Виоланта (Violante) - согласно классической традиции ранняя любовница и натурщица Тициана, дочь художника Пальмы Старшего, с именем которой связан знаменитый портрет венецианской золотоволосой красавицы из Вены «Violante (La Bella Gatta)», приписываемый кисти Тициана или Пальмы Старшего. (La Bella - работа Пальмы Старшего)
На портрете изображена идеализированной красоты женщина по образу модели мастера венецианской школы Джорджоне, его Лауры. Но в этой работе молодого Тициана уже прослеживается его собственный стиль; в отличие от «символических» героинь Джорджоне, его Флора - земная, златовласая, пышущая здоровьем красавица. Её левая рука поддерживает бледно-розовую мантию, а в правой руке Флора держит букет весенних цветов - шиповника, фиалки и жасмина. Изображённая женщина, известная как Виоланта, присутствует и в ряде других работ Тициана его раннего периода творчества, среди которых «Женщина перед зеркалом», «Тщеславие», «Саломея» и «Виоланта».
Лучшие произведения мастера связаны с женскими образами. На его полотнах словно предстаёт сама Венеция, персонифицированная в виде роскошной дамы.
Типаж венецианской красавицы, к которому неравнодушен мастер, – женщина с богатой фактурой тела, матовой гладкой кожей, рыжевато-каштановыми или цвета тёмного золота волосами. Таковы его многочисленные Венеры, Дианы, Флоры, Юдифи – персонажи античной и библейской мифологии, а также героини большинства портретов. (Violante (La Bella Gatta - Красавица Гатта, то есть «Кошка»), предполагаемый портрет Виоланты. Картина Тициана, ранее приписывалась Пальме Старшему)
Женские образы Тициана – это всегда гимн радости полнокровной жизни. Так сравнивая «Спящую Венеру» Джорджоне и «Венеру Урбинскую» Тициана, Александр Бенуа замечал: «Он в своей … «Венере» раскрыл глаза «Венере» Джорджоне… и мы увидели влажный взор влюблённой женщины, обещающей большое и здоровое счастье».
В числе тициановских работ с её изображением так же называют «Святую Бригитту», «Флору», в «Любви земной и любви небесной», «Саломее» и в великолепной «Даме с зеркалом». Высказывается предположение, что в «Саломее» Тициан изобразил самого себя в образе Иоанна Крестителя, чью отрезанную голову держит на блюде красавица Саломея. (Тициан, «Саломея»)
Комментарии 4