7 марта – 100 лет со дня рождения японского писателя Кобо Абэ (1924-1993).
Кобо Абэ (Кобо – имя, Абэ – псевдоним, фамилия при рождении Кимифуса) родился 7 марта 1924 года в Токио, в семье врача.
Детство и юность прошло в Манчьжурии (Китай), где работал отец. Из оккупированной японцами Манчьжурии Кобо Абэ вернулся в Токио в 1941 году, окончил Медицинский университет в Токио, учился неохотно и плохо, врачом не стал.
С юности серьёзно занимался литературным творчеством. Первые книги Кобо Абэ вышли в начале 50-х. Они пользовались определённым интересом в стране, но за пределами Японии о писателе заговорили, когда был издан перевод романа «Женщина в песках» (1962).
Благодаря тому, что писатель вырос и сформировался как личность за пределами Японии, его творчество не окрашено выраженным национальным колоритом. То, что происходит в его книгах, могло случиться в любом уголке мира и близко людям разных национальностей, однако есть в них и исключительно восточные, японские черты.
В 70-е годы Кобо Абэ увлёкся театром, создал свою театральную студию, писал для неё экспериментальные новаторские пьесы. Его театр побывал на гастролях во многих странах, спектакли везде хорошо принимали.
Также писал сценарии для кино. В 80-х вернулся к литературному труду, отказался от всей остальной деятельности, больше не желая публичности.
А начинал Кобо Абэ в послевоенные годы. Главными в его творчестве стали темы одиночества, свободы, обречённости аутсайдера в мире, настроенном враждебно. Он исследует конфликт между человеком и обществом. Его герой всегда оказывается в состоянии физической изоляции от внешнего мира. Поскольку герои находятся в замкнутом пространстве, то легче соблюсти принцип единства времени и места действия.
Повествование часто ведётся от первого лица. Структура произведений не линейная, неожиданные сюжетные повороты держат интригу, писатель работает на сочетании фантастики и гротеска, анализирует мысли и поступки героев. Тексты богаты метафоричностью и образностью.
В романе «Женщина в песках» (1962) школьный учитель и энтомолог, увлечённый исследованием нового вида насекомых, оказывается в отдалённой деревеньке, где местные жители заманивают его в глубокую песчаную яму. Выбраться из неё невозможно. Жителям он нужен как рабочая сила – выкапывать их дома из песка, который сыплется бесконечно. Герой живёт на дне ямы с одинокой женщиной. Песок – главный символ романа. Его трактуют по-разному, главный смысл – враждебность любой среды обитания для человека. Однако герой настроен более оптимистично: «Он стал читать литературу о песке, и чем больше читал, тем больше убеждался в том, что песок – очень интересное явление». И даже когда он сумел найти способ выбраться из ямы, он по какой-то причине не спешит этого делать.
Герой романа «Чужое лицо» (1964) после взрыва в химической лаборатории, который изуродовал его лицо, вынужден надеть маску. Окружающие (включая жену) не принимают ни его уродство, ни его новую внешность, под влиянием своих страхов герой сам превращает себя в отверженного (любой обращённый к нему взгляд словно наполнен ржавыми отравленными иглами). Под прикрытием маски легко решиться на что угодно, и тогда в нём просыпается насильник и убийца.
Роман «Сожжённая карта» – о поиске пропавшего человека. Главный герой – частный детектив, который ищет до тех пор, пока не понимает, что ищет… самого себя. Полноценный детективный сюжет дополнен сложным конфликтом героя с собой и с реальностью.
«Человек-ящик» – это роман-гротеск. Успешный фоторепортёр (у героя нет имени) добровольно надевает на голову картонный ящик, чтобы больше не показывать никому своё лицо. Мудрецы древнего Китая считали, что «Свобода – это видеть и при этом самому быть невидимым». Нет имени ни у города, ни у людей, мечта – находиться в полной анонимности. Стать человеком-ящиком. Но не взаимодействовать с людьми не получится, даже если ты пытаешься прятаться за стенками коробки. Выбор таков – заблудиться окончательно в лабиринтах своих мыслей и фантазий или всё-таки оставить после себя хотя бы записки о своём пути...
Кобо Абэ планировали номинировать на Нобелевскую премию, но при жизни писателя Академия не успела этого сделать.
Один из самых известных японских писателей в мире, Кобо Абэ стал одним из основателей и ведущих авторов авангардного направления в национальной литературе. Сегодня Кобо Абэ в Японии – не массовый, а скорее элитарный писатель. В России его романы активно издают и сегодня.
Писатель любил русскую и европейскую литературу, увлекался Ф.М. Достоевским, А.П. Чеховым. Своими кумирами называл Н.В. Гоголя и Льюиса Кэрролла, мастеров парадоксальных ситуаций. Главной же целью Кобо Абэ видел максимально серьёзно проявить человеческую душу.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев