Классификация танков — деление (классификация) танков, как боевой машины, по видам и типам, в зависимости от конструкции, массы, использования их свойств и основных признаков.
В разное время, в разных государствах существовало и существует большое количество классификаций танков в зависимости от их веса, бронирования, вооружения, проходимости, скорости, компоновки, радиуса действия, военной доктрины, теории стратегии и тактики, используемых технологий и времени создания и производства, того или иного военного дела. Танкостроение в течение Первой мировой войны достигло следующих размеров на заводах (единиц):
Согласно опыту Первой мировой войны, различали два основных типа танков и третий тип — специальные танки или танки особого назначения:
быстроходные танки сопровождения;
тяжёлые большие танки или танки прорыва;
танки особого назначения (специальные танки) — радиотанки, сапёрные танки, химические танки, транспортные танки и др..
В чисто конструктивном отношении различали следующие виды танков:
танки с металлическими гусеницами: а) жёсткого типа; б) подрессоренные;
танки на резиновой гусенице (системы Кегресс-Ситроен) с передними или задними управляемыми колёсами, т.е. полугусеничные танки. К системе полугусеничных танков относится танк Мартеля.
колёсно-гусеничные танки (к этому же типу, но несколько изменённой конструкции, относили американский танк Кристи, называемый «амфибия-танк»;
По вооружению: пулемётные, пушечные (артиллерийский танк) и смешанного вооружения.
По окончании Первой мировой войны опыта, необходимого для выработки стратегии использования бронетехники, танкостроители и военные не получили. Конструкции танков постепенно усложнялись, их назначение и разнообразие увеличивалось. Появились новые классы танков.
В британской военной науке, в силу специфики национальных вооружённых сил, танки было принято классифицировать по роду войск, к которому они придавались как средство усиления, на:
Кавалерийские (быстроходные в основном с лёгким вооружением);
Пехотные (тихоходные, с усиленным бронированием и пулемётным и пушечным вооружением);
Артиллерийские (с усиленным пушечным вооружением).
Эта типология проецировалась ими на советские, германские и японские танки, которые имели другую классификацию в своих странах. С развитием танковых войск она сохранилась ещё на десятилетия.
С экспериментами межвоенного периода в направлении создания «сухопутных броненосцев» и «истребителей танков», танки стали классифицироваться по количеству башен:
Башенные (классической компоновки);
Безбашенные;
Двухбашенные;
Многобашенные.
В межвоенный период появился универсальный способ классификации танков в зависимости от их весовой категории. По массе танки разделялись на:
Лёгкие. Сюда входят все танки, предназначенные для решения специальных задач. Как правило, они отличались от средних и тяжёлых танков меньшей защищённостью (тонкая броня) и часто (но не всегда) более слабым вооружением, а также более высокой скоростью передвижения;
Средние;
Тяжёлые.
В послевоенный период, с появлением боевых машин пехоты и других типов лёгкой бронетехники, которые фактически взяли на себя функции лёгких танков, а также с постепенным переходом танков в весовую категорию «масса 40 тонн +», формулировки «лёгкий» и «средний» танк постепенно исчезли из употребления.
С развитием танковой мысли в наиболее развитых в промышленном отношении странах мира и экспериментами в области танкостроения в предвоенное время, танки стали подразделяться помимо прочего и по типу движителя:
Гусеничные (традиционный вариант);
Колёсные - (в некоторых странах относят к бронеавтомобилям);
Колёсно-гусеничные.
До 1930-х годов в вооружённых силах всех стран, где имелись танки, они классифицировались (определялись) не по характеру их тактического предназначения, а по весу (лёгкий, средний, тяжёлый) или по размерам (малый, средний, большой). Эта классификация танков, по мнению специалистов требовала изменений. Они считали что такая классификация страдает большой неконкретностью, и само название «лёгкий», «тяжёлый» не даёт чёткого представления о тактическом назначении, технических и боевых свойствах танка.
Предлагалось для устранения недочётов в классификации танков новое определение основных типов танков в соответствии с их тактическим назначением (по примеру авиации):
Танк-разведчик
Танк сопровождения
Танк дальнего действия
Танк прорыва
Танк-истребитель
Советская классификация!
18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и автоброневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
I. Утвердить на вторую пятилетку следующую систему бронетанкового вооружения РККА:
Основные танки — пять типов:
Разведывательный танк — основной танк службы обеспечения всех механизированных соединений. Средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: быстроходность, вездеходность (в том числе — плавучесть), манёвренность, низкий габарит, дешевизна и массовость производства.
Общевойсковой танк — основной танк количественного усиления ТРГК, он же танк общевойсковых соединений.
Оперативный танк — танк самостоятельных механизированных соединений. Танк должен быть быстроходным, вездеходным (в том числе плавучим) и мощно вооружённым.
Танк качественного усиления ТРГК — танк качественного усиления ТРГК для преодоления сильно укреплённых оборонительных полос. Основные требования: сильное вооружение и броня, быстроходность, позволяющая его применить также в операции совместно с мехсоединениями.
Специальные танки — семь типов. (На шасси, стандартных с перечисленными выше).
— Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны о системе танкового вооружения РККА, 13 августа 1933 г.
Система броневого и танкового вооружения РККА менялась в связи с определёнными причинами: развитием науки, изменяемыми требованиями военных в ходе оборонного производства и ограниченными возможностями промышленности.
На тот период типам танков соответствовали следующие марки машин:
разведывательный танк — Т-37;
общевойсковой танк — Т-26;
оперативный танк — БТ-5;
танк качественного усиления ТРГК — Т-28;
мощный танк особого назначения — Т-35.
По массе
Танки (общего назначения) классифицировались по массе:
малые танки — танки массой до 5 т, вооружённые одним или несколькими пулемётами (Т−37, Т−38); предназначались для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовались как средство связи и транспортировки; большинство малых танков были сделаны плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград;
лёгкие танки — танки боевой массой 5−16 т (позднее 5−20 т), вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, все модели БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70, Т-80, Mk VI, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II, LT-35, LT-38); являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя;
Средний танк Т−34−85
средние танки — танки боевой массой 16−30 т (позднее 20−40 т), вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами (Т-28, Т-34, Т-111, M4 Sherman, PzKpfw III, PzKpfw IV); предназначались для развития успеха при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника;
тяжёлые танки — танки боевой массой 30−80 т (позднее 40−80 т), вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами, иногда с несколькими орудиями разных калибров (все модификации танков КВ (не считая опытного КВ-13) и ИС, PzKpfw V «Пантера», PzKpfw VI «Тигр», PzKpfw VI Ausf. B «Королевский тигр»); предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов;
По задачам (радиусу действия)
В 1920−1930 годах распространение в РККА получила классификация по задачам (функциям) и радиусу действия: согласно отечественной терминологии — танки непосредственной поддержки пехоты (пехотные по франко-британской классификации) и танки дальнего действия (кавалерийские или крейсерские по франко-британской классификации), предназначавшиеся для прорыва обороны и развития успеха. Конструктивно первые выполнялись более тяжёлыми, и, следовательно, менее подвижными, но с лучшей броневой защитой и более мощным вооружением, вторые – более лёгкими, быстроходными, с большим запасом хода.
Танки подразделялись на группы:
Танки дальнего действия[, предназначавшиеся (выделенные) для прорыва в глубину обороны противника во взаимодействии со стрелковыми частями (пехота); предусматривались теорией глубокого боя и глубокой операции.
Задачи ТДД:
прорыв в тыл главных сил обороны противника,
уничтожение основных группировок артиллерии противника,
разгром тактических и оперативных резервов и штабов противника,
отрезание главным силам противника путей отхода.
Танки дальней поддержки пехоты (ТДПП), предназначавшиеся для подавления пулемётного и миномётного огня противника на глубину до 1−2 км впереди наступающей пехоты.
Танки непосредственной поддержки пехоты (ТНПП)[, предназначавшиеся для прорыва обороны противника совместно с пехотой, которой они придавались.
Специальные танки (танки особого назначения):
артиллерийские, предназначавшиеся для поддержки танков (общего назначения); имели по сравнению с ними более мощное вооружение (например, АТ-1);
огнемётные и химические, вооружённые огнемётами и оснащённые приборами дымопуска, предназначавшиеся для огнеметания по живой силе и огневым точкам противника, а также для постановки дымовых завес и применения химического оружия;
инженерные для преодоления инженерных заграждений и естественных препятствий;
радиотанки с радиоаппаратурой для радиосвязи командования танковых подразделений, частей и соединений;
танки-транспортёры, предназначавшиеся для снабжения танков (общего назначения) боеприпасами и ГСМ в ходе боя, транспортировки пехоты к месту боевых действий и эвакуации раненых (из современных боевых машин полноценным танком-транспортёром можно считать боевую машину пехоты
К концу 1930-х годов деление танков на группы при прорыве обороны противника (ТДД) было признано нецелесообразным.
Франко-британская классификация
В Великобритании и Франции стратегия ведения боя с помощью бронетехники предполагала участие двух групп танков: пехотных и кавалерийских.
Пехотный танк
К пехотным танкам относятся танки непосредственной поддержки пехоты при штурме укреплённых позиций. Невысокие требования к скорости позволили конструкторам оснастить их бронёй более мощной, чем у среднего танка. Его главная цель — подавление или разрушение укреплённых огневых точек, уничтожение вражеских солдат, защита пехоты от контратаки, преодоление защитных укреплений.
Поколения танков
В это же время в мировом танкостроении появилась классификация по поколениям, эта классификация условна и официально не зарегистрирована. Несмотря на разнообразие конструкций и типов танков, разработанных до Второй мировой войны, среди них не просматривается поколение.
Первое поколение приходится на 1950—1960 годы, включая некоторые модели разработанные во время войны[8]: Т-34-85, Пантера, М26 «Генерал Першинг», M47, М48А1 и М48А2, английские «Центурионы»], советские Т-54 и Т-55, японский Тип 61.
Второе поколение танков относится к 1960—1970 годам, которые теперь называются в США — «основной боевой танк», в СССР — «основной танк»: советский Т-62, Т-64А, американские М60, М60А1, английские «Чифтен», «Виккерс» Мк 1 («Виджаянта»), французский АМХ-30, немецкий «Леопард» (модификации А1, А2 и A3), швейцарский Pz 61, шведский Strv-103,
Первое переходное поколение (1970—1980 гг.): американские танки М60А2 и М60АЗ, английский «Виккерс» Мк 3, немецкий «Леопард-1А4», советские Т-64 и Т-72, итальянский OF-40, швейцарский Pz 68, японский Тип 74, израильский «Меркава» Мк1.
Танки, появившиеся с 1980-х годов относятся к третьему поколению танков: советский Т-80 в нескольких модификациях и Т-90, Т-64БВ и Т-72Б, японские Тип 90 и Type 10, китайские Тип 88 и Тип 99 (ZTZ-99), южнокорейский К2 «Чёрная пантера», американский М1 «Абрамс», английский «Челленджер-1», немецкий «Леопард-2», израильский «Меркава» Мк 3, итальянский С1 «Ариете», французский «Леклерк».
Наличие значительного количества танков второго поколения и высокая стоимость танков третьего подтолкнули к идее осуществления глубокой модернизации первых до уровня самых современных машин. В результате осуществлённых работ появились танки так называемого второго переходного поколения: американский «Супер» М60, английские «Чифтен 800» и «Чифтен 900», французские АМХ-32 и АМХ-40, израильский «Меркава» Мк 4 и основательно модернизированный «Абрамс» модификации M1A2SEPV2.
Исходя из тех соображений, что танки третьего поколения — М1А2 «Абрамс», «Челленджер-2», «Леопард-2А5», «Леклерк», и последние модели Т-80, — по ряду конструктивных особенностей и оснащению существенно отличаются от базовых машин, некоторые специалисты предлагают выделить их в так называемое третье переходное поколение (примерно до 2005 года).
Четвёртое поколение танков связано с дальнейшей роботизацией машин, совершенствованием вооружения и защиты, кардинальными изменениями классической компоновки, необитаемой башней. К танкам четвёртого поколения относят Т-14[ и K2, а также проектируемый американский AbramsX.
Вместе с тем существует и другой подход к этой проблеме: за танки 1-го поколения принимаются все машины, разработанные до начала второй мировой войны, 2-го — танки военного периода, к 3-му поколению причисляются машины, созданные в 1945—1970 годах, а самые современные модели — к 4-му. Такое деление является чересчур упрощённым и практически не пригодно для сравнительной оценки танков.
Применительно к первому послевоенному поколению понятия «средний» («среднепушечный») и «тяжёлый» («тяжелопушечный») танк стали характеризовать, помимо массы и основного вооружения машин, также и уровень их боевых свойств, то есть перечень боевых задач возложенных на них. Стремительное развитие науки и техники в мире, за счёт конкуренции между СССР и США (Холодная война) привели к тому, что разница во всех показателях между средними и тяжёлыми танками стала заметно уменьшаться и постепенно сошла на нет, а лёгкие танки были заменены БРМ и БМП). Произошло это при создании танков второго послевоенного поколения, которые стали называть «основными», то есть теми которые составили основу танкового парка вооружённых сил государства. Позднее этот термин был закреплён практикой мирового танкостроения и международных договорных отношений в области сокращения, контроля и уничтожения вооружений и техники между СССР и США.
Определения в международном праве после окончания Холодной войны
В 1990 году в Договоре об обычных вооружённых силах в Европе введены определения «боевого танка» и «боевой бронированной машины», которые позднее были использованы в Регистре обычных вооружений ООН Межамериканской конвенции о транспарентности приобретений обычных вооружений и Международном договоре о торговле оружием.
Боевыми танками считаются самоходные (колёсные или гусеничные) бронированные боевые машины:
обладающие высокой проходимостью на пересечённой местности;
обладающие высоким уровнем защищённости;
обладающие высокой огневой мощью, что выражается в наличии пушки калибром не менее 75 мм с высокой начальной скоростью снаряда для ведения огня прямой наводкой;
имеющие сухой вес не менее 16,5 тонн.
Также в определение ДОВСЕ (но не более поздние) включается требование угла обстрела главного орудия 360 градусов.
Боевыми бронированными машинами считаются самоходные (колёсные или гусеничные, а в Регистре обычных вооружений и полугусеничные):
обладающие бронезащитой;
обладающие проходимостью по пересечённой местности;
либо сконструированные и оборудованные для перевозки пехотного отделения в составе не менее 4 человек,
либо вооружённые (встроенным или штатно устанавливаемым) оружием калибром не менее 20 мм (ДОВСЕ и регистр ООН первоначально) или 12,5 мм (Межамериканская конвенция 1999 года и вышеупомянутый регистр в последнее время),
либо вооружённые пусковой установкой ПТУР (ДОВСЕ и регистр ООН первоначально) или любых других ракет, кроме зенитных (опять же, в Межамериканской конвенции и позднее в регистре ООН).
Как от
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев