5 мая – Пасха.
Светлое Христово Воскресение – самый почитаемый и радостный праздник церковного православного календаря, «праздник праздников», который символизирует обновление и спасение.
Про историю и традиции праздника расскажет Изабелла Иосифовна Шангина – доктор исторических наук, научный сотрудник отдела этнографии русского народа.
#ПасхальноеВдохновение #ЭтноКалендарь
Какие праздники ждут нас в мае? Узнаем в карточках!
ЭтноЛекторий: культура рожденных вокруг Эльбруса. На стыке долины и гор.
Лекция «Пожелание счастья. Подарки и дарообмен в кавказской культуре» − 14 мая в 19.00.
Лектор – Рица Зельницкая, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана.
Важное значение у народов Кавказа имел дарообмен. Прежде всего он был инструментом установления связей. Дорогой гость не должен уходить без подарка: ведь он тоже, уходя, оставляет одно из принесенных с собой семи счастий.
Мужчины внутри своего сообщества в знак особого расположения могли вручить в дар оружие или коня, женщины – что-нибудь из яств собственного приготовления. Дарить подарки, подобно тому как делать добро: об этом можно
Делимся афишей Российского этнографического музея на май!
Вас ждут новые экскурсии, концерты, лекции и другие мероприятия и выставки на любой вкус.
  • Класс
Новая пешеходная экскурсия от Российского этнографического музея!
Начнем нашу прогулку на площади Островского и по пути в музей рассмотрим знаковые здания в стиле неоклассицизма. Узнаем, как архитектор Василий Свиньин в начале ХХ века построил здание нового музея специально для этнографических коллекций.
Завершит экскурсию посещение монументального сооружения – императорского Мраморного зала в Российском этнографическом музее.
Подробности и билеты.
https://ethnomuseum.ru/events1/excursion/regular/ekskursiya-arhitekturnyj-kod-muzej-i-gorod1/
 
Корабли пустынь и степей.
В странах Азии величественный верблюд олицетворяет одновременно царственность и благородство, высокомерие и заносчивость.
В переводе с арабского языка название этого животного означает «красота», а одна из суперспособностей – возможность обходиться без воды до пяти месяцев – не перестает удивлять человечество.
27 апреля вас ждут экскурсия и мастер-класс, посвященные «кораблю пустыни». А самые неожиданные вопросы про верблюдов можно будет задать настоящему ученому – сотруднику Зоологического музея – в музейной зоологической гостиной.
Подробности и билеты.
https://ethnomuseum.ru/events1/programs/meropriyatie-korabli-pustyn-i-stepej/
 
Историческая фотография: айны.
Фотоколлекции по культуре айнов из собрания Российского этнографического музея – бесценный источник по её изучению, широко известный и цитируемый во всем мире. Основную часть фотографического собрания составляют поступившие в 1909 году уникальные коллекции Б.О. Пилсудского, и В.Н. Васильева, осуществившего экспедицию к айнам в 1912 с участием петербургского фотографа Б.Д. Гимера.
В данном альбоме впервые публикуются фотографии по традиционной культуре айнов островов Сахалин и Хоккайдо, знакомящие с различными повседневными и ритуальными практиками айнов Сахалина.
Изучить онлайн-альбом.
https://collection.ethnomuseum.ru/entity/ARTICLE/1996783
 
18 апреля в Российском этнографическом музее открылась выставка «Солнечный круг. Солярная символика в культуре народов Восточной Европы».
Выставка раскрывает смыслы, которыми наделялись солярные знаки в народной традиции. Это идея света и движения, энергии и созидания, жизненное начало и целостность мироздания.
На выставке можно увидеть более трехсот уникальных предметов, многие из которых экспонируются впервые. Экспозиция познакомит с солярной символикой в различных аспектах традиционной культуры. Элементы, связанные с солнцем, присутствуют в декоре жилищ, украшениях, предметах быта, а также в церковной утвари и праздничных атрибутах.
Выставка будет работать до 18 августа 2024 года.
По
https://ethnomuseum.ru/events1/exhibitions/current/solnechnyj-krug-solyarnaya-simvolika-v-kulture-narodov-vostochnoj-evropy/
История предмета: «венец».
В советское время русский традиционный костюм постепенно вытеснялся из повседневной жизни городской одеждой, но в видоизмененных формах продолжал жить в сценических костюмах фольклорных ансамблей.
Одним из первых предметов сценического костюма в собрании Российского этнографического музея стал «венец» из села Нижний Кисляй Воронежской области. Головной убор был приобретен в 1936 году сотрудниками музея Н.П. Гринковой и Т.А. Крюковой у колхозницы Трошиной. В подобных головных уборах выступали все участники семейного хорового ансамбля, в который входили кроме самой Трошиной ее четыре дочери. «Венец» был придуман и изготовлен пожилой колхозницей из старых головных у
Показать ещё