Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует юбилей Боговоплощения, Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских XX века.
Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век.
Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, которыи, характеризуя эту эпоху, писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Рим. 8, 35)».
Многие из тех, кто пострадал за веру в XX веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. «В детстве и отрочестве, – писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, – я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога».
«В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев... – писал святой Патриарх исповедник Тихон, – если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову».
Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших.
Боголюбивая Полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем (Рим. 14, 8). Они были служителями Животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры, ибо они во всем явили себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2Кор. 6, 4–8).
Терпя великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Будучи столь стесняемы внешними обстоятельствами, все встречавшиеся испытания они переживали с твердостью и смирением, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Христовой, храня в сердце завет святого Апостола Петра: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас (1Пет. 4,12–14).
Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества.
Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских XX века, которым было дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор
единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:
1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.
2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили.
3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 / 17 июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.
4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена новомучеников и исповедников Российских, ранее прославленных в лике местночтимых святых.
5. Честные останки новопрославленных святых именовать святыми мощами. Когда местонахождение их известно – воздавать им достодолжное почитание, когда неизвестно – оставить на Божие произволение.
6. Мученически или исповеднически пострадавшие епископы, иереи и диаконы причисляются к лику священномучеников или священноисповедников; архимандриты, игумены и игумений, иеромонахи, иеродиаконы, иноки и инокини, послушники и послушницы причисляются к лику преподобномучеников или преподобноисповедников, миряне – к лику мучеников или исповедников.
7. Службу Собору новомучеников и исповедников Российских составить особую. Благословить составление отдельных служб каждому из прославляемых святых, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минее, каждому по его чину.
8. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января / 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 25 января / 7 февраля.
9. Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины или в иной день, связанный с жизнью святого. Особые дни памяти местных Соборов новомучеников устанавливать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода.
10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.
11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных.
12. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых святых всероссийской пастве.
13. Сообщить имена новопрославленных святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.
14. В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых.
15. Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры XX века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь
АЛЕКСИЙ,
Божией милостию Патриарх Московский и всея Руси
ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО АРXIЕРЕЙСКОГО СОБОРА
Комментарии 3
И вот в одночасье рушится, тонет этот огромный гигантский корабль. И те, кто безбоязненно проповедовал слово Божие, веровал так, как их учили с младых ногтей, вдруг становятся исповедниками за веру. Но это не совсем так, потому что тот, кто истинно верует во Христа, даже и во времена, казалось бы, спокойные и безмятежные, никогда не будут спокойны. Всякий истинно верующий во Христа будет все...ЕщёВо имя отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, Святая Церковь, наша Русская Церковь, прославляет святых новомучеников и исповедников своих, которые просияли во множестве в двадцатом столетии именно на нашей с вами земле. На той земле, по которой мы ходим, на которой живем, трудимся, веруем. И очень часто многие из наших соотечественников к великому сожалению совсем забывают о том, кто совсем недавно также жил на этой земле. Ведь столетие назад, казалось бы, стояла огромная держава, Российская Империя, в незыблемом православии исповедуя Христа Господа.
И вот в одночасье рушится, тонет этот огромный гигантский корабль. И те, кто безбоязненно проповедовал слово Божие, веровал так, как их учили с младых ногтей, вдруг становятся исповедниками за веру. Но это не совсем так, потому что тот, кто истинно верует во Христа, даже и во времена, казалось бы, спокойные и безмятежные, никогда не будут спокойны. Всякий истинно верующий во Христа будет всегда гоним, притесняем, преследуем, оклеветан и всячески злословим другими людьми. Потому что тот, кто последовательно шествует за Христом всем сердцем своим, всею душою своею, всегда должен взойти на Голгофу. Потому что Сам Христос, как первый истинный христианин, показал нам в этом пример. И все желающие следовать за Ним неизбежно должны взять крест свой и следовать вслед Него, иначе они не могут быть христовыми, иначе они не могут называться Его учениками, Его последователями, не могут быть сонаследниками с Ним там, где каждому лишь крестом отверзается небо.
