реабилитации больных с детским церебральным параличом
В
реабилитации больных с различными формами ДЦП все более прочные позиции
занимают методы так называемой сенсорной коррекции. Хрестоматийным является тот
факт, что сенсорный поток при данном заболевании депривирован, извращен, и это
относится прежде всего к проприоцептивной чувствительности, функционированию
целого ряда анализаторных систем и высших корковых функций (в первую очередь к
перцептивным процессам). С внедрением в реабилитологическую практику комплекса
"сенсорная комната", разработанного в Голландии в начале 80-х годов,
возможности комбинированного воздействия на афферентные системы как на
полиморфную мишень на фоне стимуляции такого важного звена эмоционально-волевой
сферы, как мотивация к действию, многократно возросли.
"Сенсорная
комната" представляет собой своеобразный тренажерный зал, где коррекция
нарушенных двигательных функций эффективно потенциируется синхронной
возможностью гашения нередуцированных примитивных тонических рефлексов,
коррекцией процессов восприятия, внимания и т.д. "Сенсорная комната"
укомплектовывается весьма вариабельно, в зависимости от реабилитационных целей,
но для решения названных выше задач в состав ее оборудования обязательно должны
входить: "сухой" бассейн; гидроматрац с подогревом: водяные цилиндры
высотой от пола до потолка, снабженные особым устройством, обеспечивающим
вертикальные пассажи разнокалиберных и разноцветных воздушных пузырей в жидкой
среде; стереоскопическое мобильное панно с меняющимися картинками,
проецируемыми на стены комнаты; стенд для выработки навыков манипулятивной
активности, тонкой моторики и стимуляции тактильной чувствительности,
снабженный пучком световодов из оптических волокон, меняющих свою окраску
непосредственно в руках у ребенка ("русалочий хвост").
Описанная
обстановка "сенсорной комнаты", с одной стороны, отвлекает пациента
от осознания того, что он лечится, погружает его в атмосферу игры, пробуждая
позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной
реабилитационной задачи, а с другой стороны, она создает адекватные условия для
разрушения существующих порочных функциональных систем и формирования новых,
более физиологичных. В рамках данной работы невозможно изложить подробную
методологию использования "сенсорной комнаты", но нельзя не отметить,
что положительная динамика, характеризующаяся изменениями нейромоторного,
речевого и психологического статуса больных, статистически достоверна,
коррелирует с результатами дополнительных методов исследования: ЭЭГ, РЭГ, ЭМГ и
компьютерной биомеханографии.
К методам
сенсорной коррекции относится и так называемый звуковой луч (от английского
sound beem), особого рода тренажер, воздействующий на пациента по принципу
обратной связи. Он состоит из генератора звуковых колебаний и сенсора, который
направляет эти колебания в виде "звукового луча" или конуса на
больного. 128 видов звуков, производимых генератором, подразделяются на
музыкальную и шумовую шкалу. Здесь можно услышать игру различных музыкальных
инструментов и целых оркестров, пение птиц, шум дождя, выстрелы из автомата и
многое другое. Ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя звуковой ряд,
после чего начинается процесс собственно тренировки. Порог чувствительности
сенсора настолько низок, что любое движение пациента, находящегося в зоне
звукового конуса, вызывает изменения звучания: по силе, тембру, высоте,
четкости и т.д. Правильно выполненная двигательная задача "извлекает"
звук из сенсора, неправильное ее выполнение обусловливает полное
"молчание" последнего.
Создается
игровая ситуация, где ребенок не только "добытчик" того или иного
звучания, но еще и "аранжировщик" и "звукорежиссер". Он,
как и в предыдущем описании, переключает доминанту сознания со скучных и порой
нелегких двигательных упражнений на активный интерес к забавному аттракциону и
уже самостоятельно контролирует правильность своих действий с помощью слухового
анализатора на основе обратной связи.
Использование
"звукового луча" целесообразно проводить по принципу: от простого к
сложному, и прежде всего потому, что ребенок с первых занятий должен добиваться
успеха как результата собственной активности, что в плане стимуляции
мотивационных процессов трудно переоценить.
Противопоказаниями
для применения двух последних методик являются сопутствующие основному
заболеванию гипертензионно-гидроцефальный синдром, текущий эпилептический
процесс, декомпенсированная соматическая патология и интеркуррентные инфекции.
В ряду методов, направленных на коррекцию двигательного дефекта, обусловленного
ДЦП, особое место занимает лечебная верховая езда, или иппотерапия. По
методике, разработанной в нашем Объединении, выполнение ребенком комплекса
специально разработанных упражнений во время движения лошади по манежу в режиме
шага, рыси или галопа направлено на укрепление антигравитационной мускулатуры,
и прежде всего мышц спины, на преодоление нарушений функции равновесия и
вестибулярных расстройств, на уменьшение спазма в приводящих мышцах бедер и
эквинирования стоп, воспитание функции хвата и других манипулятивных навыков.
Кроме того, общение с животным на открытом воздухе оживляет эмоциональный фон
ребенка, расширяет диапазон его знаний и представлений об окружающем мире,
возбуждает его самую активную настроенность на преодоление имеющихся
двигательных проблем. Верхом на лошади прекрасно держится не только неходячий, но
даже не стоящий ребенок, буквально на глазах формируя отсутствовавшие до того
признаки вертикализации и другие стато-моторные навыки.
Данные
стабилометрии и компьютерной биомеханографии, производимых в динамике, до и
после курса иппотерапии, также свидетельствуют о значительных позитивных
результатах этого вида лечения.
#ЛечениеДцп #ДцпНеПриговор #дцп
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев