🍃"Театр интересен тем, что соответствует моменту, той секунде, в которой мы присутствуем в спектакле. С кем ты сегодня играешь, с кем разговариваешь, изменилось ли что-то на улице или с тобой произошло, - твое "я" вместе с тобой все время выходит на сцену, оно от тебя никуда не девается...
Это именно ты сегодня разговариваешь со зрителями. Да, есть определенная дорога, начертанная режиссером и автором, но все равно именно ты идешь по этой дороге, ты - и никто другой. Играешь ли ты хорошего, плохого, убийцу, любовника, кого угодно, но это ты играешь со своими нервами, со своим "я", с тем, что тебе мама с папой подарили. С обаянием - не обаянием, злостью - не злостью, с тем, что тебе дано, если дано, сверху. Поэтому моложе-старше не становишься, этого не происходит...
Кино - это немного другое. Когда "Батальоны просят огня" или, например, фильм "Пядь земли" пять месяцев снимали про войну, вот пять месяцев мы и воевали. Грязь, болото вокруг, думаешь, попадет в тебя булыжник какой-то или не попадет. Прешь по настоящему зловонному чудовищному болоту, но почему-то от этого радость получаешь. Какой-то мазохизм: ты, человек с Арбата, живешь сегодня так, как хочешь, насколько возможно комфортно, и вдруг - в болоте. Грязь, пиявки, куда нас завезли? И как тебе из него выбраться? Даже внутренний кайф появляется. Потом, и в этом болоте все равно же есть какая-то сверхзадача, которая должна тебя вывести. Нужно не просто выбраться, говоришь себе, а выбраться для того, чтобы встретить на том берегу ту самую любимую, которую ты не видел пять лет. Это движет. Но за этим наблюдает режиссер, оператор и двое рабочих, которые на тебя свет направляют, и им сухо и хорошо..."
Александр Викторович Збруев родился 31 марта 1938 года в Москве. Отец — Виктор Алексеевич Збруев, начальник Главного стройуправления Наркомсвязи, заместитель наркома связи СССР, мать — Фёдорова Татьяна Александровна, происходила из дворянской семьи, получила актёрское образование, работала на кинофабрике им. Чайковского.
В ноябре 1937 г. отец был арестован, в мае 1938 г. расстрелян, а мать с грудным Александром была выслана под Рыбинск. В свою квартиру на Арбате, которая к тому времени стала коммунальной, мать и сын вернулись в 1943 г., в комнату, в которой остался проживать сын Фёдоровой-Збруевой от первого брака — Евгений. В школе Александр Збруев учился не слишком хорошо, дважды оставался на второй год, занимался боксом, дошёл до 1-го юношеского разряда по гимнастике, был хулиганистым парнем, носил прозвище «Интеллигент».
В 1958 г. окончил школу и по совету подруги матери, Надежды Михайловны Вахтанговой, вдовы Е. Б. Вахтангова поступил в театральное училище имени Щукина, на курс Владимира Этуша.
После окончания училища Збруева приняли в труппу театра им. Ленинского комсомола. Молодой эмоциональный актер сразу прижился в труппе. Два года Александр играл второстепенные роли, наблюдая и перенимая опыт старших коллег, пока в 1963 году в театр не перевелся режиссер Анатолий Эфрос, разглядевший в юном Збруеве большой потенциал.
Так актер, до этого часто воплощавший "возрастных" персонажей, получил свою первую главную роль молодого Лермонтова в пьесе Ремеза и Чеботаревской "О Лермонтове...", где предстал перед публикой в образе романтичного и пылкого дворянина.
После премьеры постановки Александр сразу же стал широко известным в театральных кругах.🍃