#Наш_Бессмертный_полк
«Тревога! Осыка в воздухе!»
На фронтах Великой Отечественной войны героически воевали сотни работников Южно-Донецкой железной дороги. В преддверии Дня Победы мы расскажем о Герое Советского Союза Демьяне Осыке. О неизвестных страницах биографии нашего славного земляка «Железнодорожнику Донбасса» рассказала его племянница Наталья Литвинова.
– У нас в роду было много железнодорожников, – рассказывает Наталья Семеновна. – Мой дед Василий Федорович Осыка всю жизнь проработал на железной дороге, был хвостовым кондуктором. У них с Марфой Ивановной было трое детей: Петр, Семен и Демьян. Отец часто рассказывал сыновьям о поездах, поэтому многие, не раздумывая связали свою жизнь с «железкой». Но война внесла в свои коррективы.
Старший, Петр Осыка, прошел всю войну: был ранен, попал в плен. После войны переехал в Россию, работал инженером.
Средний, Семен, отец Натальи Литвиновой, посвятил всю жизнь железной дороге. На дороге работал и в годы Великой Отечественной войны.
Младший, Демьян Осыка работал в локомотивном депо Иловайск сначала кочегаром на паровозе, потом помощником машиниста и машинистом. Но его всегда манило небо – голубое, бескрайнее, мирное.
Постепенно пришло понимание: чтобы небо оставалось мирным, его кто-то должен защищать. Демьян поступил учиться в Ейскую военную школу летчиков и летнабов морской и сухопутной авиации им. И. В. Сталина.
Знакомство Демьяна Осыки с авиацией началось с первого дня его действительной службы в Красной Армии, на которую он был призван в 1937 году.
В 1939-1940 гг. Демьян Осыка участвовал в советско-финляндской войне. Здесь полученные ранее знания применял на практике, громя противника в составе Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Балтийского флота. В боях с белофиннами он лично сбил два вражеских самолета, уничтожил много живой силы и техники противника. Свидетельство признания его боевых заслуг в финскую – орден Красного Знамени.
С 1941 года Демьян Васильевич занимал должность командира эскадрильи 1-го запасного авиационного полка военно-морского флота. А когда началась Великая Отечественная война, уже как опытный военный летчик защищал родное небо от немецко-фашистских захватчиков.
– Немцы его очень боялись, – рассказывает Наталья Семеновна. – Стоило взлететь его самолету, как радиоперехват советских войск ловил немецкое: «Тревога! Осыка в воздухе!». За каждый сбитый немецкий аппарат на самолете у Осыки рисовали звезду, и было их немало. А за поимку воздушного аса даже было назначено вознаграждение.
Однажды самолет Осыки сбили. Штурман был тяжело ранен, и командир тащил его на себе. Ползли долго, Демьян даже ноги обморозил, но оба остались живы и благополучно добрались до советских позиций.
В июне 1943 Осыка был назначен командиром эскадрильи 46-го штурмового авиационного полка военно-воздушных сил Северного флота. На его счету немало боевых вылетов для нанесения бомбово-штурмовых ударов по конвоям, не один штурм аэродромов, баз и военных объектов.
Демьян Осыка был одним из немногих летчиков в Советском Союзе, владевшим уникальной техникой бомбардировки – топмачтовым бомбометанием.
– Во время войны в ССССР специально была подготовлена группа летчиков-топмачтовиков, среди которых и Демьян Васильевич, – рассказывает муж Натальи Семеновны, офицер в отставке Александр Литвинов. – Этот способ требует особого мастерства от пилота. Необходимо учитывать все: скорость самолета, высоту, угол наклона. Бомба сбрасывается на водную гладь таким образом, чтобы она отрикошетила и попала в цель. Свой опыт бомбометания он передал небольшой группе молодых летчиков. Впоследствии его эскадрилья уничтожила 16 морских единиц, еще 3 были повреждены.
В апреле 1944 года Демьян Осыка был назначен на должность помощника командира полка по летной подготовке и воздушному бою.
К июню 1944-го он совершил 11 боевых вылетов, лично участвовал в потоплении двух немецких суден. За образцовое выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Демьяну Осыке было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В наградном листе говорится: «За период командования эскадрильей и ее боевой работы эскадрилья произвела 38 боевых самолето-вылетов, в результате которых потоплено 3 танкера общим водоизмещением 8 тыс. тонн, подожжен транспорт водоизмещением 6 тыс. тонн, взорвано три склада с горючим и боеприпасами, сбито в воздушных боях 4 самолета противника, уничтожено 7 самолетов противника на земле при штурме аэродрома».
Осенью 1944 года Демьян Осыка принимал участие в Петсамо-Киркенесской наступательной операции в Норвегии. Задачей советских войск было наступление на поселки Луостари и Петсамо с целью уничтожения основных сил 19-го горнострелкового корпуса Вермахта, укрепившегося в области Петсамо, и дальнейшего наступления на Киркенес.
За военные подвиги Демьян Осыка был награжден 7-ю орденами, среди которых орден Красного Знамени и орден Ушакова 2-й степени, 16-ю медалями. Его бюст в числе 53 летчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота в поселке Сафоново города Североморск Мурманской области.
В Иловайске также чтят память легендарного земляка. На административном здании локомотивного депо Иловайск установлена памятная доска Демьяну Осыке, начинавшему здесь свой путь железнодорожника.
Его брат Семен Васильевич много лет добивался, чтобы переулок Садовый в Иловайске, где находится их отчий дом, назвали в честь героя. Он прошел множество кабинетов, писал заявления и ходатайства, но добиться желаемого так и не смог.
Наталья Литвинова вспоминает, что Демьян Осыка был очень добрым и искренним человеком. Он уважал и ценил братьев, не чаял души в маленькой племяннице и не любил говорить о войне.
Героя Советского Союза четырехлетняя Наташа называла просто «дядя Дима». Высокий, стройный, с пышными усами, куривший неизменный «Беломор», он был кумиром для малышки.
– Я любила сидеть у него на коленях и крутить усы, – улыбается Наталья Семеновна. – Помню, однажды он приехал на «Победе», вышел из машины такой красивый, сильный. А когда уезжал, в шутку даже предложил моему отцу забрать меня на воспитание. Мне это очень запомнилось, потому что было весело, отец смеялся и говорил, мол, это моя «последняя» дочка, как же я без нее?!
После войны судьба разбросала братьев по большой стране. Отец Натальи, Семен Васильевич, остался жить в Иловайске и до пенсии работал на железной дороге. Петр уехал в Мелитополь. Демьян после войны служил в ВМФ СССР, в 1954 году он окончил Военно-морскую академию, жил в Керчи.
Всю жизнь братья поддерживали теплые отношения. Когда был жив отец, часто приезжали к нему в гости в Иловайск и обязательно ездили на Саур-Могилу.
Сын Натальи и Александра Литвиновых Вадим, несмотря на то, что никогда не видел своего знаменитого деда, всегда интересовался его судьбой. В школе писал о нем сочинения, потом по крупицам собирал информации, а когда пришло время выбирать свою жизненную дорогу, тоже стал военным.
9 мая для Литвиновых всегда было особенным днем. Они каждый год обязательно принимают участие в акции «Бессмертный полк» с фотографией Демьяна Осыки. Одно только огорчает потомков известного летчика: переулку, где прошли его детство и юность, так и не присвоили его имя.
Фото из семейного архива Натальи Литвиновой
https://gd-n.ru/bessmertnyj-polk/