И вот в этом для нас, современных людей, очень большой соблазн, когда жизнь в Церкви, святыня таинств, святыня божественная подменяется какими-то святыньками, оберегами, всевозможными суевериями, мнениями, которые ни малейшего отношения не имеют ни к христианской внутренней жизни, ни к догматам и верованиям Церкви, ни к ее подлинным преданиям. Но трудиться над собой, внутри себя это так сложно, так тяжело. Всегда легче бороться с чем-то внешним или скатиться на исполнение чего-то лишь внешнего, не требующего внутреннего труда над собой, когда не нужно следить ни за своими помыслами, ни за тем, что ты говоришь, что делаешь. Пришел в храм по воскресеньям, поставил свечку, написал записку, быть может, иногда исповедался, причастился совершенно порой бездумно, не веруя во Христа, как это нам заповедует святое православие. При этом умудряясь совмещать это в верование в какие-то гороскопы, шамбалу, каких-то тайных учителей. И такие люди дерзают ходить в церковь и приступать к святому причастию, не будучи, по сути, христианами в своей вере, допуская и веру и зловерие.
И во многом это происходит, потому что мы не знаем свою историю. Ведь пример новомучеников он колоссален для нашей страны. Мы совершенно незнакомы ни с их подвигом, очень многие из нас, к сожалению, ни с их житиями, ни с их верой, ни с их страданиями. А ведь они залог возрождения нашего Отечества. Они положили душу свою за Христа, чтобы мы могли ныне веровать, потому что их мужеством Господь сохранил Церковь Русскую, конечно же своей непоколебимостью и всемогуществом Божества. Потому что они сопротивлялись этому безбожию, не шли на лукавые соглашательства, ни на какие компромиссы, не выдавая своих собратьев во Христе. Именно вот этой стойкостью русский народ сохранил свою веру, и Церковь сохранила свою явственность в этом мире. Она не ушла в катакомбы, она не исчезла с лица русской земли.
Но новомученики показывают нам друго...ЕщёИменно благодаря их подвигу нам и так легко и приятно рассуждать, как приятно рассуждать и веровать во Христа, получать утешения благодатные в церкви. Но их пример, их подвиг — повод задуматься каждому из нас, а готов ли я отдать свою жизнь за Христа. Верую ли я так, чтобы в вере своей готов последовать за Христом до конца туда с Ним, на тот жертвенник Голгофский, где Он принес Себя в жертву, если это потребуется от меня. Смогу ли я в своем смирении и уповании во Христа пойти вслед за Ним, чтобы там, осознавая собственную немощь, исповедуя свое несовершенство, чувствуя свое глубокое недостоинство, но глубоко веруя в Бога, в Нем обрести дерзновение, до конца все-таки оставаться с Ним, не изменять своему призванию божественному. Этот вопрос должен задать каждый из нас своей совести пред лицом Божьим, потому что если наша вера не исповедуется нашей жизнью, она мало чего стоит. Ведь как легко бывает нам опуститься до этого простого, казалось бы, уровня.
Но новомученики показывают нам другой пример. Они показывают нам, что вера требует подвига, и каждый из них не случайно стал мучеником, потому то вся их жизнь была приуготовлением к этому подвигу. Тот, кто не имел этого внутреннего залога повседневности, во дни испытаний и искушений вряд ли сможет устоять в вере. Это для нас с вами тот ориентир, к которому мы должны стремиться, на который должны ориентироваться именно на верность Богу в повседневной нашей жизни, верность Христу, следование за ним. Подвиг новомучеников сложно вместить в наше сознание, когда тысячи и тысячи людей отдали свою жизнь за Христа. На самом деле их, конечно же, миллионы, но мы не знаем о жизни каждого из них. Весьма многие остались в безвестности для нас, их имена канули в Лету, но их жизнь, кровь, их страдания говорят сами за себя. Потому что они и перед дулом винтовок, пистолетов, перед штыками, перед унизительными и мучительными допросами лукавых следователей, выбивавших из них показания в каких-то контрреволюционных действиях, которые никто из них, конечно же, не совершал, они остались мужественными. Но мы должны понимать то, что они, совершая этот подвиг, научают и нас не просто так веровать, не просто так молиться, но жизнь свою полагать за Христа.
