Мало кто знает, а между тем вся наша жизнь подчинена духовным законам. Они действуют почти так же неотвратимо, как неотвратимо падает камень на того, кто безрассудно бросил его вверх прямо над собой. И часто мы возмущаемся и ропщем по поводу неприятностей и невзгод, постигших нас, как нам кажется, незаслуженно, и не видим, что это те самые камни, которые мы в своей жизни бросали над своей головой…
Отступление от заповедей Создателя – то есть грех –повреждает и душу, и тело, и по законам существования духовной природы возвращается на виновного «бумерангом» совершённого зла. Об этом говорит Слово Божие, об этом пишут святые отцы, живописуют патерики. Правда, такое воздаяние не всегда неотвратимо. Духовные законы не непреложны. Многое зависит от нас самих. Если среди скорбей мы прозреваем и понимаем, что пожинаем горестные плоды собственных дел, то покаянием можем преклонить на милость Творца законов, могущего изменить их действие или совсем отменить. И поэтому нам тем более важно знать, как действует духовный закон.
✅Святитель Иоанн Златоуст раскрывает действие духовных законов в беседе на 3-й псалом, надписанный «Псалом Давиду, когда он убегал от лица Авессалома, сына своего»:
«Но узнай, брат, причину такого надписания [псалма] и сохрани свою душу, пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни, пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был гоним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом как бы на основании, созидаться страхом Божиим… Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам.
Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: “не убивай, не прелюбодействуй” (Исх. 20: 13, 14). Он ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война.
Это не мое умствование, но изречение Божие; а где изъясняет Бог, там никто противоречить не может. А что действительно против Давида восстал сын его за то, что он убил Урию и взял жену его, о том послушай Бога, который сказал Давиду чрез пророка Нафана: “Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула”; “и дал тебе дом господина твоего, и дал тебе дом Израилев и Иудин”; “и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену. И так не отступит меч от дома твоего во век” (2 Цар. 12: 7–10). Ты рассек мечом чужой дом, а я приготовлю меч на тебя в твоем доме: “вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего”, не откуда-нибудь извне, но “из дома твоего” (2 Цар. 12: 11).
Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнанником по отношению к заповеди Божией».
И далее святитель Иоанн Златоуст показывает, как следует извлекать уроки из явленного действия духовных законов, «дабы нам, увидев падение праведника, самим предостеречь себя от падения и избежать подобного наказания»:
«Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной – от слуги, и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войной, но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы; если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет ничего достовернее.
С тобой ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницей; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины? И вот оскорбление женщины отмщается женщиной и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач – Бог. <…> Бог, как врач, знает, что полезно.
А что и нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь, как показывают вышеприведенные слова. <…>
Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, – если и оно порой враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, – не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему».
автор Валентина Ульянова
Православие.ру
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев