Список шумерских царей, документ, составленный около 2100 г. до н.э. в Лагаше, содержит список всех царей, восходящих к началу мира, когда боги впервые установили царствование в Эриду. Первым царем, который засвидетельствован археологически, был Этана, описанный как “тот, кто стабилизировал все земли” (Шумеры, 43), и далее список идет в хронологическом порядке – часто с невероятно длинными датами для монархов – вплоть до правления царей примерно в 2100 году до нашей эры.
Шумерским городом-государством управлял царь, Лугаль (буквально “большой человек”), который, помимо многих других обязанностей, следил за обработкой земли и был связан с богами, чтобы обеспечить исполнение их воли на земле. Лугаль изначально был главой "домашнего хозяйства” - тесно сплоченного сообщества, которое объединяло свои ресурсы, – и концепция домашнего хозяйства сохранится как основополагающая структура власти в городах. С ростом городов и развитием сельскохозяйственных инноваций шумеры изменили образ жизни людей и будут жить вечно. Ученый Пол Кривачек комментирует:
Это был революционный момент в истории человечества. [Шумеры] сознательно стремились ни к чему иному, как изменить мир. Они были самыми первыми, кто принял принцип, который двигал прогресс на протяжении всей истории и до сих пор мотивирует большинство из нас в наше время: убежденность в том, что право человечества, его миссия и предназначение - преобразовывать и улучшать природу и становиться ее хозяином. (20)
Вклад и крах
Города шумеров расширялись, и когда им требовалось больше места и ресурсов, они отбирали их у других. В период Урука культура быстро развивалась, и, возможно, величайшим изобретением стало появление письменности около 3600-3500 гг. до н.э. Ранняя письменность возникла в ответ на потребность в связи на большие расстояния в торговле и передавала базовую информацию, такую как “две овцы – пять коз – Киш”, которая была достаточно ясна отправителю в то время, но не имела возможности сообщить получателю, прибывали ли две овцы и пять коз из города Киш, были ли они живы или мертвы, и какова была их цель. Ко времени Раннего династического периода эта система превратилась в письменность, которая породила такие произведения, как Эпос о Гильгамеше, Гимны Энхедуанны Инанне и многие другие великие произведения литературы.
Шумерский стал языком общего пользования Месопотамии и основал систему письма, известную как клинопись, которая позже использовалась для записи на других языках. Комментарии Гвендолин Лик:
Более однородный культурный горизонт аллювиальных равнин [Шумера] находит выражение в развитии письменности в определенной идиоме. Почему шумерский стал языком, представленным письменностью, до сих пор неясно. Месопотамия никогда не была лингвистически или этнически однородной, и личные имена в ранних текстах ясно показывают, что в то время говорили не на шумерском, а на других языках. (65)
Шумерский язык прочно утвердился в качестве письменного языка к концу 4 века до нашей эры, а также шумерская культура, религия, архитектура и другие важные аспекты цивилизации. Литература шумеров оказала влияние на более поздних авторов, особенно на переписчиков Библии, поскольку их рассказы о мифе об Адапе, Книге Бытия Эриду и Атрахасисе послужили основой для более поздних библейских повествований об Эдемском саде, грехопадении человека и Великом потопе. Произведения Энхедуанны станут образцами для более поздней литургии, Эзоп популяризировал месопотамские басни о животных, а Эпос о Гильгамеше вдохновил на такие произведения, как Илиада и Одиссея.
Считается, что представление о богах, живущих в городском храме, а также форма и размер шумерского зиккурата повлияли на египетское строительство пирамиды и их представления о собственных богах. Шумерская концепция времени, так же как и их система письма, была перенята другими цивилизациями. Шумерская цилиндрическая печать – индивидуальный знак идентификации личности - использовалась в Месопотамии до 612 г. до н.э. и падения Ассирийской империи. Буквально не было области цивилизации, в которую шумеры не внесли бы какой-либо вклад, но, несмотря на все их сильные стороны, их культура начала приходить в упадок задолго до того, как она пала.
Шумерская цивилизация рухнула около 1750 г. до н.э. в результате вторжения в регион эламитов. Шульги из Ура возвел великую стену в 2083 году до н.э., чтобы защитить свой народ именно от такого вторжения, но, поскольку она не была укреплена ни с одного конца, ее можно было легко обойти – что именно и сделали захватчики. Несмотря на это, культура боролась за сохранение своей автономии с тех пор, как амореи пришли к власти в Вавилоне. Сдвиг в культурном влиянии, о котором свидетельствуют многие аспекты, но, в частности, соотношение мужчин и женщин в месопотамском пантеоне, произошел с приходом к власти семитских амореев в Вавилоне и, особенно, во время правления Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), которые полностью перевернули шумерскую теологическую модель, возвысив верховного бога мужского пола, Мардука, над всеми остальными. Храмы, посвященные богиням, были заменены храмами богов, и, хотя храмы богинь не были разрушены, они оказались на обочине.
В это же время права женщин, которые традиционно были наравне с правами мужчин, пришли в упадок, как и великие шумерские города. Чрезмерное использование земли и расширение городов в сочетании с продолжающимися конфликтами упоминаются в качестве основных причин падения городов. Взаимосвязь между снижением статуса женских божеств и правами женщин никогда не была должным образом объяснена – неизвестно, что было первым, – но это красноречивая деталь упадка культуры, в которой женщины всегда пользовались большим уважением. Ко времени вторжения эламитов около 1750 г. до н.э. шумерская культура уже приходила в упадок, и эламиты просто завершили этот процесс.
Открытие
Сегодня шумеры признаны за многочисленный вклад в мировую культуру, но это довольно недавнее явление. Их история веками была погребена под песками, и поэтому любые упоминания о них в древних трудах были неправильно поняты учеными, поскольку не было известного источника для аллюзий. Например, понималось, что земля Сеннар в Библейской книге Бытия ссылается на какой-то регион Месопотамии, но значение этого упоминания не могло быть понято до тех пор, пока ученые понятия не имели о существовании какого–либо места, подобного земле Шумер - библейскому Сеннару.
Эта ситуация резко изменилась в середине 19 века нашей эры, когда западные институты и общества начали посылать экспедиции на Ближний Восток в поисках вещественных доказательств, подтверждающих библейские повествования. Если бы такая земля, как Сеннар, когда–либо существовала, то ее руины – наряду с руинами любых других сооружений и городов, упомянутых в Библии, - могли быть обнаружены.
В то время Библия (в частности, повествования Ветхого Завета) считалась древнейшей книгой в мире и полностью оригинальной. Истории об Эдемском саде, грехопадении человека, Великом потопе считались оригинальными произведениями, написанными непосредственно или вдохновленными единым истинным Богом иудео-христианской традиции. Археологи и ученые, которые были отправлены в эти экспедиции, должны были найти неопровержимые доказательства в поддержку этого утверждения, но вместо этого обнаружили прямо противоположное: они нашли Шумер.
Источник ссылка
Нет комментариев