На этом месте рань-ше был гудериановский полигон и этот участок земли был больше ни для чего не пригоден и еще долго не может быть использован для других це-лей. Раньше полк базировался в Шёнефельде (в черте Берлина), но после то-го, как было ре-шение построить "берлинскую стену", было принято решение полк вывести за пределы Берлина. Остановились на этом полигоне (Куммер-сдорф-Гут). И до штабов ГСВГ было очень близко. Вертолеты приземлялись прямо "под забор" Вюнсдорфского городка.
Игорь МОШИНЕЦ: Вот здесь краткая история полка.
К 60-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ОТДЕЛЬНОГО СМЕШАННОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛ-КА.
Это одна из самых необычных частей ВВС России. Она, например, выполняет специфическую задачу - обеспечивает реализацию договора "Открытое небо": ее машины совершают наблюдательные полеты над территориями иностранных государств. По линии ОБСЕ в 1995 г. выполнялись полеты над Боснией. В 1997 г. экипаж на самолете Ан-30 перелетел через Атлантику для осуществления наблюдательных полетов над США и Канадой. В настоящее время экипажи полка летают над Западной Европой и Азией.
История становления и развития этого транспортного авиаполка многогранна и своеобразна, а началась она в 1945-м - накануне окончания Великой Отече-ственной войны.
20 февраля 1945 г. - дата рождения части. Место рождения - поселок Мезеритц (Германия). Первым командиром был назначен бывший старший помощник начальника отдела боевой подготовки управления 16-й воздушной армии по штурмовой авиации гвардии майор Вялков. Под его непосредственным руко-водством часть была окончательно сформирована 4 марта 1945 г., тогда ее личный состав насчитывал 155 человек.
До разгрома фашистской Германии оставалось совсем немного времени, но полк принял активное участие в боевых действиях. На его вооружении в то время находились самолеты: Ли-2, Ще-2, Ша-47, По-2, Зибель-204-Д-1.
Одним из главных событий в истории полка стал день 19 июня 1945 г., когда командующий воздушной армией отдал приказ о выделении из состава части лучшего экипажа для выполнения ответственного и почетного задания - до-ставки Знамени, водруженного над рейхстагом, из Берлина в Москву для уча-стия в Параде Победы. Почетная миссия была поручена экипажу под коман-дованием старшего лейтенанта П.И. Югера.
После окончания Великой Отечественной войны транспортный авиационный полк долгое время базировался на различных аэродромах Германии. В тот период он выполнял такие оперативные задания, как перевозка грузов, по-чты, офицеров штаба, обеспечение летно-тактических учений. Летным экипа-жам приходилось совершать перелеты из Германии по всем аэродромам Со-ветского Союза в различных метеоусловиях. Хорошая профессиональная подготовка летного и технического состава позволяла вовремя и с отличным качеством выполнять задания командования Военно-воздушных сил.
Шли годы. Устаревшая авиационная техника сменялась новыми, современ-ными для того времени транспортными самолетами. В полк поступили Ил-14, Ан-24.
И в 1960-е гг. была напряженная работа: выполняли специальные задания ко-мандования Группы советских войск в Германии и воздушной армии по пере-броске войск, боевой техники над территорией стран Варшавского Договора в различные регионы. Несколько лет подряд полк признавался лучшим среди воинских частей воздушной армии и награждался переходящим призом воен-ного совета. Следующее десятилетие шло активное освоение новой авиаци-онной техники: самолетов Ан-26, Ан-12, вертолетов Ми-8. Теми же типами ма-шин полк оснащен и сегодня.
В 1980-е гг. полк принимал участие в обеспечении целого ряда учений, прово-димых министром обороны СССР, главнокомандующим Объединенными во-оруженными силами Варшавского Договора, главнокомандующим ГСВГ, до-бился заслуженного авторитета и уважения. В сложный период реформиро-вания Вооруженных Сил и вывода советских войск с территории Германии отдельный транспортный авиационный полк смог сохранить личный состав, технику, выполняя задачи по перебазированию войск на территорию СССР. А в 1994 г. и сам был переведен на новое место постоянной дислокации - в по-селок Кубинка Одинцовского района Московской области.
Игорь МОШИНЕЦ.
_______________________________________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Тяжелой темой этот вопрос никак не может быть, тем более сейчас, так как на Шперенбергский аэродром не базировались истребители, бомбардировщики или штурмовики и он в этом представлении не являлся чисто военным аэродромом. Его более точно характеризовали те, кто служил в ГСВГ, называя его "придворным".
В то же время, в Шенефельде, на другой его части так и осталась базироваться авиация США, раньше, наша и американская авиация были отделены простым забором, в котором было много обыкновенных дыр и чере которые можно было сходить в западную зону или к "бабке Дулихе" (была такая) за каким-нибудь дефицитом.
13 августа 1961 года полк уже находился на аэродроме "Шперенберг" и обустраивался на новом месте. Но после 13 августа 1961 года...ЕщёСегодня Европейское сообщество широко вспоминает событие, которое способствовало появлению (строительству) аэродрома "Шперенберг". В этот день, 13 августа, в 1961 году была воздвигнута "Берлинская стена". А поскольку авиационный полк базировался до этого в Берлине, на аэродроме "Шёнефельд", то для его базирования был заранее построен новый аэродром (совершенно на "голом месте", на месте артиллерийского полигона) у населенного пункта "Шперенберг", от которого он и получил свое наименование.
В то же время, в Шенефельде, на другой его части так и осталась базироваться авиация США, раньше, наша и американская авиация были отделены простым забором, в котором было много обыкновенных дыр и чере которые можно было сходить в западную зону или к "бабке Дулихе" (была такая) за каким-нибудь дефицитом.
13 августа 1961 года полк уже находился на аэродроме "Шперенберг" и обустраивался на новом месте. Но после 13 августа 1961 года попасть в Берлин можно было только по специальным пропускам.