Что скрывали высокие причёски галантного века.
«Красота требует жертв». Видимо, именно этой фразой руководствовались женщины 70-х годов XVIII века, позволяя парикмахерам сооружать на своих головах сложные конструкции высотой до полутора метров! В ход шли не только собственные волосы, но и искусственные, а так же ленты, драгоценности, цветы, фрукты и овощи... Сложно представить, на какие жертвы приходилось идти женщинам того времени, чтобы как можно дольше сохранять эти произведения искусства на своих головах!
«Чем больше и выше, тем богаче!» - считали женщины XVIII века, заказывая парикмахеру соорудить на своей голове очередную сложную конструкцию, а ведь это могли быть и корабли, и дворцы, и сцены охоты! Богатые дамы могли позволить себе возвести на голове невероятные композиции из птиц и даже мини-сады с искусственными деревьями. В это же время появляется и знаменитая высокая дамская причёска A-la Belle Poule (в честь одноименного фрегата, который в 1778 году одержал морскую победу), созданная из своих и искусственных волос, включающая модель знаменитого фрегата. Создание такого шедевра могло занять целый день, и обладательница этой «красоты» вынуждена была ходить с подобной конструкцией на голове несколько суток, а то и неделю!
Однако фрегат стал не самым грандиозным сооружением. На голове некой герцогини Шуазель однажды раскинулся «сад, с травой и цветами, журчащим ручьём (!) и крошечной ветряной мельницей, украшенной драгоценными камнями и приводимой в движение часовым механизмом».
Современники писали: «Мы видим на одном уборе открытие парламента, на другом - заключение мира между русскими и турками, на третьем - битву при Иври и Генриха IV, или даже английский сад, короче говоря, все события древности и современности».
Промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила причёску «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. А когда в моду вошли живые цветы, в причёски стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно сохранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно. Но ладно ходить, а как же спать? Видимо, тоже сидя.
Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис... - их сменили птичьи гнёзда с яйцами и клетки с птицами. Наиболее стильные женщины умудрялись носить на головах чучела птиц, статуэтки и даже маленькие искусственные деревья. Идеям для шедевров парикмахерского искусства не было конца!
⠀
Оригинальную конструкцию на голове дамы необходимо было ещё и «припудрить»! Пудру использовали всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую, розовую... Для этого дама надевала специальный пеньюар - «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску из слюды напротив лица, пока парикмахер обильно пудрил её причёску. Понятно, почему парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало буквально «рыба, обваленная в муке».
⠀
Существует мнение, что тренд на такие причёски обязан своим появлением фаворитке Людовика XV, Мари-Жанетте Бекю, графине Дюбарри. Впрочем, молодая дофина Мария-Антуанетта также не стояла в стороне, особенно после того, как стала королевой. Государственные дела юную красавицу мало интересовали, поэтому она занималась исключительно собой. Кроме нарядов, которых в гардеробе главной французской модницы было превеликое множество, она уделяла огромное внимание причёскам и постоянно экспериментировала с ними. Заботу о своих густых белокуро-золотистых волосах она поручила придворному парикмахеру Леонару, фантазия которого не знала границ. Мастер постоянно изобретал для королевы экстраординарные причёски. Благодаря их совместному «творчеству» мир увидел такие шедевры парикмахерского искусства, как «взрыв чувствительности», «тайная страсть», «сладострастная» и многие другие.
⠀
Высота причёски нередко заставляла королеву ехать в карете с откидным верхом либо стоя на коленях. Во время таких поездок для Марии-Антуанетты создавали специальный маршрут, чтобы по пути не встречались низкие арки. Видя, как сильно мучается королева, Леонар изобрёл специальный механизм, позволяющий причёске складываться и раскладываться.
Интересный факт: популярность полутораметровых причёсок вынудила директора оперы в Париже запретить вход на партер. Такое решение было принято после нескольких трагических случаев, когда от боковых люстр загорались волосы знатных дам.
⠀
Учитывая такую популярность оригинальных причёсок, совсем неудивительно, что парикмахерское искусство приобрело большое значение. Король Людовик XV даже приказал открыть несколько парикмахерских академий, чтобы увеличить число специалистов, которые могли бы делать из волос разнообразные композиции.
⠀
Однако, чем большую популярность набирали высокие причёски, тем сильнее приходилось мучиться дамам.
Учитывая, сколько времени парикмахеры сооружали конструкции из волос и специальных предметов, знатные дамы не могли позволить, чтобы они распались через несколько часов. Ложась спать, причёску «не разбирали», ведь даже для королевы сооружать такое только на один раз – было дорого и очень утомительно, и потому привычные кровати с мягкой периной и подушками приходилось менять на кресло или диван. А чтобы голова под огромным весом причёски не склонялась на грудь во время сна, основание шеи подпирали специальной подставкой.
⠀
Если вы думаете, что раньше маленькие сундуки-шкатулки служили исключительно для хранения красивых и ценных вещей, то спешу вас удивить: ларец также использовали в качестве подушки. Небольшие сундучки обязательно брали с собой в дорогу или использовали вместо подушки на кровати. Один из таких уникальных образцов сохранился и до наших дней – сейчас он представлен в экспозиции Эрмитажа.