Тем более век двадцатый, когда зло словно бы вышло из бездны, восставая на Христа, пытаясь задавить всякую правду. Но мы должны понимать...ЕщёДля нас существует соблазн современных идей забывать свою историю. Но ее нельзя забывать, потому что, не зная истории прошлого, мы неизбежно будем повторять ошибки, которые совершали наши предшественники. И предавая забвению или просто пребывая в неведении о жизни наших новомучеников, мы обрекаем себя в этом беспамятстве на очень скорбную и непостоянную жизнь. Это требует очень большого масштаба. Ведь государство наше по сути своей стало преемником этой большевистской власти, власти не легитимной, беззаконной. И мы должны признать ошибки прошлого, если мы хотим иметь и настоящее, а тем более будущее, потому что там, именно в этом прошлом, кроются очень многие и многие наши беды. И в том, что было во времена государей наших, то, что особенно началось с Петра и даже с семнадцатого века, далее и далее погружало нашу страну во все большую и большую смуту.
Тем более век двадцатый, когда зло словно бы вышло из бездны, восставая на Христа, пытаясь задавить всякую правду. Но мы должны понимать, что именно потому что наши новомученики жили свято и всякий, живущий свято, их жизнь была несносна тем, кто пытался бороться со Христом через них, тем, кто свою жизнь посвятил тьме, а не свету, и пытаясь ввергнуть наше Отечество во мрак безбожия, жизнь этих людей, сиявших как светило, она мешала творить это зло, уродовать души человеческие, извращать умы и сердца людей. Потому что, по сути, большевизм есть опасная и страшная секта.
Но мы живем так, будто с нами зла этого не было. По-прежнему красуются памятники вождей по лицу всей русской земли. Мы именуем этими страшными, чудовищными и страшными именами наши улицы, площади и какие-то учреждения. И как будто бы стыдливо мы боимся, словно кого-то мы можем обидеть. Но представим себе, если бы в прошлом народа был ужас каннибализма, и кто-то из каннибалов или их последователей оставался по сию пору жив, и мы, боясь их оскорбить, потревожить, говорили бы, что каннибализм это нормально и естественно. То же самое происходит с нами, когда эти каннибалы (иначе их нельзя назвать), пожиравшие свое государство, свой народ, пока он был им не своим. Именно поэтому они уничтожали так безжалостно, бесчеловечно русских людей. И не только русских, а всех, кто населял Российскую Империю. Миллионы и миллионы людей приносились в жертву, в угоду ради интересов собственного не только ради своего честолюбия, но своей злобы и желания власти.
Будем вчитываться в страницы житий новомучеников. В них сияет непостижимая слава Христа, Его любовь, Его всемогущество и Его радость. И к этой радости они призывают нас с вами, чтобы и мы вошли в это радование во Христе Иисусе, что радость, которую они порой проносили они через лагеря и ссылки, этапы и всевозможные гонения и притеснения. Очень многие из них говорили, что годы, проведенные в лагерях, это были годы, словно проведенные в раю, несмотря на то, что каждый миг они могли отдать свою душу, могли лишиться жизни. Но, тем не менее, это предстояние каждодневное перед Христом на волоске от смерти приближало небо так, как никто не может ощутить его в простой повседневной жизни.
Не будем бояться страданий, не будем бояться скорбей, потому что в скорбях обретается Бог. Сам Господь, прошедший через скорби, поношения, клевету, гонения и крест, принимает всякого, кто идет Его путем. И путь новомучеников, их вера, их любовь, их страдание являются и для нас залогом возрождения и нашей Церкви, нас с вами, и нашего Отечества, только если мы будем помнить о них, молиться и обращаться к ним, знать и любить их, потому что их невозможно не любить. Они наши старшие братья во Христе, которые взирают на своих соотечественников и ожидают от нас нашего подвига, к которому мы призываем всех, чтобы стать, если Господь увидит в нас искренность, последовательность и мужество и силу в нашем следовании за Ним, чтобы и с ними прославиться в Его Царствии во веки. Аминь.
Иеромонах Назарий (Рыпин)
7 февраля 2016 г.