Цитаты о военном искусстве и храбрости кумыков. Сохраняем историческую память о героических страницах истории наших предков:
1) Адам Олеарий:
"Ни персы, ни русские, между владениями которых они расположены, не могут укротить их военной силой…"
Источник: Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. — СПб., 1906.
2) Шамхал Сурхай III:
"...Мы, Кумыки, искони от отцов своих, кунаков имеем и бережём".
Источник: Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI — 30-е годы XVII века) // Утверждено Институтом истории АН СССР — М.: Издательство АН СССР, 1963 — С.52
3) Петр I:
"Если б этот народ имел понятие о военном иску
АРАБОГРАФИЧЕСКИЕ КНИГИ ДАГЕСТАНСКИХ АВТОРОВ, ИЗДАННЫЕ НА ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ ВНЕ ПРЕДЕЛОВ ДАГЕСТАНА – В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ (XIX – НАЧАЛО XX вв.)
Гасан Магомедрасулович Оразаев
В настоящей работе речь идет об опубликованных в XIX – первой трети XX вв. арабографических книгах, в основном созданных на кумыкском и ногайском языках, а также о книгах некоторых дагестанских авторов, созданных ими на азербайджанском, туркменском, турецком, татарском языках или переводах на эти тюркские языки.
Книги на этих языках издавались не только в Дагестане (Северном Кавказе), но и во многих других местах Российской империи – Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Казани, Крыму, Средней Азии и др., и даже вне пре
РОЛЬ СУЛТАН-МУТА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ФЕОДАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ЗАСУЛАКСКОЙ КУМЫКИИ В КОНЦЕ XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ.
Баймурзаева Шагани Баймурзаевна
Актуальность выбранной для исследования нами темы заключается не только в необходимости раскрыть роль Султан-Мута Эндиреевского в образовании феодальной государственности в Засулакской Кумыкии, к чему сильно привлечено внимание жителей этой зоны Дагестана, но и влияние кумыкско-российских отношений на этот процесс.
Становление русско-северокавказских взаимоотношений является и поныне далеко не полностью изученным периодом истории нашего Отечества. Нужно отметить, что взаимоотношения народов Северного Кавказа, в их числе Дагеста
Кайтагский усмий избирался кумыкским обществом Башлы, то есть кумыками.
Рапорт г-м Хатунцева ген Ртищеву от 25 июля 1815.
" ... Башлии, или общество под именем, оного, издревле уздень.
Народонаселение простирается до 2000 домов, в которых может быть от 5-ти до 6-ти тысячи душ мужского пола, но подати никакой не платят и никакой повинности не отбывают, и управляются своими старшинами.
Наказывать ни одного из жителей уцмий не может, напротив того, на избрание на уцмийское достоинство башлынцы имеют главное влияние. ..."
Источник: АКАК, Тифлис, 1873, Том 5, с. 625.
"... Церемониал провозглашения нового уцмия происходил в Башлы.
Здесь по традиции голова наследника венчалась спец головным у
Копия протокола 55 заседания Политбюро ЦК, согласно которому были расстреляны видные деятели Дагестана ( в основном кумыкской национальности, объявленные врагами народа и беглыми кулаками ) в 1937-1938 годах.
#Документлер