2 комментария
    4 класса
    КТО ТАКОЙ ИМАМ АЛЬ БУХАРИ .
    0 комментариев
    0 классов
    САЛАФИТЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ . Салафизм (от слова «саляф» – предшественники) представляет собой одно из направлений в исламе, представители которого заявляют о своём идейном и интеллектуальном наследовании первых поколений мусульман (сахабов, табиинов и таби ут-табиинов) и призывают других мусульман «вернуться» к временам ранней исламской общины. Примечательно, что сам термин «салафизм» является самоназванием придерживающихся этого течения мусульман. Представители других течений внутри ислама называют салафитов часто ваххабитами – в честь одного из создателей течения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. 🔹 Происхождение . Корни учения салафизма уходят в XIII-XIV века (по Милади) – в период жизни богослова Ибн Теймии. Этот богослов и правовед многое сделал для оформления мировоззренческих рамок салафизма, который начал крепнуть и стремительно распространяться спустя пять веков благодаря союзу Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими с представителями династии Саудов на территории Аравийского полуострова. Появление в XX веке государства Саудовская Аравия стало одним из важнейших этапов распространения салафитской идеологии. 🔹 Суть учения . Ключевое понятие, вокруг которого строится всё учение салафизма, – единобожие. Салафиты различают несколько его видов – от трёх до четырёх. Первый, таухид уль-улюхийа, представляет собой поклонение Всевышнему. Второй, таухид ур-рубубийа, обозначает то, что Аллах является Творцом всего и вся. Третий вид, таухид уль-асма уас-сыйфат, подразумевает наличие у Всевышнего Творца атрибутов и имён. Четвёртый вид, таухид уль-хакимийа, означает принадлежность всей власти Создателю. Представители других течений внутри ислама критикуют салафитов за указанное разделение, отмечая, что оно, с одной стороны, излишне, а с другой – может выступать в качестве политического инструмента. В первом случае речь идёт о бессмысленности разделения таухид уль-улюхийа и таухид ур-рубубийа. Критики отмечают, что вера в единство Творца и поклонение Ему невозможно без признания Его господства, а потому салафитское разделение неадекватно реальности. Более того, оппоненты салафитов отмечают, что предложенная Ибн Таймией и далее дополненная Саидом Кутбом типология является ничем иным как необоснованным нововведением (бид’а). Примечательно, что сами салафиты провозглашают борьбу с нововведениями в религии одной из своих главных задач. Многие сегодняшние проблемы радикализма исследователи и богословы склонны выводить из выделения египетским публицистом Кутбом таухида аль-хакимийа, суть которого сводится к тому, что не следующий шариатским наставлениям правитель признаётся неверным, равно как и подвластные ему люди. В отношении них Саид Кутб признавал допустимость ведения боевых действий. Другой отличительной чертой учения салафитов является придание Всевышнему антропологических черт – наличие лица, глаз, рук и ног, приписывание Ему места. Салафиты оговариваются, что не знают, как именно выглядят конечности и где именно находится Всевышний, однако сути в их антропоморфизме это не меняет. Суннитские учёные придерживаются иной позиции, рассматривая аяты Священного Корана, в которых говорится о руке, лице Бога и так далее, сквозь призму аллегорий. Мусульмане, не придерживающиеся салафитской акыды, отмечают, что Создателю миров не присуще нахождение где-либо и ограничение Себя какими-то физическими, пространственными границами. Постановка вопроса об этом и об органах тела в рамках традиционных мусульманских воззрений, в принципе, невозможна. 🔹 Салафизм и джихад . Часто в контексте салафизма затрагивается тема джихада, отношение к которому позволяет провести градацию внутри рассматриваемого течения. Некоторые группы занимают радикальную позицию, настаивая на необходимости вести военные действия по всему миру для воплощения в жизнь глобального проекта по построению нового исламского государства. Другие заявляют о важности ведения борьбы внутри национальных государств. Третьи, как, например, мадхалиты в Саудовской Аравии, призывают совершать изменения в обществе не посредством оружия, а через беседы и убеждения. Крайние салафиты, исповедующие такфиризм, обвиняют в неверии всех, кто не согласен с их убеждениями и взглядами. Для этой группы салафитов характерен отчётливый антропоморфизм и буквализм в интерпретации Священного Корана и Благородной сунны. При толковании священных текстов салафиты предпочитают делать акцент на самом тексте, а не на его смысловых составляющих, трактуемых сквозь призму разума. Кроме того, они отрицают необходимость следовать иджме (общему мнению авторитетных мусульманских учёных) и использования кыяса (суждений по аналогии). Салафиты часто подвергаются критике со стороны других мусульман из-за распространения конфликтов в разных уголках земного шара. Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
    0 комментариев
    0 классов
    БИОГРАФИЯ ШЕЙХА ХАЛИД АЛЬ ФУЛЕЙДЖ
    0 комментариев
    0 классов
    1 комментарий
    5 классов
    НОВОВВЕДЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСКОМ ВЕРОУЧЕНИИ (БИДА) . Под нововведением, как правило, понимается какое-либо новшество, которого ранее не существовало. В исламе к категории бида (бидаат, бидат) относятся все положения и каноны, которые не были установлены Священным Кораном и сунной Пророка Мухаммада (с.г.в.), а появились уже после смерти заключительного Божьего Посланника (с.г.в.). Обычно понятие «нововведение» употребляется в негативном смысле, однако оно подразделяется на два вида: похвальное (бида хасан) и порицаемое (бида сайиа). 🟦 Похвальное нововведение . Таковым признаётся новшество, которое не противоречит исламским канонам, а скорее является дополнением их. В одном из хадисов Пророка (с.г.в.) сказано: «Тому, кто придумал в Исламе хорошее действие, будет воздаяние за него, и люди последуют за ним. Тому же, кто придумал плохое действие, будет грех этого действия, и люди будут следовать ему без малейшего убавления» (Муслим). Одним из примеров похвального нововведения может служить коллективное совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан, так как мусульмане начали совершать его джамаатом в мечетях лишь во времена правления второго праведного халифа – Умара ибн Хаттаба (р.а.). Однако не все богословы признают наличие похвальных нововведений, утверждая, что любое новшество следует считать греховным и непозволительным. Сторонники такой точки зрения уверены, что религия, оставленная Пророком (с.г.в.), является полной и совершенной, а значит, в каких бы то ни было нововведениях ислам не нуждается. Для подтверждения своей позиции они приводят хадис, содержащий изречение Посланника (с.г.в.): «Самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это новоизобретённые, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (приводится Муслимом и Насаи). 🟦 Порицаемое нововведение . Порицаемым считается любое новшество в религиозной практике мусульман, которое вступает в противоречие с Шариатом, и по этой причине следование ему не может быть признано дозволенным. Примером такого нововведения может быть совершение шести намазов вместо пятикратной молитвы, ниспосланной Всевышним в качестве милости для своих творений. 🟦 Причины возникновения порицаемых нововведений следующие: 🔹 1. Несоблюдение предписаний Пречистой Сунны . В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) говорится: «Если вы оставите сунну, то непременно впадёте в заблуждение» (Муслим). 🔹 2. Отсутствие необходимого багажа знаний . Пророк (с.г.в.) наставлял: «Поистине, Всевышний не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, лишая их знающих людей. Когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая необходимым знанием, в результате чего они сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» (Бухари, Муслим). 🔹 3. Слепое подражание кому-либо . Как говорится на этот счёт в одном из хадисов: «Я боюсь появления в своей общине имамов, которые станут вводить в заблуждение» (Тирмизи). 🔹 4. Фанатизм в вопросах религии . Посланник Создателя (с.г.в.) говорил: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии!» (Насаи, Ибн Маджа). 🔹 5. Следование сомнительным далилям (доводам) . Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то разъяснял: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там (Абу Дауд, Тирмизи). Несмотря на, казалось бы, очевидное разграничение, которое обозначено между похвальными и порицаемыми нововведениями, часть из них по-прежнему порождает немало споров по поводу дозволенности или запретности тех или иных нововведений. Ярчайшим примером того может служить празднование Мавлида ан-Наби – Дня рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.), широко практикуемое мусульманами на постсоветском пространстве. Имеется немало противников данного праздника, которые считают его порицаемым нововведением и уподоблением христианам, которые по-особому отмечают Рождество Христово. 🟦 Польза от похвальных нововведений и угрозы от порицаемых . Похвальные нововведения, будучи новшествами, несущими положительную окраску, несомненно, необходимы в жизни современной уммы. С течением времени мир меняется, и зачастую многие религиозные каноны нуждаются в трактовке с учетом реалий сегодняшнего дня, в связи с чем их наличие является оправданным. Такие новшества, прежде всего, раскрывают установления шариата и способствуют более четкому и точному их пониманию со стороны простого обывателя. Порицаемые нововведения несут в себе большую угрозу, так как они могут внести верующих в заблуждение, которое, в свою очередь, может повлечь за собой негативные последствия. Во-первых, бид’а, как сказано об этом в одном из хадисов, может стать причиной лишения сунны в равном объеме (Ахмад). Во-вторых, каждый человек, ставший виновником впадения в заблуждение других верующих, понесёт и их суровое бремя: «Тот, кто внесёт нововведение, которое будут совершать люди, понесёт на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!» (хадис от Тирмизи и Ибн Маджи). Таким образом, верующим не стоит уклоняться от того пути, который завещал нам Посланник Всевышнего (с.г.в.), и тогда, по воле Аллаха, мы преуспеем. Однажды Пророк (с.г.в.) сказал: «Разделится моя умма на 73 течения, и лишь одна из этих частей окажется в Раю». Тогда сподвижники попросили его уточнить: «Кто же эти люди?» И услышали в ответ: «Это те, кто следует моему пути и пути моих сахабов» (хадис приводят Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад). Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
    0 комментариев
    0 классов
    УГЛУБЛЕННЫЙ КУРС ТАДЖВИДА . Урок - 3.
