Платок может не только защитить женщину от непогоды, но и выгодно дополнить ее модный образ. Его история уходит корнями в древность. На Руси платки изготовляли, учитывая народные обычаи и традиции. А выйти на улицу или зайти в церковь без платка для женщины было большим позором. В наше время все иначе. Изделия, изготовленные в Павловском Посаде и в Лионе, до сих пор пользуются популярностью во всем мире. Яркие платки бренда Hermès часто можно увидеть в гардеробе известных людей. Их используются для создания стильного интерьера в доме.
Платки от Древней Руси до наших дней
В истории нет четкой информации о том, кто же придумал такой важный аксессуар, как платок для покрытия головы. Первые упоминания об этом головном уборе найдены 2 тыс. лет до н. э. в Древнем Египте. «Нем» – так называли уборы фараонов. Синий платок с золотыми полосами символизировал благополучие и земную власть на земле этих боголюдей. О платке упоминалось и в Древнем Риме. «Пелос» представлял собой не только головной убор, но и был похож на плащ. Носили его замужние или пожилые женщины как символ зрелости и мудрости.
Первые платки носили фараоны в Древнем Египте, Древнем Риме и Индии
На Руси, начиная с XII века, популярностью пользовался платок «убрус», который надевали сверху головного убора. По «убрусу» можно было судить и о достатке женщины. Из шерсти – для бедных женщин, из шелка с камнями и золотой вышивкой – для состоятельных дам. До XVI века платки не производились массового, а ткались каждой женщиной для себя (или индивидуально под заказ). Каждое изделие было уникальным и единственным в своем роде. С XVI века купцы стали завозить «канаватки» – платки из Индии, которые стоили очень дорого. Массовый выпуск платков в России начался в XVII веке. Сначала это были шали, потом большие, а позже и набивные изделия.
Наполеон привёз Жозефине много кашмирских платков из похода на Египет
Интересно. Европейцы узнали о существовании шалей из Индии. В частности, Наполеон привез во Францию в качестве трофея кашмирские шали после своих походов в Египет. Это был королевский подарок для любимой женщины Бонапарта Жозефины, которая и ввела этот аксессуар в моду. Долгое время платки-шали были привозными, а с XIX века их начали производить на фабриках (Елисеева, Колокольцова и др.) прямо в России. Русская шаль отличалась от восточной – рисунок на ней был двухсторонним. Надо сказать, что шали, что набивные платки, которые создавали на русских фабриках, были дорогим удовольствием.
Поэтому такие вещи надевали только на праздники. А купить их могли далеко не все. Ведь стоимость могла быть от 500 до нескольких тысяч рублей. Кстати, в приданом Натальи Гончаровой была необыкновенной красоты шаль, стоимость которой достигала около 1 000 рублей. Правда, это была единственная дорогая вещь у юной невесты, семья Гончаровых хоть и была известной, но жила скромно.
В народе платки пользовались особой популярностью и являлись обязательным аксессуаром в женском гардеробе.
В СССР, начиная с Октябрьской революции 1917 года, особой популярностью пользовался не платок, а косынка. Красные косынки носили многие женщины как символ свободы и коммунизма. В 50-70-е косынки преобразились не только разнообразной цветовой гаммой, но и методом их повязывания. В наше время платок опять вошел в моду. Этот аксессуар отлично дополняет любой образ.
Зачем покрывать голову платком в церкви?
Согласно церковным правилам, женщина должна покрывать свою голову при посещении храма. Конечно, это должен быть платок. В современном обществе не всем понятно, когда это все началось, а главное – зачем. Интересно. Традиция покрывать голову платком пошла еще с древних времен с Востока. Только законный супруг мог видеть волосы своей жены. А перед другими мужчинами женщина должна была закрывать волосы, а иногда и лицо.
Покрывать голову женщине платком перед входом в храм означало проявлять покорность Господу
Поговаривают, что христианская традиция покрывать голову платком пошла от апостола Павла. Он сказал, что непокрытая голова принесет такой женщине большой позор, а платок подчеркнет ее скромность и покорность Богу. На русские земли эта традиция попала с приходом христианства (после крещения). Сначала речь шла о смирении и уважении женщины по отношению к её мужу. Позже это коснулось и посещения «божественного дома». Когда женщина надевает платок перед посещением храма, то таким образом она выражает свое смирение перед Господом. Так она прикрывает свою яркую внешность и волосы (как символ женской силы) от людских глаз (особенно мужчин), чтобы не отвлекать мирян от молитвы к Богу. Женская скромность должна отображаться не только в платке, но и в одежде, и поведении.
Чем могут удивить павловопосадские платки
Известно, что в 1795 году состоятельным купцом Семеном Лабзиным была заложена Павловопосадская платочная мануфактура. С 1850 года фабрика перешла в управление его внуку Якову, которому вместе с компаньоном Грязновым удалось через 20 лет наладить производство красивейших платков в округе. Их продукция пользовалась огромной популярностью не только у купчих, но и дворянок, а также у представительниц высшего общества. Их носила сама княгиня Александра Петровна Романова.
Сейчас павловопосадские платки создают на автоматизированной линии, но детали рисунка и бахрому делают вручную
Создание платка – это долгий и непростой процесс. Первоначально он занимал от 2-х до 3-х месяцев, поскольку все делалось мастерицами вручную. Все начинается с разработки узора. Если раньше мастерицы использовали только русские орнаменты, то со временем были добавлены и другие элементы. Например, птицы, цветы, звери, юбилейные праздники. Через формы из дерева на ткань наносилась краска (иногда до 300-400 слоев). Поэтому не было двух одинаковых павловопосадских платков. С XXI века все процессы на фабрике стали автоматизированными, но детали все равно прорисовывают мастерицы вручную, а также сами вшивают нитки бахромы. Утвержденный эскиз переносится на платок. Главное – правильно подобрать тональность и насыщенность красок.
Павловопосадские платки до сих пор пользуются популярностью по всему миру, отображая русскую душу и традиции
Павловопосадские платки до сих пор пользуются большой популярностью по всему миру. Это изделия ручной работы с превосходным качеством изготовления. Эти платки красочны, колоритны, многогранны, раскрывающие русские традиции. Такой модный аксессуар можно носить как зимой (шерстяные), так и в любое время года (шелковые). В наше время павловопосадский платок – это часть образа русской женщины. Его носят не только на голове, но и на плечах, поясе, шее или в качестве юбки.
#россия
Бонус:
https://youtu.be/Yq_d1walVGo?si=wP-aHP5yQf5_Etea
По вашим просьбам показываю павловопосадские платки, которые у меня с собой здесь, в Миннесоте.
Тепло обнимаю всех, кто пишет добрые комментарии.
А попутавшим двери хейтерам напоминаю, что баню легко и непринужденно.
Мой канал исключительно про любовь. Здесь появляются мои самые любимые. Поэтому без малейшего сожаления недобрых людей провожаю на выход навсегда.
Извините, пришлось написать это в связи с последними комментариями. Спасибо за понимание.
Надеюсь, это видео вас позабавит, улыбнет или даже окажется в чем-то полезным.
Пишите, посмотрел ли кто-нибудь целиком? А то меня тут убеждают, что современный зритель с клиповым мышлением дольше пятнадцати минут не осилит...
Трек Last Kiss Goodnight исполнителя Kevin MacLeod можно использовать по лицензии Лицензия Creative Commons Attribution 4.0. https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Инстаграм https://www.instagram.com/yulia.sholomova/
Вконтакте http://vk.com/yulia_sholomova
Фейсбук https://www.facebook.com/yulia.sholomova
Одноклассники www.ok.ru/yuliya.sholomova
Рассказ Юлии Шоломовой Поцелуй ветра https://youtu.be/un88FUo3nkA
Необычные украшения из мусора своими руками https://youtu.be/Xyc089BS12Q
Прямой эфир на радио https://youtu.be/tUaeLoWEQno
Выступление в библиотеке https://youtu.be/6YSiPNqvrI8
Нет комментариев