Мы посвящаем наш рассказ Лысьвенской каске - каске Великой Победы!
В годы Великой Отечественной войны Лысьвенский металлургический завод был единственным предприятием, выпускавшим солдатские каски. Всего за 1941-1945 годы в Лысьве было выпущено более десяти миллионов касок. Скольким защитникам Отечества было спасено жизней !
За работу в годы войны завод был награждён орденом Ленина и орденом Великой Отечественной войны первой степени.
В июне 1941 года никто из Лысьвенцев не представлял истинных масштабов трагедии. Никто не знал, какие нечеловеческие испытания предстоит пережить тем, кто попал на фронт, и тем, кто остался в Лысьве.
Ещё до 1941 года советское правительство поставило перед Лысьвенцами особую задачу – создать надёжный шлем. Каске предъявляли следующие требования: она должна была иметь удобную форму, выдерживать выстрел винтовки-трёхлинейки, автомата,удар шрапнели, осколков. Вес каски с подтулейным устройством не должен был превышать 800 граммов, подтулейное устройство должно было обеспечить носку каски в летних и зимних условиях и полностью амортизировать силу удара. Конструкторы, технологи и химики ЛМЗ после кропотливой работы достигли нужного результата: конфигурация каски и прочный металл стали надёжной защитой. На заводе для касок была разработана особая марка стали, найдена новая форма каски, при которой попадание пули становилось скользящим и не пробивало металл. Сделанная из броневой стали толщиной в один миллиметр, каска оказалась неуязвимой для пули! Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено!
Но какой ценой!!!
В первые же дни войны основная масса рабочих ушла на фронт, на завод в разные цеха стали набирать стариков, женщин и детей. Рабочий день составлял 12 часов и выходные были отменены.Тяжёлую работу приходилось выполнять в основном женщинам: после штамповки каски проходили сразу несколько операций, которые предавали им окончательную форму и прочность, в первую очередь велась их термическая обработка: отжиг с закалкой в специальных печах, затем каску обрабатывали на пескоструйном аппарате, счищая окалину, каску при этом приходилось держать в руках и на неё направлялась тугая воздушно-песочная смесь, руки женщин защищали тканевые перчатки, которых хватало как правило только на один час. После каждой смены работницы практически не чувствовали своих рук. Прочность касок проверяли в специальном тире, стреляли по каскам молоденькие девушки из винтовок-трёхлинеек. Если на шлеме появлялась хоть одна трещина, вся партия отправлялась на переплавку. А ведь пуля, пущенная из трехлинейки, пробивала шейку железнодорожного рельса.
В цехах в основном работали подростки, дети стояли у станков на снарядных ящиках, потому что не хватало роста, на конвейерах с касками сидели девочки-школьницы. Девчата смертельно уставали, но старались сделать как можно больше: 2000 касок в смену выпускал цех, без выходных, четыре года войны! Но 14-летние подростки начали обгонять опытных рабочих, увеличился выпуск продукции, работали под лозунгом:" Всё для фронта!","Всё для Победы!"
На заводе семьсот, как шифровался ЛМЗ, контроль за качеством был жесточайший.
Завод обеспечил касками всю многомиллионную Советскую Армию! Это очень серьёзный вклад в дело Великой Победы!!! За работу над каской четыре Лысьвенских специалиста получили Государственную (Сталинскую) премию: А.Кривилёв , А.Пашкевич, А.Филин, И.Ястребов.
Лысьвенские каски спасли жизнь многим бойцам и командирам. Побывавший в Лысьве Юрий Никулин, вспоминал: "Я до сих пор помню вашу Лысьвенскую каску, вы не поверите, но она трижды спасала меня от неминуемой гибели.Честное слово! И память о ней во мне каждый раз сопровождается, отвратительным визгом, который издаёт пуля, ударившись о что-то непробиваемое."
8 мая 1967 года под стенами Кремля открывали мемориал: "Могила Неизвестного Солдата", и
для главного памятника страны скульптор выбрал каску, символ защиты, какую Родина могла дать своему защитнику, символ
нерасторжимости людей и Родины, что оберегали друг друга до последних сил.
До 1978 года победная каска была на вооружении в Советской Армии и экспортировалась в 14 стран мира.
В 2009 году в Лысьве открылся первый в России музей каски. В экспозиции находятся уникальные подлинные инструменты и документация, восстановлен технологический процесс изготовления каски, который до сегодняшних дней находился под грифом секретности.
