Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:
плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
не подвергается коррозии и появлению грибка;
благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.
Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.
Применение бакелизированной фанеры во время войны
Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.
Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл - Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.
Применение бакфанеры в настоящее время
С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.
В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.
Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.
В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.
Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.
Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев