Жители села Усть-Качка, 1900-е годы.
Первое письменное упоминание об Усть-Качке относится к первой четверти XVII в. В писцовой книге Михаила Кайсарова, проводившего ревизию Строгановских земель в 1623-24 гг., упоминается починок (однодворка) на Каме в устье реки Качки. Находки археологов свидетельствуют о том, что окрестности Усть-Качки были населены с глубокой древности. С I тыс. до н.э., а возможно и раньше, земли Прикамья населяли племена, говорившие на языках, относящихся к финно-угорской группе уральской языковой семьи. На это указывают сохранившиеся с тех давних времен названия рек. Выше Усть-Качки справа в Каму впадает р. Сюзьва. Сюзь на языке коми – филин. Название реки Качка происходит от коми – катша (удмуртское – котшо) – сорока. Сюзь и Катша (Кача) – личные имена родоначальников патриархальных родов, которые занимали земли в долинах этих рек. В древности у многих народов в качестве личных имен использовались наименования зверей, птиц, рыб. От этих личных имен или родовых прозвищ произошли коми-пермяцкие фамилии Сюзёв и Качин (или Кадчин).
История нынешней Усть-Качки восходит к концу XVI – началу XVII веков, когда после падения в 1552-1556 гг. Казанского и Астраханского ханств – остатков Золотой Орды, военно-политическая обстановка благоприятствовала русской колонизации Среднего Прикамья.
Село Усть-Качка, расположенное на берегу Камы, среди живописного соснового бора, основал выходец из Елабуги - Ф.Е. Серюховых. При этом годом основания считается 1669 год. То есть, по сути, это село даже старше столицы нашего края - Перми.
Вплоть до 1764 году поселение находилось во владении Оханского мужского монастыря. Статус села Усть-Качка получила в 1893 году, это было связано со строительством Александро-Невской Церкви. Согласно местному преданию, старожильческое население Усть-Качки – это бывшие крепостные Оханского мужского монастыря.
«Богородицкая пустынь на Охани» была основана Строгановыми в середине XVII века на месте будущего г. Оханска. При Императрице Екатерине II правительственным указом в 1763-64 гг. было упразднено множество монастырей и в их числе Богородицко-Успенская-Введенская (Соловецкая) пустынь в Оханске. Усть-качкинские крестьяне перешли в разряд государственных, но еще долгое время носили прозвище «монастырцы». Государственные крестьяне обладали большей личной свободой в сравнении с частновладельческими (помещичьими). Относительная свобода, отсутствие барщины, привычка полагаться на собственные силы приучили усть-качкинцев к самостоятельности, инициативности и практичности.
«Усть-Качкинцы были нрава крутого, сурового; грубоваты, но честны, смелы и не мстительны. Любили выпить и погулять, но выпивали только в праздники, а в рабочее время быть пьяным было зазорно и от соседей неловко» (И.П. Зеленин. История села Усть-Качка. Рукопись. 1951).
Многие вопросы сельской жизни усть-качкинцы решали сообща, миром, обсудив на сходе и вынеся решение, – приговор. Сообща корчевали лес под пашню, косили общий сенокосный пласт в Красаве; артельно, общим неводом, ловили рыбу. Сообща, собственными силами и на собственные средства, наняв плотинных мастеров и механиков, построили и запустили общественную водяную мельницу на р. Качке. Всем миром участвовали в строительстве церковно-приходской школы, деньги на которую пожертвовал настоятель Верхотурского Николаевского мужского монастыря архимандрит Григорий (Зеленин), согласно местному преданию имевший усть-качкинские корни. Общим решением схода было выбрано место для строительства храма. Чтобы освободить выбранное место, общими силами четыре усадьбы были перенесены. Средства на строительство храма выделил все тот же архимандрит Григорий (Зеленин).
Нет комментариев