«Музей каски» вошёл в перечень туристических маршрутов. История Лысьвенской каски стала частью книги "Дорогой единорога" известного российского писателя Алексея Иванова. Песня «Лысьвенская каска», которую в 1988 году сочинил Андрей Григорьев получила гран-при в Российском конкурсе, посвященном 65-летию Победы.
Солдатская каска – один из самых известных брэндов не только Лысьвы, но и всего Пермского края.
Солдатская каска стала символом воина — победителя, для всей огромной страны!!!
С праздником, дорогие наши ветераны!!!Спасибо за ПОБЕДУ!!!
04:12
ЛЫСЬВЕНСКАЯ КАСКА – Света SINGER © Rival Music, автор А. Григорьев,монтаж А. Мел
Немного истории о возвращении касок в армию
Вплоть до начала Первой мировой войны европейские армии не особо задумывались о боевых шлемах для своих солдат. Только позиционная, или как тогда называли окопная, война заставила командиров задуматься над защитой именно головы солдата. Я понимаю, что сегодня это звучит несколько диковато, но в первые годы Первой мировой войны большинство солдат погибали от ранений в голову.
Мы много писали о стрелковом оружии, которое в 20 веке стало намного эффективнее, чем раньше. Много писали об артиллерии, в арсенале которой появились снаряды, специально предназначенные для уничтожения именно живой силы. Первая мировая быстро осовременивала европейские армии в смысле вооружения. Соответственно, солдат, которому было необходимо высовывать голову из окопа, получал ранения именно в нее.
«Отцом» современных военных касок следует считать французского генерала Огюста Луи Адриана, который в 1915 году разработал стальной шлем, защищавший солдат от осколков и шрапнели. Заметьте, каска не была защитой от прямого попадания пуль. Эффективность каски ошеломила командование французской армии. После оснащения армии касками Адриана количество ранений в голову сократилось на 30%, а количество погибших от таких ранений на 12-13%!
Каска Адриана состояла из 4 частей. Шлем-полусфера из стали толщиной 0,7 мм, передний и задний козырьки из той же стали, гребень на верху полусферы, для усиления защиты и прикрытия вентиляционного отверстия сверху, кожаный подшлемник из конской кожи. Вес каски, в зависимости от размера (3 разных) варьировался от 700 до 800 граммов.
Кстати, современные исследователи средств защиты солдат на поле боя отмечают красоту и надежность конструкции каски, а также её боевые свойства. По некоторым характеристикам именно эта каска превосходит даже современные шлемы.
Так американские ученые с факультета биомедицинской инженерии университета Дьюка провели исследование 4 видов касок времен Первой мировой войны и современного защитного шлема. Целью было выявить, как защищает каска солдата от контузии при воздействии взрывной волны. Оказалось, что лучше всех с этой задачей справляется именно каска Адриана.
В Красной Армии эта каска использовалась довольно широко и увидеть её можно на множестве агитационных плакатов довоенного периода, в кинофильмах и на фото. Это было обусловлено наличием достаточно большого количества этих касок на складах. Русская императорская армия использовала их с 1916 года. Правда с касок были убраны царские эмблемы и заменены на жестяные звезды. Этот же шлем стал прототипом русской каски Сольберга. Именно эту каску мы видим на головах советских и финских солдат в период советско-финской войны.
Ну и последнее про каску Адриана. То, что вызывает вопросы у множества читателей. На касках периода Второй мировой войны отсутствуют опознавательные знаки на передней части. В лучшем случае есть нарисованная краской звезда или знак СС сбоку. Почему?
В ходе использования касок Адриана выяснилась странная особенность боевых шлемов. Гребень сверху был усилением защитных свойств каски, а вот металлическая эмблема наоборот уменьшала защитные свойства. Некоторые страны отказались вообще от эмблем, другие перенесли эмблемы на боковые поверхности шлема. Отсюда и последующие действия при разработке других образцов. Эмблемы стали наносить краской. Наши - на передней части полусферы, немцы - на боковой... Звезда или знак принадлежности к СС был скорее "армейским шиком", чем необходимостью.
Как создавалась каска победителей
Попытки создать свою армейскую каску в СССР велись достаточно активно. Однако рассказывать обо всех попытках скопировать или модернизировать каски других армий я сегодня не буду. Расскажу о действительно прорывном изобретении наших конструкторов, которое и стало «папой» шлема-победителя. О СШ-39, стальном шлеме образца 1939 года. Изготавливался он с 1939 по 1942 годы.
В период 1936-37 годов в СССР было создано множество экспериментальных шлемов. В основу этих разработок ложились каски зарубежных армии. Ржевский полигон в то время напоминал экспериментальную площадку. Испытания шли полным ходом. В 1938 году было принято окончательное решение о том, какая каска подходит РККА.
По внешнему виду новый шлем очень напоминал итальянский М33. Точных данных я не нашел, так что вывод сделал просто по внешнему виду каски. Да и во время Гражданской войны в Испании этот шлем там довольно широко использовался.
Шлем изготавливался из стали толщиной 1,9 мм. Вес каски был 1250 граммов. Подшлемник купольной формы из ткани, кожзаменителя, вощеной ткани купольной формы. Под тканью прокладка из фетра или ткани. Регулировка подшлемника осуществлялась с помощью веревочки в верхней части купола. Ткань крепилась к стальному обручу, который в свою очередь крепился к шлему тремя клепками.
Следует отметить, что такая конструкция, когда подшлемник не касается шлема, позволила существенно удешевить производство каски и решить проблему вентиляции головы солдата без дополнительных отверстий в самом шлеме. Штамп завода-изготовителя на советских шлемах ставился на тыльной части каски рядом с размером шлема.
Данный шлем прослужил в армии, а затем в учебных заведениях Гражданской обороны вплоть до 60-х годов 20 века. Правда узнать его среди последующих СШ-40 неспециалист вряд ли сумеет. Дело в том, что после войны СШ-39 прошли модернизацию и получили подшлем с СШ-40. Да и штамп ставили именно года модернизации-1950.
И вот он, шлем-победитель во Второй мировой войне. Знаменитый СШ-40. Детище подполковника В.Орлова. Та самая лысьвенская каска. На самом деле СШ-40 это модернизация СШ-39. Отличить их можно по количеству заклепок. На 40-й модели их 6. Связано это с подтулейным устройством. Теперь оно состоит из трех дермантиновых лепестков, которые соединяются в верхней части шнуром. Внутри каждого лепестка вата. Подбородочный ремень разделен на две части. теперь его можно регулировать по длине без ограничений.
Но самое главное отличие СШ-40 это материал изготовления. В отличие от СШ-39 теперь каска изготавливается из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм. Прочная и надежная каска советского солдата выдерживала попадание автоматной пули с расстояния в 150 метров. Но даже в том случае, когда пуля пробивала каску, вероятность смертельного ранения сокращалась в разы. Энергии пули просто не хватало для полноценного выведения из строя бойца.
Почему каска, которая стала неотъемлемой часть любого монумента советскому солдату-освободителю, называется лысьвенской? Чем небольшой городок за Уралом заслужил такую честь?
Дело в том, что в СССР производством касок для армии занимались всего три завода - в Ленинграде, в Сталинграде и в Лысьве. Понятно, что после начала войны два завода вынуждены были прекратить выпуск касок. Ленинград оказался в блокаде, а завод в Сталинграде был полностью разрушен. Таким образом, единственным производителем стал завод в Лысьве.
Этот завод вообще легендарный. Снаряды для зенитных и авиапушек, зажигательные бомбы, снаряды к «Катюшам» шли на фронт именно из Лысьвы. Но спасибо от фронтовиков и их семей заводчане получили за выпуск именно СШ-40. За время войны, с 1942 года, завод передал фронту более 10 млн шлемов СШ-40! Согласитесь, цифры впечатляют. Бойцы нередко называли каску "стальной фронтовой подругой".
Потомок победителей
Рассказ о касках был бы не полным, если не упомянуть потомков СШ-40. Дело в том, что большинство ветеранов, которые служили ещё в Советской Армии, помнят «свою» каску. Очень похожую на 40-ю, но все-таки другую. Другую по форме. Действительно, знаменитая каска неоднократно модернизировалась. Наиболее существенной модернизации она подверглась в 1968 году. Была увеличена прочность каски, изменен на более большой наклон лобовой стенки, укорочены бортики. Да и вес каски увеличился до 1,5 кг в полной сборке.
Но, количество касок на складах сегодня даже превосходит необходимое. Поэтому производство их прекращено. Однако останавливаться наши конструкторы не намерены. Да и материалы сегодня позволяют создавать более эффективные средства защиты.
Сегодня единым войсковым боевым шлемом армии РФ является 6Б47, который более известен как шлем «Ратник». Разрабатывается с 2011 года. Изготовлен на основе тканевых материалов на основе микрофиламентных нитей и обеспечивающий возможность использования дополнительных устройств. Шлем легче СШ-68 на полкилограмма. Вес всего 1000 граммов.
#ДеньПобеды
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев