Наиболее ранние изображения Лазаря были основаны на евангельской истории его воскрешения. Сюжет адресовался каждой верующей душе в смысле исповедания того, что Христос – Сын Божий. Христос, придя воскресить Лазаря, говорит его сестре Марфе: «Всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 26) – и вскоре совершает чудо воскрешения. Несколько ранних образов Лазаря Четверодневного сохранились на саркофагах и настенных росписях катакомб. Лазарь представлен в виде стоящей на возвышении фигуры в пеленах, иногда переданной весьма условно, но ясно читаемой и понятной тем, кто видел ее в катакомбах.
Ядро композиции сюжета в первохристианском искусстве составили фигуры Христа и Лазаря. Затем византийское искусство дополнило структуру образа фигурами одной или двух сестер Лазаря, апостолов и других свидетелей события. В мозаике церкви Сант-Аполлинаре-Нуово (Равенна) перед обвитым пеленами Лазарем в гробнице изображен Христос в сопровождении апостола; Лазарь взирает на Спасителя, слегка склонившись к Нему. Часто в древних памятниках, на ларцах-реликвариях, композиция Лазарева воскрешения соседствует со сценами Христовых чудес исцеления из Нового Завета. На иконе-таблетке, происходящей из собора Святой Софии в Великом Новгороде, представлена самая распространенная иконографическая схема: Христос находится прямо напротив Лазаря, стоящего перед пещерой, а Марфа и Мария в едином порыве преклоняют колени перед Христом.
📖 Читать далее: https://monastery.ru/zhurnal/tserkov/voskreshenie-pravednogo-lazarya-ikonografiya/ #Сретенскиймонастырь
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев