самолеты-амфибии Бе-4, Бе-6 и Бе-12, а также истребители МиГ-15. Эскадрилья регулярно участвовала в учениях по обнаружению подводных лодок и кораблей вероятного противника, силы и средства части время от времени были задействованы в спасательных операциях на Балтийском море.
В начале 1990-х часть была расформирована, самолеты распилены на иголки (сохранился чуть ли не единственный Бе-12, который привезли в Калининград и сейчас он стоит в центре города в качестве музейного экспоната), а роскошные ангары, которые можно было еще долго использовать по назначению, стали приходить в упадок. Еще 20 лет назад они попали в частную собственность, новый собственник в этом году начал их снос. Хотя еще в 2014 году командующий Балтийским флотом говорил о восстановлении авиабазы...
Не находит отклика у властей Калининградской области и предложение открыть на косе музейный комплекс, который мог бы привлечь туристов и стать драйвером развития Балтийской косы. Подобный объект существует в Таллине и там пользуется огромной популярностью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев