10 верасня Гомель адсвяткаваў сваё 880-годдзе — менавіта столькі год таму горад упершыню ўзгадваецца ў Іпацьеўскім летапісе, у 1142 годзе. Як і кожны буйны беларускі горад, Гомель мае афіцыйны герб — рысь у блакітным полі. Але ці гістарычны гэта герб? І чаму шматлікія гомельцы, кажучы пра герб Гомеля, маюць на ўвазе белы крыж на чырвоным фоне? “Штодзень” звярнуўся да вядомага гомельскага гісторыка Яўгена Малікава, каб ён распавёў пра гербы Гомеля — афіцыйны і гістарычны.
http://nashkraj.info/hatselasya-b-kab-u-gomeli-byu-gistarychny-gerb-gomelski-navukovets-shukae-u-zamezhnyh-arhivah-pershapachatkovuyu-vyyavu-gerba/
  • Класс
Одним из самых загадочных и тайных мест города является гора Шайтан. Находится этот холм там, где сливаются улицы 17 сентября, Фрунзе и Калинина, рядом с парком «Дружбы», расположенном на стыке улиц Интернациональной и Ульяновской.
Холм правильной конусообразной формы с округленной вершиной, похожий на вставленное в песок яйцо расположился посреди глубокой котловины и есть гора Шайтан. С яйцом и связана старая легенда возникновения этого холма.
http://nashkraj.info/gora-shajtan-v-mozyre/
  • Класс
Существующая многолетняя практика использования выбывших из промышленной эксплуатации торфяных месторождений не всегда соответствует современным методам хозяйствования и природопользования, поэтому отдельные территории нуждаются в пересмотре направления использования с учетом новых научных знаний. Сложив­шаяся ситуация объясняется тем, что решения о направлении использования вырабо­танных торфяных месторождений принимались на стадии проектирования промыш­ленной разработки без достаточного научного обоснования.
Настоящие Мероприятия по экологически безопасному и экономически целесо­образному использованию выработанных торфяных месторождений или участков 21 административного района Гомельской
  • Класс
Белакаменны палац уводзіўся на тэрыторыі старажытнарадзіміцкага дзядзінца, побач з дубовым замкам апошняга гомельскага старосты князя М. Чартарыйскага. Закладка падмурка галоўнага палацавага корпуса адбылася ў 1785 годзе, а будаўніцтва яго завяршылася ў пачатку 1790-х гадоў. Яно ажыццяўлялася архітэктарамі Я. Аляксеевым, Д. Катлярэўскім, М. Масцяпанавым і К. Бланкам з улікам праектаў, падрыхтаваных сталічнымі знакамітасцямі і ўхваленых гаспадарамі. На высозным беразе ракі Сож з’явіўся кампактны двухпавярховы будынак на высокім цокалі, завершаны ў цэнтры кубападобным бельведэрам з вялікім купалам. Вонкавы дэкор палаца быў цалкам выкананы ў стылі ранняга класіцызму. Галоўным упрыгожаннем фасад
С момента своего основания в силу исторических причин Ветка на долгие годы стала притягательным центром церковной полемики, образования староверов, а ее церкви и монастыри — «школой книжности и письменности». Сюда, на белорусские земли, со всех концов России на протяжении двух с половиной столетий несли люди свою «духовную пищу», сберегая ее больше своей жизни. Первые сведения о множестве книг у старообрядцев Ветки оставил секретарь ко­ролевской комиссии Петр Полтев, который проводил тут расследование 18 января 1690 г. Об огромных книжных богатствах старообрядческих монастырей и скитов упоминали все исследователи XIX — начала XX в., выделяя при этом Ветковский Покровский мужской монастырь. В
Середина XVII века для истории Беларуси один из самых трагических периодов. В рамках Гомельщины тема изучается впервые. Для изучения про­блемы были использованы документы: “Отрывки из писем, полученных коро­лём Яном Казимиром из лагеря польских войск, о расправе с казаками Голоты и Головацкого” 1648 года 10 июня, “Письмо неизвестного лица, находящегося в польских войсках, о вступлении войск Небабы в Гомель” 1649 года 28 апреля, “Из повествования французского писателя Шевалье о наступлении войск Яну­ша Радзивилла на Туров, Мозырь, Бобруйск, Речицу и борьбе с казацкими от­рядами против польских войск” 1649 года, “Из “Летописи Самовидца” о напа­дении войск Радзивилла на отряды Небабы” 1651 года
Настоящая работа ставит своей целью изложение, систематизацию и классификацию нового материала, относящегося к древнему славян­скому дохристианскому мифологическому миропониманию. В ней рассматриваются представления и основанные на них обрядовые дей­ствия, которые связаны с восприятием отдельных природных явлений и могут быть названы мифологической народной метеорологией. Та­кая народная метеорология была подчинена аграрным нуждам сла­вян-земледельцев, а лучше сказать — индоевропейцев-земледельцев, ибо описываемые ниже ритуальные действия, довольно хорошо из-за своей чрезвычайной устойчивости сохранившиеся в реликтовом виде до наших дней (или почти до наших дней), очень архаичны и восходят в
Лоеўшчына — старажытная частка Палесся, што размешчана па Дняпры і нізоўі Сожа. Геаграфічнае палажэнне гэтага краю (на стыку некалькіх дыялектных груп) абумовіла багацце і разнастайнасць яго гаворкі, якая займае берагавое становішча ў палескай групе беларускіх дыялектаў. Досыць цікавая ў дыялектных адносінах лексіка Лоеўскага раёна — неад’емная частка народна-дыялектнай мовы беларусаў, якая з’яўляецца крыніцай папаўнення і ўзбагачэння літаратурнай мовы.
Характэрныя для мясцовай гаворкі сельскага насельнітва гэтага рэгіёна найменні зафіксаваны ў “Дыялектным слоўніку Лоеўшчыны”, які з’явіўся крыніцай нашага даследавання. У дадзеным слоўніку зафіксаваны лексічныя з’явы народнай мовы, шырока пр
Каляндар знаёміць з асноўнымі памятнымі датамі з гісторыі горада над Сожам за 2022 год агулам і па асобных месяцах.
http://nashkraj.info/gistoryka-krayaznauchy-kalyandar-gomelya-na-2022-g/
Показать ещё