    0 комментариев
    0 классов
    УГЛУБЛЕННЫЙ КУРС ТАДЖВИДА . Урок - 2.
    0 комментариев
    0 классов
    УГЛУБЛЕННЫЙ КУРС ТАДЖВИДА . Урок - 1.
    0 комментариев
    0 классов
    НОШЕНИЕ НИКАБА – ВАДЖИБ, СУННАТ ИЛИ БИДГАТ? Немалое число мусульманок в мире сегодня ходят в одежде, скрывающей лицо. Но среди исламских богословов остаётся спорным вопрос о статусе ношения никаба. Одни считают это обязательным, другие – дозволенным, третьи – нововведением. 🟩 Нововведение . Часть учёных, которые составляют явное меньшинство, утверждали, что ношение никаба – это бидгат. В частности, такую точку зрения отстаивали алимы из Египта, которые аргументировали свою позицию тем, что никаба не было во времена Пророка (с.г.в.) и его сподвижников. Но это мнение опровергается многими оппонентами при помощи всего лишь одного хадиса: «Пусть женщина не носит никаб и перчатки, будучи в состоянии ихрама» (Бухари). В этом сообщении явное доказательство того, что такой стиль одежды существовал ещё при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.). 🟩 Ваджиб . Другие мусульманские богословы (например основоположник ханбалитского мазхаба Ахмад ибн Ханбаль) утверждали, что ношение никаба относится к обязательным действиям. В качестве довода этой позиции могут служить слова Асмы бинт Язид: «Мы закрывали наши лица от взоров мужчин!» (Хаким). Сторонники этого мнения приводят в качестве доказательства также следующий аят: ЕСЛИ ВЫ ПРОСИТЕ У НИХ (ЖЁН ПРОРОКА) КАКУЮ-ЛИБО УТВАРЬ, ТО ПРОСИТЕ У НИХ ЧЕРЕЗ ЗАВЕСУ. ТАК БУДЕТ ЧИЩЕ ДЛЯ ВАШИХ СЕРДЕЦ И ИХ СЕРДЕЦ (33:53) Толкуя эти слова Всевышнего, они утверждали, что лицо относится к аурату женщины, а поэтому ей следует скрывать его завесой, чем и объясняется необходимость ношения никаба. 🟩 Сунна . Подавляющее же большинство алимов считало ношение никаба желательным, но не обязательным. Такого мнения придерживались имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии, а также некоторые учёные-ханбалиты. Имам Тахави писал: «Дозволено взглянуть на то, что не относится к харамному, это касается лица и рук женщины, однако, это было запрещено для супруг Пророка (с.г.в.). Так считал Абу Ханифа». В обоснование подобной точки зрения можно привести аят: ПУСТЬ ОНИ НЕ ВЫСТАВЛЯЮТ НАПОКАЗ СВОИХ ПРИКРАС, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ, КОТОРЫЕ ВИДНЫ (24:31) Такие видные сподвижники, как Абдуллах ибн Аббас (р.а.), Абдуллах ибн Умар (р.а.) и Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) считали, что здесь под исключениями подразумеваются лицо и кисти рук. Кроме того, доказательством тому, что ношение этого предмета гардероба не считается обязательным, можно привести множество случаев с упоминанием сподвижниц Пророка (с.г.в.), жён сахабов или табиинов. Например, когда халиф Абу Бакр (р.а.) был при смерти, его жену Асму видели без никаба (Табарани). На основании этого богословы сделали вывод, что если бы прикрытие лица относилось к обязательным действиям, то было бы невозможно, чтобы такие праведные женщины ходили без никаба. А Аллаху известно лучше! Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
    0 комментариев
    0 классов
Показать ещё