С одной стороны, подобная «постельная принадлежность» выглядит странно. Но с другой стороны, если бы девушки спали на перьевых подушках, на утро от их эксклюзивной причёски, на создание которой потратили чуть ли не весь день, ничего бы не осталось. А вот жесткая поверхность сундука не давала прядям выпасть из причёски. Существует мнение, что подобная находка была позаимствована на Востоке: китайцы до определенного времени спали на каменных или фарфоровых подушках, а японцы предпочитали деревянные кимакуру.
Вместо ларца женщины могли использовать и деревянные подголовники. Их подкладывали под шею таким образом, чтобы волосы оказывались на весу. Эти изделия создавали под заказ самым обеспеченным дамам. Чтобы своеобразная подушка была более комфортной, её обивали бархатом, а иногда даже украшали жемчугом и драгоценными камнями. Декор нужен был для того, чтобы продемонстрировать высокий статус обладательницы.
Когда Пётр Великий побывал в Голландии, он обратил внимание, что местные жители спят полусидя и... в шкафу. Тогда считали, что такая поза помогает избежать кровоизлияния в мозг, так как кровь не приливала к голове. А спали в шкафах, потому что такие кровати хорошо хранили тепло и позволяли сберечь пространство. Петру I эта идея понравилась, и он предложил своим подданным поступать так же, как голландцы. Однако русский народ новшество не оценил, предпочитая спать на мягких перинах. Исключением стали только знатные дамы, которые решили, что сон в шкафу не позволит их прическам испортиться за ночь. Впрочем, после езды в каретах, в которых им приходилось стоять на коленях, чтобы сохранить на своей голове шедевр парикмахерского искусства, сон в шкафу казался настоящим блаженством.
⠀
В 70-х годах XVIII века парикмахеры открыли для себя новые средства – рисовую муку и крахмал. Их активно стали использовать для закрепления созданных композиций, чтобы причёски не портились под воздействием внешних факторов. Однако, учитывая тот факт, что женщины вынуждены были ходить с такой конструкцией дни и даже недели, в них могли забираться мыши, которых очень привлекала мука. Несложно представить, что чувствовала дама, проснувшись утром и обнаружив в своих волосах грызуна!
⠀
Убить двух зайцев сразу – и причёску сохранить, и от мышей защититься, помогло создание специального проволочного каркаса-чепца, который назывался кибиткой. Если дамы не могли спать с таким чепцом на голове, его заменяли воротником, который помогал удерживать голову на весу и содержал приманку для мышей. Грызуны, насытившись вкусной едой, отступали, а «вмонтированные» в шевелюру фрегаты и искусственные сады, оставались в целости и сохранности.
Дамы меняли такую причёску, а значит, причёсывались и мыли голову, раз в две недели, а то и реже – раз в месяц. За это время в волосах заводились вши, а кожа головы ужасно зудела. Поэтому чтобы почесать голову, модницы использовали специальные «чесалки» – изящные палочки-спицы, сделанные из серебра или слоновой кости, которые на балу носили на поясе. Кстати, ими допускалось почесать голову прилюдно.
⠀
Для борьбы с паразитами красавицы также использовали «блохоловки» – маленькие коробочки с отверстиями, наполненные мёдом. Таким образом попадая в ловушку, насекомое прилипало к мёду и уже не могло покинуть коробочку. Со временем в немытых волосах появлялся специфический прогорклый запах от пудры и жира, которым смазывали волосы, и чтобы его заглушить, дамы сильно душились и всегда имели при себе флакон духов.
⠀
Но какой неприятной бы ни была обратная сторона моды на высокие причёски, аристократки не могли от них отказаться. Однако как часто это бывает, вместе с новыми веяниями моды и популяризацией парикмахерского искусства стало увеличиваться и количество шарлатанов, которые обещали знатным дамам роскошные блестящие волосы. Их методы были, мягко говоря, экстремальными. Некоторые «специалисты», например, советовали своим клиенткам втирать в корни волос прах сожжённых крыс. А во Франции даже сохранился рецепт, который предложил королевской фрейлине один из шарлатанов. В нём значилось следующее: засушить несколько десятков пчёл, растолочь их в ступке, настоять на спирту и после этого делать маски из полученной смеси. Такая настойка должна была остановить выпадение волос, что было очень актуально для знатных леди, которые буквально начинали лысеть из-за ношения тяжелых воздухонепроницаемых конструкций.
⠀
Дам, которые носили такие высокие причёски, всячески критиковали и высмеивали. Тогдашняя пресса была полна карикатур на женщин, которые сидят в каретах на полу из-за боязни испортить высокую причёску или гуляют со слугами, поддерживающими конструкции из волос специальными приспособлениями. Были такие сатирические картинки и в России. Хотя, нужно заметить, при российском дворе высоких причёсок не носили. Это было время царствования Екатерины II. И она, женщина практичная, наложила на них запрет.
⠀
Но и в Европе уже в начале 1780-х годов эти огромные причёски носить перестали. В 1781 году, после того как Мария-Антуанетта стала матерью, она остыла к экстравагантным сооружениям из волос. Переехав из Версаля в Трианон, королева начала носить естественные причёски и наряды в пейзанском стиле. На смену «пирамидам» в волосах пришли простые причёски «à l’Enfant», которые представляли собой локоны, обрамляющие лицо. Ну а вслед за королевой сменили стиль и парижанки - в их арсенале остались только ленты и муслиновая тканнь
*******
История не умалчивает
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 24