Математика известна как наука, которая оперирует абстрактными понятиями, выражающимися через абстрактные же символы. Даже простой подсчет, элементарное сложение и вычитание — это манипуляции с невидимыми и неосязаемыми, а значит, сложными для восприятия ребенка объектами.
Ребенок познает мир посредством органов чувств, а наглядно-действенное мышление у него развивается гораздо раньше абстрактного. Именно поэтому понять и усвоить категории, которые он не может увидеть, услышать или потрогать руками, для ребенка невозможно без наглядного подкрепления этой новой информации.
Одним из таких средств, призванных визуализировать процесс обучения счету и математике в дошкольном и младшем школьном возрасте выступает счетный материал. Его задача — это не только представить сведения в зрительной форме, облегчить и ускорить получение знаний, но и — сконцентрировать внимание ребенка для формирования устойчивого познавательного интереса.
👉 Виды счетного материала
Если раньше первой ассоциацией на словосочетание «счетный материал» были наши незаменимые счетные палочки, сейчас этому понятию отвечает огромное разнообразие игрушек и пособий, созданное современными производителями с учетом особенностей формирующейся детской психики каждого возрастного этапа.
👉 Итак, каков же счетный материал сегодня?
Игровые наборы для обучения простому счету малышей раннего возраста и дошкольников. Это может быть что угодно, например, грибочки, морковки, яблочки, курочка со спрятанными внутри яичками и цыплятами, яркие мешочки или матрешки со спрятанными внутри предметами. Очень популярны деревянные комплекты, раскрашенные в яркие привлекательные цвета, но есть множество предметных наборов из безопасного пластика. При помощи таких веселых и простых пособий дети не только смогут освоить основы счета, познакомиться со сложением и вычитанием, но и — усовершенствуют мелкую моторику, воображение, наглядно-действенное и абстрактное мышление. Для того, чтобы процесс получения знаний был интересен для ребят, обучающие элементы должны быть включены в увлекательные игры. Счетные наборы рекомендуется обновлять время от времени, чтобы интерес не угасал. Например, сегодня предложите ребенку собрать урожай игрушечных морковок, между делом решая простейшие задачки, а завтра — сварите воображаемый компот из груш. И так далее.
Счетные палочки.
Они никуда не исчезли, а, наоборот, стали намного более разнообразными: деревянные палочки изготавливают очень качественно, гладко шлифуют и окрашивают в контрастные насыщенные цвета. По сути, это — те же вышеописанные игровые наборы, только ориентированы они уже не на детсадовских малышей, а на младших школьников. Здесь нет такой явной привязки к игре, а пособия выполняют роль визуализаторов, облегчающих восприятие производимых математических действий.
Счеты. Сегодня их редко используют в качестве калькулятора в повседневной жизни и работе, однако как обучающее пособие они продолжают быть очень актуальными. С их помощью ребенок сможет сформировать представления о десятках, единицах и сотнях, освоить азы математики.
Счетные наборы нового поколения - для малышей и учеников начальной школы. Описать каждый вид современных счетных наборов — задача трудновыполнимая ввиду очень большого их количества. Особенность наборов нового поколения — это их комплексность, т. е., как правило, тот или иной счетный материал дополняется магнитными плакатами, дидактическими пособиями, карточками и играми, а занятия с ним являются частью продуманной системы обучения. К этой категории можно отнести счетные бусы различной степени сложности с яркими бусинами разных цветов, которые можно перемещать по прочной веревке; счетные доски с комплектами брусочков, счетные полоски и специальные линейки, математические кораблики, оригинальные математические игры и многое многое другое.
Разрезной счетный материал. Играть в него, считать, складывать и находить разность — не менее увлекательно, чем занятия с объемными счетными игрушками. Кроме того, вырезая из бумаги нарисованные на ней изображения предметов, животных, растений, фруктов и овощей, ребенок развивает мелкую моторику, расширяет представления об окружающем мире.
✌В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ УЧИТЬ ДЕТЕЙ СЧЕТУ? 👍
Простейшие счетные наборы можно предлагать малышам уже в раннем возрасте (2-3 года). Главное правило: занятия должны быть включены в игру и дозированы по времени. Простой подсчет должен обязательно сопровождаться действиями. Так ребенок сможет получать удовольствие от игры и обучения, будет искренне радоваться процессу.
Дошкольный возраст (4-6 лет) - время, когда у ребенка закладываются основы образного, а затем и - словесно-логического мышления. И все же, основным видом мышления является наглядно-действенное — предлагая ребенку решать простейшие задачки в игре, обязательно используйте красочный счетный материал. Обновляйте счетные игрушки, пусть они будут качественными, привлекательными и яркими — это ускорит формирование познавательного интереса.
Младший школьный возраст (7-11 лет) — время активного формирования абстрактного мышления. Ребенок учится решать более сложные задачи, воспринимать математические знания в словесном, символическом выражении. Катализатором этого процесса, опять же, выступают наглядные счетные пособия и математические игры — они помогают ребенку лучше сориентироваться в связи между конкретным и абстрактным смыслами. http://nevalyasha.ru/kupit-razvivayuschie-igrushki/sc ..
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев